Антибактериальная обработка
Антикоррозийная обработка
Бронирование пленкой кузова
Бронирование стекол
Бронирование фар
Диагностика ДВС
Диагностика КПП
Диагностика и ремонт ТНВД дизеля
Диагностика и ремонт системы Common Rail
Диагностика и ремонт форсунок дизельного двигателя
Диагностика кондиционера
Диагностика подвески
Диагностика тормозной системы
Диагностика электрооборудования
Замена ГРМ
Замена ШРУСа
Замена амортизатора
Замена барабанов
Замена бензонасоса
Замена блока ABS EBD ESP
Замена блока предохранителей
Замена бокового стекла
Замена водяного насоса (помпы)
Замена воздушного фильтра
Замена втулки стабилизатора
Замена выпускного коллектора
Замена галогеновых ламп
Замена генератора
Замена глушителя
Замена двери
Замена жидкости ГУР
Замена заднего фонаря
Замена замка зажигания
Замена испарителя
Замена катализатора
Замена катушки зажигания
Замена коммутатора
Замена компрессора кондиционера
Замена ксеноновых ламп
Замена ламп габаритных огней
Замена лобового стекла
Замена масла
Замена масла КПП
Замена масла в двигателе
Замена масла в мостах
Замена масла в редукторе
Замена масла раздаточной коробки
Замена маслосъемных колпачков
Замена масляного насоса
Замена механизма стеклоочистителя
Замена мотора печки
Замена насоса гидроусилителя
Замена опорного подшипника
Замена опоры амортизатора
Замена опоры двигателя
Замена охлаждающей жидкости (антифриз)
Замена патрубка системы охлаждения
Замена поворотного кулака
Замена подшипника ступицы
Замена приводного ремня
Замена приемной трубы глушителя
Замена проводов высокого напряжения
Замена прокладки ГБЦ (головки блока цилиндров)
Замена прокладки впускного-выпуского коллектора
Замена прокладки клапанной крышки
Замена прокладки поддона
Замена пружин
Замена пыльника ШРУСа
Замена радиатора кондиционера
Замена радиатора охлаждения
Замена радиатора печки
Замена редуктора
Замена резонатора
Замена ремня ГРМ
Замена ремня гидроусилителя
Замена ремня кондиционера
Замена ролика приводного ремня
Замена рулевого наконечника
Замена рулевой рейки
Замена рулевой тяги
Замена рычага
Замена сайленблока
Замена салонного фильтра
Замена сальника
Замена свечей
Замена свечей зажигания
Замена стартера
Замена стеклоподъемника
Замена стойки амортизатора
Замена стойки стабилизатора
Замена стояночного тормоза
Замена ступицы
Замена суппорта
Замена сцепления
Замена термостата
Замена топливного фильтра
Замена тормозной жидкости
Замена тормозных дисков
Замена тормозных колодок
Замена тормозных шлангов
Замена троса ручника
Замена турбины
Замена фары
Замена форсунок
Замена цепи ГРМ
Замена шаровой опоры
Замер компрессии
Заправка кондиционера
Зарядка аккумулятора
Капитальный ремонт бензинового двигателя
Капитальный ремонт дизельного двигателя
Комплексная диагностика
Компьютерная диагностика
Компьютерная диагностика дизельных двигателей
Оклейка кузова пленкой
Перетяжка потолка
Перетяжка руля
Перетяжка салона
Перетяжка торпеды
Плановое ТО
Покраска бампера
Покраска двери
Покраска капота
Покраска крыла
Покраска крышки багажника
Покраска кузова
Полировка кузова
Полировка фар
Проверка и очистка топливной системы
Промывка инжектора
Промывка радиатора
Промывка форсунок
Работы по рулевой колонке
Регулировка клапанов
Регулировка света фар
Ремонт DSG
Ремонт АКПП
Ремонт ГБЦ (головки блока цилиндров)
Ремонт МКПП
Ремонт РКПП
Ремонт бампера
Ремонт вариатора
Ремонт газобаллонного оборудования (ГБО)
Ремонт генератора
Ремонт гидроусилителя
Ремонт глушителя
Ремонт двери
Ремонт двигателя
Ремонт зеркал
Ремонт капота
Ремонт катализатора
Ремонт компрессора
Ремонт кондиционера
Ремонт коробки
Ремонт крыла
Ремонт крышки багажника
Ремонт пневматической подвески
Ремонт радиатора кондиционера
Ремонт раздаточной коробки
Ремонт редуктора
Ремонт рулевого механизма
Ремонт рулевой рейки
Ремонт сколов стекла
Ремонт стартера
Ремонт суппорта
Ремонт трещин стекла
Ремонт трещин/сколов ветрового стекла
Ремонт турбины
Ремонт электрики кузова
Стапельные работы
Сход-развал
Тонировка стекол
Тюнинг выхлопной системы
Удаление катализатора
Установка автозвука
Установка видеорегистратора
Установка газобаллонного оборудования (ГБО)
Установка защиты картера
Установка иммобилайзера
Установка камеры заднего вида
Установка ксенона
Установка навигации
Установка омывателя фар
Установка парктроника
Установка подогрева сидений
Установка сабвуфера
Установка секретки
Установка сигнализации
Установка усилителя
Устранение сколов
Химчистка салона
Шумоизоляция
ГБЦ является основным элементом силового агрегата и крышкой двигателя, закрывая его составляющие компоненты от внешних воздействий. Для поиска и устранения неисправностей требуется снятие головки блока цилиндров.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Когда необходимо ремонтировать головку?
Работы по демонтажу, ремонту и установке ГБЦ в автомобиле могут потребоваться при таких неисправностях:
- На щупе для диагностики уровня моторной жидкости либо под пробкой для ее залива образуется белая эмульсия. Это говорит о пробитии прокладки ГБЦ либо повреждении корпуса головки (появлении трещин) и попадании хладагента в систему смазки. Эмульсия может быть еле видна.
- Из глушителя автомобиля стал выходить густой и белый дым, при заведенном силовом агрегате могут прорываться капли жидкости. Скорее всего, это хладагент и его попадание в выхлопную систему связано с повреждением цилиндров. Уровень антифриза будет снижен, а появление пара может обуславливаться перегревом ДВС и повышенным содержанием конденсата. Но если белый дым выходит постоянно, это говорит о пробитии прокладки ГБЦ.
- На поверхности антифриза в расширительном резервуаре возникли масляные пятна либо жирная пленка, ее наличие может проявиться в радиаторном устройстве. Попасть в охлаждающую систему моторная жидкость могла через трещины в прокладке или самой головке блока. Исключением являются автомобили, владельцы которых выполняют промывку охладительной системы отработанными моторными жидкостями. Разумеется, делать этого нельзя.
- В горловину радиаторного устройства могут попадать мелкие пузырьки. Это говорит о том, что отработавшие газы из выхлопной системы попадают из камеры сгорания в охладительную систему. Где-то имеется повреждение или дефект, есть вероятность, что в самой прокладке либо на структуре головки блока. Если пузырьки образуются при замене расходного материала, то это нормально. Но если их образование наблюдается регулярно, требуется диагностика силового агрегата.
- Через поврежденную прокладку в головке блока пробиваются отработавшие газы. Такая проблема происходит редко, но ее можно легко диагностировать. Надо только присмотреться.
- Из-под прокладки ГБЦ стала подтекать моторная жидкость. Проблема может заключаться в некачественной затяжке винтов головки блока. Эту процедуру надо выполнять в определенной последовательности, в противном случае можно сорвать резьбу и сломать шпильки. Процесс затяжки должен производиться с использованием динамометрического ключа.
- Если имеется пробой прокладки или головка повреждена непосредственно между цилиндрами, определить это будет сложно. К признакам такой неисправности можно отнести увеличение расхода горючего и падение мощности силового агрегата. Проблема может сопровождаться уменьшением компрессии в одном либо нескольких цилиндрах, обычно это происходит в соседних устройствах.
О необходимости проведения ремонта ГБЦ подробно рассказал канал «Теория ДВС».
Причины появления дефектов
Предназначение головки заключается в образовании горючей смеси из воздуха и топлива, которая создается в камерах сгорания. Она используется для воспламенения и движения автомобиля. ГБЦ, как и другой узел машины, не застрахован от дефектов. Неисправности могут возникать спонтанно либо в результате дорожно-транспортного происшествия или износа узла.
Все поломки связаны с:
- браком при производстве ГБЦ;
- высокой нагрузкой на узел;
- некорректным либо недостаточным техническом обслуживании;
- некачественной смазкой внутренних компонентов устройства;
- отсутствием защиты от замерзания либо коррозии в контуре хладагента.
Что нужно для замены ГБЦ?
Производить разборку, заменять и восстанавливать ГБЦ на 8-цилиндровом или другом двигателе надо после подготовки инструментов:
- специальная оправка, потребуется для запрессовки маслоотражательных колпачков;
- микрометр, необходим для замера клапанов, а также направляющих элементов;
- развертка, будет использоваться для разворачивания новых втулок;
- специальные оправки для демонтажа (выпрессовки), а также установки новых втулок;
- набор зенкеров, предназначены для восстановления седел клапанов;
- специальные приспособления для рассухаривания клапанных пружинных элементов;
- комплект гаечных ключей;
- новая прокладка ГБЦ;
- электроплита, используется для нагрева головки блока цилиндров, если будет выполняться ее дефектовка, а также для прогрева втулок перед запрессовкой.
Перед выполнением ремонта ГБЦ обязательно надо подготовить необходимые запчасти и метки, их состав зависит от модели автомобиля и типа дефекта.
Пользователь Alex ZW рассказал о ремонте ГБЦ, а также о том, что потребуется для выполнения этой задачи.
Снятие головки блока цилиндров
Для ремонта узла потребуется его демонтировать из посадочного места. Процедура снятия головки блока цилиндров может иметь определенные нюансы в зависимости от типа устройства и модели автомобиля.
Рассмотрен универсальный алгоритм действия при демонтаже агрегата:
- Сначала от АКБ отключается провод с отрицательным зажимом.
- Производится установка поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки такта сжатия. Из охладительной системы сливается весь хладагент, предварительно под сливное отверстие устанавливается емкость для сбора жидкости.
- Потом надо снизить уровень давления в системе питания. Это делается в том случае, если демонтаж головки блока производится после поездки. От выхлопной трубы отключается приемная магистраль, соединяющая глушитель с выпускным коллекторным устройством. В зависимости от автомобиля процедура выполняется по-разному.
- Затем надо снять крышку ГБЦ.
- От контроллера массового расхода воздушного потока отключается разъем с проводами. Ослабляется хомут, который фиксирует воздухоотводящую магистраль к дроссельному устройству. Затем с самого узла демонтируется шланг, оснащенный корпусом воздушного фильтрующего элемента и воздухозаборным патрубком.
- Выкручивается гайка, фиксирующая кронштейн подводящей магистрали водяного насосного устройства. Затем гаечным ключом ослабляется гайка, которая крепит кронштейн подводящей магистрали к выпускному коллекторному узлу. Сам кронштейн отводится в сторону, ослабляются хомуты и выполняется отключение двух патрубков охладительной системы от узла дросселя. Речь идет о подводящей и отводящей магистралях.
- С помощью отвертки надо ослабить хомут, который фиксирует патрубок вакуумного усилительного устройства тормозов к клапану на ресивере. Сама магистраль демонтируется. До конца необходимо провернуть сектор приводного устройства заслонки дроссельного узла. От него отключается тяга привода механизма.
- Выкручиваются две гайки, которые фиксируют наконечники отрицательных проводников к задней крышке ГБЦ. Производится демонтаж кабелей непосредственно со шпилек. Затем надо открутить гайку, которая фиксирует нижнее крепление левой распорки и болт нижнего фиксатора правой распорки.
- С помощью гаечного ключа откручиваются гайки верхних фиксаторов распорок впускного коллекторного устройства с обеих сторон. Сами элементы демонтируются.
- Выполняется отключение разъема с проводкой от контроллера уровня моторной жидкости в картере силового агрегата. Также надо отсоединить колодки от контроллера положения заслонки дросселя, датчика холостых оборотов жгута проводников форсунок, контроллера температуры хладагента. Затем выполняется отключение проводов от регулятора положения коленвала и устройства контроля детонации в двигателе. Отсоединяются колодки с кабелями от контроллера объема температуры хладагента в моторе, а также датчика давления моторной жидкости.
- Затем надо отключить наконечники высоковольтных кабелей, подсоединенных к свечам зажигания. Из-под ресивера извлекается жгут с проводниками. Откручиваются три болта, которые фиксируют переднюю крышку ремешка приводного устройства распредвала. Затем этот элемент демонтируется вместе с ремнем. Процедура снятия изделия зависит от автомобиля. Если ремень изношен и на нем есть следы повреждений и дефектов, то он подлежит замене.
- Выполняется фиксация зубчатого диска распредвала от прокручивания, необходимо открутить винт, который фиксирует шкив к нему. Демонтаж болта производится вместе с шайбой. Выполняется снятие шкива с распредвала. Осуществляя эту задачу, надо быть аккуратным, чтобы не повредить сальник узла. Если в процессе было замечено, что шпонка установлена неплотно в пазу так называемого моста, то ее надо демонтировать, чтобы не потерять.
- Выкручивается гайка, фиксирующая заднюю часть приводного устройства распредвала к верхней составляющей головки. Откручивается еще четыре винта, три из которых фиксируют масляное насосное устройство, выполняется демонтаж задней крышки. Затем гаечным ключом надо открутить гайку, которая крепит массовый кабель. Производится снятие проводника со шпильки, фиксирующей выпускную магистраль охладительной системы к ГБЦ.
- Ослабляются хомуты и производится демонтаж с выпускной магистрали подводящего шланга радиаторного устройства, а также трубки дросселя и отопительной системы. Отключается термостат с подведенным патрубком. Выкручиваются гайки, фиксирующие магистрали слива и подачи горючего, при этом шланги надо закрепить ключом, чтобы они не проворачивались. На топливных патрубках имеются уплотнительные элементы, после отключения каждой трубки их надо демонтировать.
- Остается ослабить затяжку болтов, которые фиксируют ГБЦ к двигателю. Их откручивание выполняется в конкретном последовательности, предписанной производителем. Подробнее об этом можно узнать в сервисном мануале. Болты после ослабления полностью откручиваются и извлекаются вместе с шайбами, ГБЦ демонтируется.
До того как будет установлен ремешок привода распредвала, коленчатый и распределительный шкивы прокручивать не допускается.
Ремонт ГБЦ своими руками
Для выполнения ремонта в обязательном порядке придется разбирать головку блока цилиндров. Условно процедуру диагностики и ликвидации неисправностей можно разделить на несколько этапов.
Первый этап
Проверка и ремонт ГБЦ на начальном этапе выполняется так:
- Выкручиваются две гайки крепления, производится демонтаж устройства. Откручивается на несколько оборотов гаечка, фиксирующая кронштейн подводящей магистрали водяного насосного механизма. Демонтируется болт, который крепит держатель топливных патрубков, само устройство снимается. Затем надо выкрутить еще три гайки, фиксирующие ресиверное устройство, а также две, крепящие кронштейн. Последний после выполненных действий снимается.
- Осталось открутить еще две гайки, которые крепят ресивер, для этого используется гаечный ключ. Затяжка гаечки фиксации кронштейна ресиверного устройства ослабляется. Сам узел после этого демонтируется. Откручиваются гайки, фиксирующие кронштейн и впускную магистраль, обе детали снимаются. Также надо выкрутить крепления выпускного коллекторного устройства и произвести демонтаж узла.
- Осторожно выполняется снятие двух прокладок на впускной магистрали и выпускном коллекторном устройстве. Эти элементы подлежат замене, даже если их состояние в целом удовлетворительное. Затем ГБЦ надо поставить так, чтобы корпусы подшипниковых элементов были направлены вверх. Предварительно под узел устанавливаются деревянные прокладки, это предотвращает повреждение клапанов.
- Две гайки, а также винт, который фиксирует заднюю крышку ГБЦ, откручиваются, после чего она извлекается. Под головкой элемента крепления располагается уплотнительная резинка. С помощью свечного ключа выкручиваются свечи зажигания. Затем надо равномерно выкрутить десять гаек, фиксирующих крепления переднего, а также заднего корпусов подшипниковых элементов распредвала. Выполняется демонтаж шайб, а также самих корпусов.
- В том случае, если шпонка в пазу распредвала установлена неплотно, то ее надо извлечь. Затем блок распределительного шкива демонтируется с ГБЦ, с узла снимается сальник. Извлекаются толкательные элементы клапанов с регулировочными шайбами. После извлечения очередного толкателя необходимо пометить каждый элемент и шайбу, фиксирующую его, номерами. Это позволит избежать ошибок при дальнейшем монтаже. Не нужно извлекать регулировочные шайбы из устройств без надобности.
- Выполняется прочистка камер сгорания от следов нагара, для этого можно использовать ацетон или топливо, остатки впоследствии удаляются. Производится визуальная диагностика ГБЦ. При наличии дефектов в виде трещин либо следов прогара в камерах производится полная замена устройства, его ремонт нецелесообразен. Необходимо удалить заусеницы, если они имеются на поверхности ГБЦ.
- Выполняется диагностика рабочей плоскости, которая прилегает непосредственно к блоку. Для выполнения задачи надо выставить линейку ребром на саму поверхность и произвести замер зазора сначала по диагоналям, а затем вдоль. В том случае, если размер люфта составил более 1 мм, головка блока цилиндров меняется на новую. Чтобы произвести диагностику герметичности устройства, надо выкрутить две гайки, которые фиксируют выпускную магистраль охладительной системы. Сам шланг после этого извлекается.
- Затем надо заглушить отверстие в ГБЦ двигателя под выпускную магистраль. Для этого можно использовать сухую прокладку из картона, после установки которой закручиваются гайки фиксации.
- Потом в каналы водяной рубашки заливается топливо либо керосин. Если уровень жидкости после залива снижается, это говорит о наличии трещин и необходимости замены ГБЦ. Когда диагностика будет завершена, картонная прокладка извлекается.
- Производится диагностика состояния опорных поверхностей под шейки шкива на ГБЦ и корпусах подшипниковых устройств. Если проверка показала следы дефектов либо задиров в результате изнашивания, головка меняется вместе с подшипниками.
Пользователь Александр Скрипченко в своем ролике на примере автомобиля ВАЗ 2108 показал, каких ошибок нельзя допускать при выполнении ремонта ГБЦ.
Второй этап ремонта
На следующем этапе ремонта выполняются такие действия:
- Производится промывка каналов масляной системы. Для выполнения данной задачи надо заглушить отверстие, расположенное со стороны камеры сгорания, оно находится между третьим и четвертым цилиндром. Затем в каждый канал заливается топливо, для удаления загрязнений надо подождать около двадцати минут. После этого горючее сливается, а заглушка демонтируется. Затем нужно окончательно промыть каналы топливом, используя грушу или компрессор.
- Чтобы произвести диагностику герметичности клапанов, топливо либо керосин заливается в камеры сгорания. Если на протяжении трех минут после заливки жидкость не стала просачиваться, то клапанные элементы целые, их можно не менять. Когда керосин начал выходить, выполняется притирка деталей.
- Под демонтируемый клапан производится монтаж упора, к примеру, подшипника. Выполняется установка устройства для сжатия пружинных элементов деталей, после чего они сжимаются. Используя отвертку или пинцет, производится снятие так называемых сухарей. Затем извлекается верхняя тарелка пружинного элемента, а также сами устройства. Таким же образом демонтируются сухари, пружинки и тарелки с других клапанов.
- Затем надо промаркировать клапанные элементы в соответствии с номерами цилиндров. Подтолкнув эти детали снизу, нужно извлечь их из ГБЦ. Производится снятие маслосъемных колпачков, для этого используются плоскогубцы или специальное приспособление. Затем снимаются нижние тарелки пружинных элементов клапанов. Последние прочищаются от следов нагара с помощью металлической щетки, после чего выполняется их визуальная диагностика.
- Клапаны надо менять, если на них имеются глубокие дефекты, а также царапины на рабочей поверхности. Подлежат замене устройства с трещинами и деформированным стержнем, тарелками, наличием следов прогара. Если повреждения на поверхности неглубокие, то исправить ситуацию можно путем притирки. Когда этот метод не позволяет решить проблему, с помощью специального станка выполняется шлифовка деталей. При выполнении этой задачи обязательно надо выдержать габаритные размеры, у каждого производителя авто они свои.
- Выполняется диагностика состояния седел клапанных деталей. На их поверхностях не допускается наличие следов изнашивания, коррозии и т. д. Произвести замену седел можно только у специалистов, если дефекты несерьезные, их исправляют методом притирки. Значительные повреждения удаляются только методом шлифовки. При выполнении задачи важно выдержать размеры, чтобы отшлифованные устройства можно было использовать.
- На следующем этапе производится диагностика состояния внешнего и внутреннего пружинного элемента клапана. Детали подлежат замене, если они износились, сломались, искривлены или на них имеются трещины. Чтобы выполнить диагностику упругости внешнего пружинного элемента, производится замер его высоты сначала в свободном состоянии, а потом под нагрузками. Аналогично выполняется проверка внутренней детали. Если проверенные элементы не соответствуют необходимым значениям, они подлежат замене.
Канал «Теория ДВС» подробно рассказал о процедуре ремонта и сборке клапанных элементов головки блока цилиндров.
Третий этап
Алгоритм действия при выполнении завершающего этапа диагностики и ремонта:
- Производится проверка толкательных элементов клапанов. При наличии дефектов в виде царапин и задиров на рабочей поверхности устройства подлежат смене. Не допускаются повреждения и на регулировочных шайбах. Речь идет об износе, царапинах, задирах и т. д. В противном случае детали подлежат замене на новые. На поверхности шайб возможно наличие концентрических следов приработки, появившихся в результате воздействия с кулачками распредвала.
- Выполняется проверка зазоров между клапанными элементами и направляющими. Номинальная величина люфта для впускных устройств составляет от 0,022 до 0,055 мм, для впускных — от 0,029 до 0,062 мм. Значение предельно допустимого зазора для обоих типов деталей варьируется в диапазоне до 0,3 мм. Непосредственно сам люфт определяется как разность между диаметром отверстия во втулки и стержня клапанного элемента. Диагностику лучше производить в мастерской, поскольку для проверки потребуется специальный прибор — нутромер.
- Если величина зазора меньше предельно допустимого, то для его устранения можно прибегнуть к замене устройства. В противном случае придется менять направляющую втулку. Для выполнения этой задачи необходимо выпрессовать со стороны камеры сгорания дефектный элемент, для этого используется специальная оправка. В запасные составляющие поставляются втулки, оборудованные стопорными кольцами. Внешний диаметр такой детали больше, а величина отверстия для установки клапанного элемента — меньше.
- Установка втулки выполняется методом запрессовки со стороны распредвала, предварительно ее надо обработать моторной жидкостью. Деталь устанавливается до упора стопорного кольца в ГБЦ. Отверстие во втулке разворачивается посредством использования специальной развертки. Для впускных элементов его надо увеличить примерно до 8,022-8,040 мм, а для выпускных — до 8,029-8,047 мм.
- Если производится монтаж старой детали, то предварительно с ее поверхности надо удалить заусеницы. После выполнения задачи требуется притирка клапанного элемента к седлу. Производится установка элемента в ГБЦ с учетом обозначенной ранее маркировки. Перед монтажом детали ее стержни нужно обработать моторной жидкостью. Выполняется установка нижних тарелок пружинных элементов.
- Производится монтаж маслосъемных колпачков.
- Выполняется проверка распредвала, этот узел подлежит замене, если на его шейках или поверхности кулачков имеются следы изнашивания в виде больших рисок или задиров. В мастерских, оснащенных специализированным инструментарием, можно выполнить диагностику радиального биения шеек распредвала, эта величина должна составить не более 0,02 мм. Также необходимо проверить люфт между отверстиями опор, а также шейками шкива, это значение в идеале будет не больше 0,2 мм.
- Производится монтаж распредвала вместе с корпусом подшипниковых элементов.
- Выполняется установка новой прокладки ГБЦ, выпускного коллекторного устройства, а также впускной магистрали. Под гаечками, которые фиксируют этот шланг и коллектор, располагаются гайки большего размера по сравнению с остальными элементами крепления.
Подробнее о замене и установке новой прокладки ГБЦ рассказал пользователь Автореаниматор.
Установка ГБЦ
Монтаж ГБЦ производится в обратной последовательности. При выполнении задачи необходимо обязательно поменять прокладку головки блока цилиндров, даже если при демонтаже она была в идеальном состоянии. Специалисты советуют при замене и ремонте ГБЦ устанавливать новые болты, которые крепят этот узел, это обусловлено конструктивными особенностями элементов крепления. При затяжке болтов нельзя руководствоваться принципом — чем сильнее, тем лучше.
Порядок натяжки болтов ГБЦ индивидуален для каждой отдельной модели авто.
Установка всех навесных устройств, магистралей и патрубков выполняется в соответствии с составленной автовладельцем схемой и особенностями транспортного средства.
Процесс затяжки болтов, крепящих головку блока цилиндров к двигателю, описан на примере автомобиля ВАЗ 2109:
- На первом этапе элементы фиксации затягиваются с усилием 2 кгсм или 20 Нм. Для измерения момента затяжки используется динамометрический ключ.
- На следующем этапе усилие должно составить от 69,4 до 85,7 Нм. Или 7,1-8,7 кгмс.
- На третьем этапе все болты дотягиваются на 90 градусов.
- На последнем шаге элементы крепления надо дотянуть еще раз на 90 градусов.
После успешного монтажа ГБЦ производится диагностика узла на герметичность, для этого требуется завести мотор. Если в процессе ремонта выполнялась замена распределительного вала, то работу силового агрегата необходимо начинать на небольших оборотах.
Загрузка …Видео «Пример монтажа головки блока на автомобиле ВАЗ»
Канал «Авто_Ремонт» представил наглядную инструкцию по установке ГБЦ на примере машины ВАЗ.
Если еще кто не знает, то назначение прокладки головки блока цилиндров — уплотнение места, в котором соединяются блок цилиндров и непосредственно сама головка. Она обеспечивает герметичность.
Не пытайтесь сэкономить во время ремонта, оставив старую. Это не деталь, которую можно использовать много раз, и при ремонте замена прокладки головки блока цилиндров — непременная процедура. О том, как поменять прокладку головки блока цилиндров и пойдет речь в данной статье.
Прокладки ГБЦ выпускаются трех видов:
- асбестовые;
- безасбестовые;
- металлические.
У каждой из них имеются свои плюсы и минусы, но, по отзывам водителей, большинство отдает предпочтение металлическим. Но какую именно выбрать — дело сугубо личное каждого автовладельца. Для одних важно, сколько стоит деталь, а для других — долговечность.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Когда требуется замена?
Замена прокладки ГБЦ может потребоваться в двух случаях. Первый — в случае снятия головки для проведения каких-то ремонтных работ. И второй — это непосредственно смена самой прокладки в случае утраты ею герметичности. В таких случаях говорят, что прогорела прокладка ГБЦ или пробило прокладку ГБЦ.
Симптомы и последствия:
- протекание смазки или ОЖ в месте стыка;
- в случае, если при проверке смазывающего состава на щупе заметна пена с белым оттенком, это случается, если ОЖ проникает через повреждённую прокладку;
- выхлопные газы белого цвета — это случается когда ОЖ оказывается в цилиндрах;
- если в бачке либо на поверхности жидкости появились пятна смазки — это происходит потому, что смазывающийся состав оказался в системе охлаждения автомобиля посредством поврежденной прокладки;
- в охлаждающей системе оказываются выхлопные газы, посредством опять-таки неисправной прокладки ГБЦ. Это заметно по пузырям в радиаторе либо в бачке;
- также могут быть и иные симптомы и признаки утраты герметичности.
Технология замены
Замена прокладки ГБЦ — процесс простой, но достаточно трудоемкий, потому что требуется демонтаж многих соединений в определенной последовательности. Сколько стоит замена на СТО, многие знают и поэтому предпочитают выполнять эту работу самостоятельно.
Необходимые инструменты:
Динамометрический ключ- динамометрический ключ;
- набор ключей;
- набор торцовых головок;
- «Torx»;
- отвертка.
Этапы
Для тех, кто не в курсе, как поменять и выбрать прокладку головки блока цилиндров, опишем весь процесс пошагово. Также расскажем, почему важно соблюдать очередность затяжки болтов.
В этом видео показано, как простым способом можно проверить герметичность системы ГБЦ и целостность всех систем.
- Обесточиваем систему, отсоединив минусовую клемму АКБ.
- Выставляем поршень 1-го цилиндра в ВМТ.
- Сливаем ОЖ.
- Снижаем давление в системе.
- Отсоединяем приемный патрубок глушителя от коллектора.
- Убираем крышку ГБЦ.
- Отсоединив провода и ослабив хомуты, снимаем патрубок с корпусом очистителя воздуха.
- Открутив и ослабив гайки, отодвигаем кронштейн в бок.
- Отсоединяем шланги охлаждающей системы.
- Отсоедините тягу привода дроссельной заслонки.
- Отсоединяем провода от масляного датчика в картере силового агрегата.
- Отсоединяем другие провода и колодки.
- Демонтируем крышку и ремень.
- Фиксируем зубчатый шкив вала от возможного проворачивания, выкручиваем болт, на котором он крепится.
- Аккуратно убираем шкив с вала, следя, чтобы не повредился сальник.
- Открутив болты и гайку, снимаем крышку, которая расположена сзади.
- Снимаем оставшиеся шланги, колодки и провода.
- Согласно схемы ослабляем при помощи ключа «Torx» затяжку 10 болтов ГБЦ.
- Полностью выкручиваем все болты.
- Вынимать нужно с шайбами.
- Демонтируем головку.
- Теперь можно снять прокладку ГБЦ.
- Сразу замерьте болты, если они сильно вытянулись, то возможно лучше поменять их.
- Почистите поверхности, которые будут соприкасаться с прокладкой.
- Теперь можно ставить новую прокладку. При установке проследите, чтобы отверстие, через которое проходит масло, было расположено между третьим и четвертым цилиндром.
- Ставим ГБЦ, при этом нужно проследить, чтобы валы были в верхней мертвой точке.
- Болты затягивайте, соблюдая следующую схему, иначе могут быть неприятные последствия, которые перечеркнут всю работу так, как будет нарушена герметичность.
- Также соблюдайте момент. Он индивидуален для каждой модели авто.
- Установите снятые шланги, трубки, колодки и провода в последовательности обратной снятию.
- На этом замена завершена.
Обязательно понаблюдайте и проверьте во время езды, как работает и функционирует система и обеспечена ли герметичность и нет ли негативных признаков.
Стоимость установки прокладки ГБЦ
Если вы научитесь самостоятельно менять прокладку ГБЦ, обеспечивая герметичность системы, то можете сэкономить приличную сумму. Тем, кто не в курсе, сколько стоит замена прокладки головки блока цилиндров, подскажем, что сумма самих работ может быть в пределах от 170 до 400 долларов в зависимости от марки авто. Также недешево будет стоить простая замена прокладки крышки головки блока цилиндров.
Станция технического обслуживания Загрузка …Видео «Правильная замена»
В этом видео показано, как проверить работу системы и в случае неисправности провести самостоятельную замену и выбрать необходимые запчасти.
Установка и снятие головки блока цилиндров: технология
Часто водители ТС интересуются о том, как снимать головку блока цилиндров. Важным требованием здесь считается правильность действий по инструкции. Потому что двигатели на всех моделях автомобилей разных и конструктивная особенность отличается. Однако в большинстве машин ГБЦ устанавливают однообразным способом.
снятие головки блока цииндровПерейдем теперь к делу. Сначала необходимо снять аккумулятор и воздушный фильтр, затем слить охлаждающую жидкость, затем отсоединить шланги и снять карбюратор. Потом перейдем к зажиганию. Снимаем провода со свечей, а потом начинаем демонтаж клапанной крышки. Потом же выставляем двигатель, снимаем ремень и откручиваем шкив, отсоединяем распредвал и саму ГБЦ. С помощью инструкции, вы сможете справиться с этим делом.
ВАЗ 2106
Снять головку блока цилиндра на ВАЗ 2106 и на других моделях автомобилей, в частности, происходит тогда, когда надо отремонтировать двигатель или саму головку. Процесс этот не такой сложный, как может показаться вначале. Но не стоит забывать, что перед этим надо провести подготовительные работы. Вам понадобятся специальные инструменты, с помощью которых вы с легкостью справитесь со всем процессом снятия ГБЦ.
- Сначала обязательно надо вылить охлаждающую жидкость.
- После того как она полностью слилась, снимаем распредвал.
- Затем нужно отключить трубку, которая ведет в систему охлаждающей жидкости.
- После того как полностью снимете все болтики, то только тогда можно будет ее снимать.
Установка ГБЦ. Перед тем как будете устанавливать деталь обратно, то обязательно вам нужно прочистите все механизмы. Плотно затяните все болты и гайки, затем закрепите распредвал. Когда установите ГБЦ обратно, то ее нужно будет обработать герметиом, на приводе выставить метки.
ВАЗ 2109
Перед тем как полностью снять ГБЦ вам нужно будет провести подготовительную работу, так как без них вы просто не сможете снять головку блока цилиндра. Все усилия тогда будут напрасными.
Затем проводим сам процесс по снятию головки:
- Для начала надо отключить клеммы на аккумуляторной батарее, можно не отключать сразу две, можете снять только ту, которая на минус.
- Потом сливаем охлаждающую жидкость, как и в первой модели автомобиля.
- Потом снимаете воздушный фильтр, который расположился на карбюраторе.
- Затем надо открутить и снять коллекторы – впускной и выпускной.
- Снимаем провода, ведущие к свечам, и отключаем фишки, находящиеся на датчике температур.
- Проводим демонтаж распределителя зажигания и бензонасоса.
- Далее, снимаем крышку ГРМ и после этого откручиваем роли натяжной, шайбу дистанционную и шкив.
- Откручиваем гайки, которые крепятся приводу.
- Снимаем крышку головки блока цилиндров.
- Отпускаем и снимаем все шланги ГБЦ.
- Затем надо снять головку, но прокладка обязана оставаться на месте.
Установка такая же, как и на автомобиле ВАЗ 2106.
Как установить прокладку головки блока цилиндра
Эта деталь расположилась между ГБЦ и головкой двигателя. Прокладка обладает такой технологией, как пропускать горячие газы из цилиндров, тем самым не дает испортить все части системы. Ее прямая функция – это защита от течи.
Сложность ее замены состоит в том, что цена за такую процедуру будет полностью зависеть от того какая у вас марка автомобиля и смотря что в системе сломалось, что придется заменить, а что просто плотно закрутить.
С помощью этой статьи вы с легкостью сможете провести процедуру замены прокладки головки блока цилиндра. В случае поломки, вы сможете найти причину поломки и самостоятельно ее отремонтировать, если же поломка будет слишком сложна, то в таком случае просто обратитесь в любой центр обслуживания автомобилей.
1. Перед установкой очистить подходящим шабером сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров от остатков прокладки. Обращать внимание на то, чтобы грязь не попала в отверстия блока цилиндров. Отверстия закрыть ветошью. | |
2. Проверить отсутствие масла в отверстиях для винтов крепления головки блока цилиндров, при необходимости удалить. Для этого ввести в отверстия чистую ветошь и собрать масло. | |
Предупреждение Если масло останется в отверстиях, то при затяжке болтов блок цилиндров может быть поврежден. |
|
3. Проверить стальной линейкой головку блока цилиндров на неплоскостность. Неплоскостность проверяется стальной линейкой и лепестковым щупом по всей поверхности головки блока цилиндров. Неровности не должны превышать 0,1 мм. | |
Предупреждение Если уплотнительные поверхности головки блока цилиндров будут дорабатываться, то минимально допустимый размер по высоте не должен быть занижен (см. подраздел 2.10.3). |
|
4. Головки блока цилиндров с разрывами между седлами клапанов и кольцами седел клапанов, а также первых заходов резьбы под резьбовую нарезку свечи зажигания, могут эксплуатироваться дальше без сокращения срока службы и переборки, если разрывы не превышают максимально допустимой величины а = max 0,5 мм. | |
5. Прокладку головки блока цилиндров заменять всегда. | |
6. Подпись «oben» должна указывать на головку блока цилиндров. Прокладку головки блока цилиндров установить без герметика так, чтобы ни одно отверстие не было закрыто. | |
7. Провернуть коленвал за ременный шкив так, чтобы все поршни стояли примерно на одинаковой высоте. | |
8. Установить головку блока цилиндров, обращая внимание при этом на направляющие штифты блока цилиндров. При необходимости установить в оба внешних отверстия с впускной стороны новые направляющие штифты. Обращать внимание на то, чтобы распредвал находился в положении ВМТ для 1 цилиндра (см. подраздел 2.5.2.1). | |
9. Установить все 10 болтов головки блока цилиндров с подкладочными шайбами и затянуть от руки. Болты головки блока цилиндров заменять всегда. | |
Предупреждение Затяжку болтов головки блока цилиндров производить с большой предусмотрительностью. Перед затяжкой болтов необходимо проверить точность динамометрического ключа. Болты головки блока цилиндров затягивают на холодном двигателе. |
|
10. Болты головки блока цилиндров затягиваются динамометрическим ключом в последовательности от 1 к 10 в два приема: вначале с усилием 40 Н-м, а затем — 60 Н-м. После этого производится дополнительная затяжка жестким ключом: 1/2 оборота (180°). Допускается дополнительная затяжка 90°х2 (за два раза по 90° каждый). | |
11. При затяжке болтов головки блока цилиндров можно оценивать угол поворота. Установить рукоятку ключа вдоль двигателя и одним движением повернуть ключ до положения рукоятки поперек двигателя (1/4 оборота, 90°). Повернуть ключ дальше — до положения рукоятки снова вдоль двигателя. | |
Предупреждение Подтягивание болтов головки блока цилиндров на теплом двигателе в рамках обслуживания или после ремонта не допускается. При замене головки блока цилиндров с установленным распредвалом, необходимо после установки головки блока цилиндров смазать маслом поверхности контакта между тарельчатыми толкателями и поверхностью кулачков. |
|
12. Установить коленвал в положение ВМТ для 1 цилиндра. | |
13. Привинтить задний кожух зубчатого ремня. | |
14. Привинтить зубчатое колесо распредвала и натяжной ролик зубчатого ремня. | |
15. Установить зубчатый ремень. | |
16. Установить крышку головки блока цилиндров с маслоотбойником и новыми уплотнителями и затянуть моментом 10 Н-м. | |
17. Установить верхний кожух зубчатого ремня. | |
18. Привинтить опору генератора к головке блока цилиндров. | |
19. Натянуть клиновой ремень (см. подраздел 2.12.1). | |
20. Установить выхлопную трубу на выхлопной коллектор (см. подраздел 2.19.1). | |
21. Установить брызговик моторного отсека. | |
22. Снять машину с подпорок. | |
23. Привинтить трубу отбора отработанных газов к выхлопному коллектору и головке блока цилиндров. | |
24. Привинтить кожух выхлопного коллектора. | |
25. Надеть воздушный шланг подогрева приемного воздуха на кожух. | |
26. Установить воздушный шланг между воздушным фильтром и корпусом дроссельной заслонки вместе с клапаном стабилизации холостого хода. | |
27. Навесить тросик управления дроссельной заслонкой на дроссельную заслонку и на упор. | |
28. Протянуть жгут проводов двигателя через впускной коллектор. | |
29. Подсоединить электропроводку:
— штекер потенциометра СО; — штекер потенциометра дроссельной заслонки; — многоконтактное соединение впрыскивающих клапанов; — штекер клапана стабилизации холостого хода; — штекер клапана холодного старта; — штекерное соединение лямбда-зонда под машиной, на кронштейне навесных агрегатов справа; — штекер датчика давления на рулевом механизме усилителя руля, если имеется; — штекер датчика давления масла на левой торцевой стороне головки блока цилиндров; — провод «массы» от крышки головки блока цилиндров к впускному коллектору. |
|
Предупреждение Электропровода закрепить на прежних местах и новыми кабельными зажимами. |
|
30. Надеть свечные провода. | |
31. Надеть вакуумные шланги: — на дроссельной заслонке подогрева приемного воздуха, магнитного клапана бачка с активированным углем, прибора управления Digifant; — на обратном клапане усилителя тормозов. |
|
32. Надеть трубопровод подачи топлива (черный) на клапан запуска холодного двигателя и распределения топлива, закрепить хомутами. | |
33. Надеть трубопровод возврата топлива (голубой) на распределитель топлива и закрепить хомутом. | |
34. Привинтить штуцер охлаждающей жидкости со шлангами к головке блока цилиндров. | |
35. Залить охлаждающую жидкость. Охлаждающую жидкость заменять всегда. | |
36. Подсоединить провод «массы» (-) к аккумуляторной батарее. Ввести противоугонный код, запрограммировать радиостанции и установить время на часах. | |
Предупреждение Аккумуляторную батарею подсоединять только при выключенном зажигании, в противном случае блок управления системой впрыска топлива выйдет из строя. |
|
37. Проверить уровень масла в двигателе. Если прокладка головки блока цилиндров была дефектна, произвести замену моторного масла и фильтра. | |
38. Прогреть двигатель до рабочей температуры. Снова проверить уровень охлаждающей жидкости и герметичность соединений. | |
39. Проверить момент зажигания (см. подраздел 2.14.6). | |
40. Проверить холостой ход и содержание СО (см. подраздел 2.18.1). | |
41. Проверить давление компрессии (см. подраздел 2.11). |
Снятие головки и замена прокладки ГБЦ
Прогорание прокладки под головкой блока цилиндров на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является наиболее частой причиной, по которой приходится снимать головку с двигателя, и соответственно с дальнейшим ремонтом, а точнее — заменой прокладки. Если во время не заметить данную проблему, то это может привести к довольно печальным последствиям, так как двигатель может перегреться и даже заклинить.
Сама по себе процедура снятия ГБЦ и замена ее прокладки не сложна, но в то же время требует определенных технических навыков и небольшого количества инструментов, список которого приведен ниже:
- Шестигранник или аналогичная бита с переходником для использования с воротком
- Динамометрический ключ — в данном случае я использовал модель Ombra с диапазоном от 10 до 110 Нм, чего вполне достаточно
- Отвертка плоская
- Удлинитель
- Средство для удаления прокладок
Порядок снятия головки блока цилиндров на ВАЗ 2108-2109
Разумеется, что предварительно необходимо будет провести некоторые подготовительные процедуры, без которых снять головку будет невозможно.
- Во-первых, нужно снять корпус воздушного фильтра
- Затем отсоединить все топливные шланги и провода питания от карбюратора или инжектора (в зависимости от типа мотора)
- Полностью слить охлаждающую жидкость из системы
- Отсоединить штаны от выпускного коллектора
- Снять трамблер, хотя это не обязательное условие — достаточно будет отсоединения высоковольтных проводов
- Открутить и снять крышку клапанов
В общем, необходимо освободить головку от всего лишнего, чтобы при демонтаже не возникало лишних проблем. Конечно, если вы решили полностью производить ее замену или же ремонт, тогда придется выполнять больше операций, и карбюратор снимать, и коллекторы. Ну а если дело только в прокладке, то можно обойтись минимумом действий.
Чтобы открутить ГБЦ на ВАЗ 2109-2108, необходимо использовать мощный вороток и шестигранник, так как болты крепления ее к блоку цилиндров завернуты большим моментом силы. Всего придется отвернуть 10 болтов, которые показаны на фото ниже:
В качестве рычага можно использовать насадку в виде обычной металлической трубы:
Затем можно вынимать болты вместе с шайбами, как это представлено на картинке:
И теперь можно аккуратно поднимать ГБЦ ВАЗ 2109-2108 вверх, снимая ее с блока двигателя:
После чего нам открывается следующая картина:
Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108
Прокладка может остаться как на поверхности головки, так и прилипнуть к самому блоку. Можно попытаться снять ее руками без использования каких-либо инструментов, а если не получится — аккуратно можно поддеть плоской отверткой, не повредив поверхности детали.
Осмотрите внимательно поверхность ГБЦ и если на ней обнаружатся выраженные следы коррозии, особенно в непосредственной близости к каналам охлаждающей жидкости, в таком случае необходимо произвести ее ремонт: фрезеровка, шлифовка и т.д. Если все в норме, то удаляем следы старой прокладки, используя специальные средства:
Ждем несколько минут, пока все это дело откиснет и удаляем остатки, которые не поддались химии, если таковые остались, лезвием бритвы. Потом все насухо вытираем и можно даже обезжирить, чтобы никаких посторонних следов на поверхности не осталось:
Блок двигателя также необходимо очистить, после чего установить на него новую прокладку. Важно, чтобы отверстия в прокладке совпали с направляющими, которые расположены по углам блока:
Установка головки на место
Теперь можно аккуратно устанавливать ГБЦ на свое место, следя за тем, чтобы в этот момент прокладка не съехала и не сместилась в сторону. Конечно, направляющие ее фиксируют, но все же стоит быть предельно осторожным.
Далее нам понадобится динамометрический ключ, так как болты придется закручивать с определенным моментом силы. Также стоит иметь ввиду, что порядок затяжки необходимо соблюдать. Ниже показано на схеме, в какой последовательности производить закручивание:
Теперь что касается усилия, с которым необходимо заворачивать болты. Выполнять это следует в 4 приема:
- Сначала моментом силы 20 Нм
- Второй прием моментом 75-85 Нм
- Затягиваем еще каждый болт на 90 градсуов
- Окончательно заворачиваем на 90 градусов
Остается после этого установить все снятое с автомобиля оборудование, залить охлаждающую жидкость, подключить все датчики, провода и шланги и проверять выполненную работу. Обычно все становится видно сразу после залива тосола. Если на стыке головки и блока появились мокрые следы, то можете снимать все обратно и делать всю работу заново! Но надеюсь, что такого в вашей практике не будет! Удачного ремонта!
Снятие и установка головки цилиндров
Перед снятием головки цилиндров обратить внимание на следующее:
- Головку цилиндров снимать только на холодном двигателе.
- Головка цилиндров для восьмицилиндровых двигателей имеет отличную конструкцию от головок цилиндров, выпущенных после 1978 года для тех же двигателей.
- При повреждениях привалочной плоскости гоповки цилиндров ее можно профрезеровать.
- Каждая головка цилиндров фиксируется на блоке цилиндров двумя установочными штифтами и крепится 18 болтами, по 6 болтов на каждый цилиндр.
- Прокладка головки цилиндров 3.5 и 4.5 литровых двигателей отличаются друг от друга диаметром отверстия цилиндров. Кроме того, конструкция прокладок изменялась в течение года, поэтому при покупке прокладки обязательно указывайте номер двигателя.
- В процессе эксплуатации подтягивание болтов крепления головки цилиндров не требуется.
- Крепление головки цилиндров производится только на холодном двигателе.
- Резьба болтов крепления головки цилиндров покрыта слоем никеля: во избежание повреждения резьбы в блоке при замене использовать только такие болты.
- Для защиты резьбы рекомендуется использовать пасту «Helicoil».
- Снятие и установку головки цилиндров можно выполнять на двигателе, установленном на автомобиле.
- Капот автомобиля поставить в вертикальное положение как при снятии двигателя.
- Отсоединить провода от аккумуляторной батареи.
- Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, отвернув сливные пробки с левой и правой стороны блока цилиндров.
- Снять топливные трубки.
- Отвернуть болты крепления выпускных трубопроводов на обоих головках цилиндров.
- Повернуть коленчатый вал двигателя до ВМТ в 1-м цилиндре. При этом метка на торцевой стороне поверхности блока цилиндров и нулевая отметка на шкиве должны совпасть как показано на рисунке.
Рис. Положение ВМТ в двигателе
- В автомобилях с регулируемой подвеской колес отвернуть четыре болта крепления насоса гидросистемы подвески, снять насос вместе со шлангами и отвести в сторону. Снять детали привода гидросистемы.
- Краской нанести метки на звездочки распределительных валов и цепь привода, даже если снимается только одна головка цилиндров.
Рис. Нанесение меток на звездочки распределительных валов и цепь привода
- Отвернуть болт крепления звездочки на распределительном валу, удерживая распределительный вал в средней части от проворачивания ключом в средней части или между зубьями звездочки и цепью привода поставить стопор соответствующей формы. Болт крепления до конца не отворачивать.
- Снять звездочку с распределительного вала, при необходимости, легкими ударами молотка с пластмассовой рабочей поверхностью, затем отвернуть болт крепления звездочки. Во избежание соскакивания цепи с других звездочек цепь закрепить.
При снятии левой головки цилиндров:
- Снять насос рулевого усилителя и вместе с трубопроводами отложить в сторону.
- Снять распределитель зажигания. Снять внутренний успокоитель цепи привода с левой головки цилиндров. Успокоитель снимать после снятия звездочки распределительного вала.
При снятии правой головки цилиндров:
- Снять генератор вместе с деталями крепления. Для этого отвернуть четыре болта крепления кронштейна генератора и болт и гайку крепления натяжителя генератора. Снять ремень привода генератора.
- Снять натяжитель цепи.
- Снять внутренний успокоитель цепи.
Рис. Крепление генератора
При снятии обеих головок цилиндров:
- Отсоединить выпускную трубу от выпускных трубопроводов.
- Ослабить болты крепления головки цилиндров в обратной последовательности, в показанном на рисунке порядке затягивания болтов крепления головки цилиндров. Обратить внимание на то, что для отворачивания и для затягивания болтов крепления головки цилиндров нужно использовать два разных ключа. Для отворачивания болтов крепления необходим ключ с 8 мм шестигранником и 52 мм удлинителем с шарниром.
Рис. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров
Рис. Отворачивание болтов крепления головки цилиндров
- При отворачивании болтов крепления правой головки цилиндров сдвинуть к середине двигателя башмак натяжителя цепи привода.
- Разъединить головку цилиндров и выпускной трубопровод.
- Снять выпускной трубопровод со шпилек крепления и снять головку цилиндров, при необходимости, использовать молоток с пластмассовыми рабочими поверхностями.
- Тщательно очистить привалочные ппоскости головки и блока цилиндров.
- При необходимости отремонтировать головку цилиндров. При установке головки цилиндров поставить новую прокладку.
Головки цилиндров 3.5 и 4.5 литровых двигателей отличаются друг от друга диаметром выпускного канала «А» и наружным диаметром седла выпускного канала «G», и поэтому не взаимозаменяемы. На рисунке показан разрез выпускного клапана с основными размерами.
Рис. Разрез головки цилиндров. Размеры «А» и «G» различны для двух двигателей. 1 — направляющая втулка клапана, 2 — клапан, 3 — седло клапана.
При установке головки цилиндров соблюдать следующие указания:
- Поставить новые прокладки. Они различны как для двигателей так и для головок цилиндров. Прокладка левой головки цилиндров со стороны цепного привода имеет 3 отверстия, а прокладка правой головки цилиндров — 2.
- Болты крепления головки цилиндров длиной 165 мм одновременно служат и для крепления корпусов подшипников распределительного вала.
Рис. Болты крепления головки цилиндров
- Установить головку цилиндров (предварительно одев выпускной трубопровод на шпильки крепления) на два установочных штифта на блоке цилиндров.
- Смазать резьбу болтов крепления головки цилиндров и завернуть болты. При замене болтов проверить соответствие их длины.
- Затянуть болты крепления головки цилиндров в соответствии с порядком затяжки, показанном на рисунке, при помощи ключа 116 589 001 300. Первоначальный момент затяжки 30 Нм.
- Новые болты затянуть моментом 50 Нм.
- Окончательную затяжку болтов крепления головки цилиндров произвести через 10 мин моментом 50 Нм.
- Дальнейшие работы выполнять в обратной снятию последовательности. Установить выпускной трубопровод и полностью закрепить. Установить звездочку вместе с цепью привода на распределительный вал, обратив внимание на совпадение меток на звездочке и цепи. Затянуть болт крепления звездочки моментом 100 Нм. удерживая распределительный вал от проворачивания.
В автомобилях с регулируемой подвеской колес предварительно установить детали крепления гидросистемы подвески.
90000 How to Remove Cylinder Head Bolts 90001 90002 Removing the head is a major step in removing the cylinder head. These head bolts hold the cylinder head to the engine block. The head bolts are long bolts that go through the cylinder head and head gasket and when torqued properly create a seal between all 3 components. This seal allows compression to build in the cylinders and the engine to fire. 90003 90002 Cylinder heads come in many different configurations that each have their own specific steps to remove.There are two types of removal: head bolts from a pushrod style motor and the overhead cam style engine. Each one has differences but the tools used will be similar and the precautions the same. If the situation feels uncomfortable or is on an advanced engine, please consider consulting a qualified mechanic. 90003 90006 Part 1 of 3: Getting to the head bolts 90007 90002 90009 Materials Needed 90010 90003 90012 90013 Eye protection 90014 90013 Gloves 90014 90013 Oil and coolant drain 90014 90013 Parts cleaner or brake cleaner 90014 90013 Shop rags 90014 90013 Socket set and ratchet 90014 90025 90002 90003 90002 90009 Step 1: Drain the oil and coolant 90010.Put on your eye protection and gloves and drain the oil from the vehicle. 90003 90002 Make sure the vehicle can not be started by removing the negative cable from the battery. Next the coolant will need to be drained so it does not leak when the head bolts are loosened. 90003 90002 90009 Step 2: Clean valve cover 90010. Use some of the parts cleaner or brake cleaner to clean up the valve cover and as much of the cylinder head as is reasonable. 90003 90002 90003 90002 90009 Step 3: Remove valve cover 90010.If necessary, remove other components to make the valve covers accessible, and start removing the bolts from the valve cover. 90003 90002 Once all bolts are removed carefully removed the valve cover from the cylinder head. If any valve cover gasket material remains, remove it at this time and clean any excess oil from the edges. Set the valve cover aside carefully as it will be reused with a new gasket once repairs are completed. 90003 90006 Part 2 of 3: Pushrod engine head bolt removal 90007 90002 90009 Materials Needed 90010 90003 90012 90013 Head bolt socket (if needed) 90014 90013 Numbered cardboard 90014 90013 Rubber hammer 90014 90013 Socket set and ratchet 90014 90025 90002 90003 90002 90009 Step 1: Rocker arm and rocker removal 90010.A pushrod engine has long pushrods that protrude through the cylinder head and attach to the rocker rail. 90003 90002 The rocket arm will need to be loosened first. Many manufactures have a specific sequence for removal of the rocker arm bolts. After the rocker arm is removed, the rockers will be unbolted. 90003 90002 Set all rocker arms aside in the order they were removed as they should go back to the cylinder they were removed from. 90003 90002 90003 90002 90009 Step 2: Remove the pushrods 90010.Remove the pushrods one at a time from the cylinder head. 90003 90002 Put them into a numbered piece of cardboard as the pushrods will go back into the same slot they came from. 90003 90002 90003 90002 90009 Step 3: Loosen head bolts 90010. Use the ratchet begin to break the cylinder head bolts loose. 90003 90002 Each bolt will be loosened but not removed. Loosen all of the bolts before removing any of the the bolts all the way. 90003 90002 90009 Step 4: Remove the bolts 90010.Place each bolt through a numbered hole in the cardboard in case the head bolts are different lengths so they can be installed back into the proper hole. 90003 90002 The bolts may require a special socket depending on the manufacture. 90003 90002 90009 Step 5: Lift off the cylinder head 90010. Once all bolts are removed, lift up on the cylinder head gently; the head should come free easily. 90003 90002 If the cylinder head sticks, lightly use a dead blow or rubber mallet to tap the cylinder head to be able to remove it.Set to the side in a safe area. 90003 90012 90013 90009 Warning 90010: Cylinder head bolts have a specific sequence that is used when removing them. Consult the manufacturer’s specifications for the proper removal sequence for the engine being worked on. 90014 90025 90006 Part 3 of 3: Overhead cam head bolt removal 90007 90002 90009 Material Needed 90010 90003 90002 90003 90002 90009 Step 1: Remove the timing cover 90010. The timing cover will need to be removed to gain access to the timing belt or chain.90003 90002 This is necessary because the cam shaft sits in the cylinder head and is attached to the crankshaft with either a timing belt or timing chain. 90003 90002 90009 Step 2: Time the engine to remove the belt 90010. The engine will need to be timed to avoid damage when the timing belt is removed. 90003 90002 Each engine is different and will have its own procedures to time. There should be marks on the camshaft and crankshaft that will be aligned to set the timing at top dead center (TDC).90003 90002 90003 90002 90009 Step 3: Remove the timing belt 90010. The timing belt tensioner will be removed or released to take the tension off the belt. 90003 90002 Once the belt is loosened, it should be able to be slipped of the camshaft in the cylinder head. 90003 90002 90003 90002 90009 Step 4: Remove the head bolts 90010. Every engine will have its own procedures for the order that the head bolts are removed or tightened. 90003 90002 Loosen head bolts ¼ turn each in the order specified, which may require a special socket.Once all the bolts have been loosened they may be removed one at a time. The bolts must be organized or marked in case they are different lengths. 90003 90002 90009 Step 5: Remove the cylinder head 90010. Once all the bolts are removed, the cylinder head may be removed from the engine. If it is stuck, tap lightly on the side of the head with a rubber hammer to loosen the cylinder head. 90003 90012 90013 90009 Warning 90010: Most head bolts are torque-to-yield. These head bolts are single use only and once removed must be replaced.Torque-to-yield head bolts stretch when they are torqued to allow them to tighten properly and repeated application can cause the head bolt to break. 90014 90025 90002 Removing the head bolts can seem like a daunting process but with care, following all the above steps, it can be done. Most of the time the cylinder head should only be removed when replacing the head gasket or performing a engine rebuild. At any point during removing the head bolts, if questions arise, Ask a Mechanic for some useful, quick advice.90003 .90000 How to Remove a Stuck Cylinder Head Bolt 90001 90002 Removing a cylinder head is a tough job. Running into frozen cylinder head bolts makes the job even harder. Fortunately, there are tricks to removing a stubborn cylinder head bolt that will make life a lot easier. 90003 90004 Method 1 of 3: Use a breaker bar 90005 90002 90007 Materials Needed 90008 90003 90002 90003 90002 90007 Step 1: Use a breaker bar 90008. Head bolts are usually torqued down really tight. 90003 90002 One way to remove really tight head bolts is with a breaker bar.This method allows for more leverage than a traditional ratchet and socket. 90003 90004 Method 2 of 3: Use impact force 90005 90002 90007 Materials Needed 90008 90003 90002 90003 90002 90007 Step 1: Use impact force 90008. You can hit the center or the head of the bolt with a chisel or punch to try to free the corrosion between the threads. 90003 90002 An alternate approach to this method is to use an impact wrench on the bolt a several times in both the forward and reverse directions.90003 90004 Method 3 of 3: Drill the bolt out 90005 90002 90007 Materials Needed 90008 90003 90038 90039 Chisel 90040 90039 Drill 90040 90039 Hammer 90040 90039 Protective gloves 90040 90039 Repair manuals 90040 90039 Safety glasses 90040 90039 Screw extractor 90040 90053 90002 90003 90002 90007 Step 1: Punch a notch in the top of the bolt 90008. Use a hammer and punch to make a notch in the top of the bolt. 90003 90002 This serves as a guide for your drill bit.90003 90002 90003 90002 90007 Step 2: Drill through the bolt 90008. Use a drill bit one size larger than the notch made with the chisel to drill straight through the bolt. 90003 90002 Then, follow up by drilling through the bolt again using a bit that can drill a hole large enough for a screw extractor or easy out. 90003 90002 90003 90002 90007 Step 3: Remove the bolt 90008. Hammer an «easy out» or screw extractor into the hole you drilled. 90003 90002 Then, turn the tool counterclockwise to remove the bolt.You may need to hold the head of the tool with a pipe wrench or locking pliers. 90003 90002 Head removal and repair is a job best left to professionals. As you can see, the task can get really nasty if things do not go as planned. If you’d prefer to leave your cylinder head repair to a professional, give the experts at YourMechanic a call. 90003 .90000 How to Replace a Honda Accord I4 Head Gasket (1998-2002) 90001 90002 How I Knew My Head Gasket Had Failed 90003 90004 After I warmed up the engine, I found my Accord’s exhaust pipe was billowing out white smoke, and the coolant was bubbling in the coolant reservoir tank. I added coolant to my radiator, and started the car with the radiator cap removed. Then coolant immediately shot out of the radiator filler neck-a clear indication of head gasket failure. Later I found a crack in the radiator.My cooling system had overheated to the point of head gasket failure. 90005 90004 Did this or something similar happen to you, as well? Read on to learn more. 90005 90002 The Honda F23 2.3L I4 Engine 90003 90004 The repair pictured below was done on a Honda F23 2.3L I4 engine-the engine also used in the ’98 -’99 Acura CL, ’98 Odyssey, and ’98 -’99 Oasis . 90005 90002 Before You Decide to Replace the Head Gasket 90003 90004 Before you decide to replace the head gasket, consider the following: 90005 90016 90017 Replacing a head gasket is time-consuming.So after you remove the cylinder head, you should determine whether the engine block mating surface is warped by more than .002 of an inch. If it is, a new gasket installation may not fix the problem. Consider performing a complete engine swap or block replacement instead. 90018 90017 The pistons must be checked for cracks. If there are cracks, consider an engine swap or block replacement. 90018 90017 Once the cylinder head has been removed, have an automotive machine shop check it out for cracks, good valve seal, and warping of the mating surface and the block deck.Fortunately, the head I removed was only slightly warped. The machinist milled (shaved) the head by .001 to make the mating surface flat. 90018 90017 If you decide to invest the time and effort involved in replacing the cylinder head, consider also replacing the water pump, thermostat, timing belt, intake and exhaust manifold gaskets, timing belt tensioner pulleys, valve cover gasket, spark plug seals, and accessory belts. Do it now and save the time and expense of having to do so in the future.90018 90017 Allocate around 16 hours of your time to complete the job, maybe even more. That includes time spent working on the car as well as time spent cleaning your parts, obtaining special tools and replacement parts, and dropping off and picking up the cylinder head from the machine shop. But keep in mind that doing it yourself instead of bringing the entire job to a repair shop may yield better quality results. Some repair shops will do anything to get the job finished as soon as possible.90018 90017 Have you ever replaced a timing belt and the water pump on an overhead-cam car? On these cars, a head gasket replacement effort is a timing belt job, except three or four times more difficult. 90018 90029 90002 Tools Needed 90003 90004 I will assume that you have a complete metric tool set with sockets that fit 1/4 «, 3/8» and 1/2 «socket wrenches with extensions, box- and open-end wrenches, screwdrivers, and so forth. Whatever you do not have you’ll have to buy at your local tool supplier or online.90005 90004 Just to give you a major heads up, you will also need: 90005 90036 90017 a ½ «14 mm metric spline socket for the head bolts, 90018 90017 (perhaps) a torque angle gauge, 90018 90017 a 3/8 «drive torque wrench 90018 90017 an electric or air-powered impact driver 90018 90017 2 ½ «breaker bars 90018 90017 at least one hydraulic jack 90018 90017 a good penetrating oil 90018 90017 silicon spray for the rubber components 90018 90053 90002 Parts to Buy 90003 90036 90017 New Torque-to-Yield (TTY) head bolts like this one 90018 90017 Multi-layered steel (MLS) head gasket or a kit like this one 90018 90017 Valve cover gasket 90018 90017 Valve cover / spark plug seals 90018 90017 Intake manifold gasket 90018 90017 Exhaust manifold gasket 90018 90017 Exhaust-manifold-to-exhaust-pipe gasket 90018 90017 Thermostat 90018 90017 New hoses, based on condition 90018 90017 Various other coolant-related gaskets, based on condition 90018 90017 Silicone-based gasket sealant and maker 90018 90017 Timing belt or a timing belt kit like this one 90018 90017 Timing belt tensioner bearing 90018 90017 Balance shaft belt 90018 90017 Balance shaft tensioner bearing 90018 90053 90004 I also highly recommend that you obtain a technical repair manual-from Haynes, Bentley or the manufacturer-to cross-reference with what I’ve done.When it came time to torque down the nuts and bolts for the cylinder head and the intake and exhaust manifolds, I referred back to the technical manual for torque specs, as well as the torque sequence. 90005 90004 The photos below are a combination of before and after dis-assembly and re-assembly steps. If I missed a photo during dis-assembly, I would use a photo during the assembly process to explain a dis-assembly step. It’s difficult at times to stop whatever you are doing to take a photo. 90005 90002 Before You Start 90003 90004 Set aside an area in your garage to place removed parts in the order they were removed.This includes the nuts and bolts. Although this will add time to your work effort, the re-assembly of your parts will go much more quickly. Eliminate the guesswork of what nut or bolt goes with what part. Do not mix them up in a coffee can! 90005 90004 Also, consider taking «before» and «after» photos. A picture goes a long way when trying to figure out what goes where during the re-assembly process. 90005 90002 1. Set up the Job 90003 90004 Raise the driver’s side wheel and support the car with a jack stand.Disconnect the positive battery terminal, and drain the coolant at both the engine block and radiator. Dedicate an area where you can set down removed parts in the order in which you remove them. 90005 90002 2. Remove the Crankshaft Pulley Bolt 90003 90004 Remove the wheel to expose the crankshaft pulley. Remove the pulley bolt with either an impact driver or a pulley holding tool-I recommend the pulley holder tool listed here. 90005 90002 3. Prepare to Remove the Pulley Bolt 90003 90004 Insert the pulley holder tool to the crankshaft pulley and attach a long ½ «drive breaker bar (like the one below) to the holder.Then, rotate the crankshaft pulley with another ½ «socket wrench with an attached ½» extension and socket until the breaker bar is secured against the ground from moving. Since the crankshaft bolt may be torqued up to 180 lbs, use a jack stand to support the ½ «drive extension for another breaker bar when applying force to remove the crankshaft bolt. I found my jack stand was not high enough, so I added a wooden block to gain the extra height. 90005 90002 4. Remove the Belts 90003 90004 Loosen the belt tension on both the power steering pump and alternator, then remove the belts.90005 90004 On the power steering pump, there are two bolts-one on the top right and the other on the bottom left. After loosening them, push down on the pump to relieve the tension. 90005 90004 Loosen the top bolt that the alternator rotates on, followed by the nut on the bottom of the alternator bracket bolt. When loosened, rotate the adjustment bolt (which turns into the bracket bolt) counter-clockwise, and push down on the alternator to relieve the belt tension. 90005 90002 5. Remove the Side Engine Mount 90003 90004 Support the engine from canting with a hydraulic jack when the side engine mount is removed.To prevent damage to the oil pan, place a flat piece of wood between the oil pan and the hydraulic jack. 90005 90004 Remove the ground strap followed by the two nuts and one bolt. In addition, you need to loosen the nut that’s in the middle of the bracket, since there’s a small rotating metal bracket underneath that must be turned before pulling off the mount. 90005 90002 7. Remove the Upper Timing Belt Cover 90003 90004 Now, there are only two bolts that need to be removed. Detach the alternator wires recessed within the cover, then pull up and out to remove the cover.Remove the oil dipstick as well. 90005 90002 8. Align and Remove the Crankshaft Pulley 90003 90004 Set the number-one cylinder to top dead center (TDC) and remove the crankshaft pulley. 90005 90004 You should rotate it counter-clockwise. If the spark plugs have been removed, you can grab the crank pulley with both hands and rotate it. Another method is to re-insert the crank pulley bolt back into the crankshaft and rotate it clockwise until you have alignment. Then, with a quick snap of the socket wrench, loosen the bolt back off.Align the rightmost notch on the pulley with the V-shaped alignment indicator on your timing belt cover. You can use a toothpick dipped into white paint to mark the notch on the pulley. 90005 90002 9. Remove the Lower Timing Belt Cover 90003 90004 Work around the perimeter of the lower cover, then remove each of the retaining bolts. In addition, detach the wire housing recessed into the right-hand groove of the belt cover. 90005 90002 10. Paint Alignment Marks on All Pulleys 90003 90004 Apply paint marks on your camshaft pulley, crankshaft, and balance shaft pulleys for re-assembly alignment.If the camshaft is off by one cog when you put things back together, that will completely screw up a timing belt replacement. The camshaft pul 90005.90000 How to Remove and Reinstall … 90001 Removal ( «B» Bank) 90002 Open the engine compartment hood to service position and install body protection covers. Disconnect the battery ground cable and remove the battery cover. Carefully remove the engine covers, taking care not to damage the plastic retainers or the rubber inserts. 90002 Remove timing cover. See TIMING COVER. 90002 Remove intake manifold. See INTAKE MANIFOLD. 90002 Disconnect the heater hose and temperature sensor connector from the coolant outlet pipe.Loosen and reposition hose clamp along the bypass hose. See Fig. 98. 90002 Remove the 4 bolts which secure the coolant outlet pipe. Remove the coolant outlet pipe from the bypass hose and cylinder head. Remove and discard the sealing rings from the coolant outlet pipe grooves. See Fig. 99. 90002 Remove the nuts which secure the catalytic converter to the «B» bank exhaust manifold flange. See Fig. 26. 90002 Remove the 2 bolts and one nut which secure the Variable Valve Timing (VVT) bushing carrier to the cylinder block.Release the carrier from the 2 ring dowels and remove VVT bushing carrier. See Fig. 138. 90002 Remove the scarf jointed sealing ring from the carrier bushing groove and remove the carrier oil-way recess «O» ring. See Fig. 139. 90002 Raise and support vehicle. Remove the bolt which secures the Crankshaft Position (CKP) sensor to the flywheel housing. Remove the CKP sensor and allow it to hang free under the engine. Remove the torque converter bolts access grommet from the flywheel housing. See Fig.115. 90002 Install the crankshaft damper bolt (old one) to the crankshaft, hand-tight only. Rotate crankshaft until the triangular arrow indent on the flywheel is visible through the access hole. See Fig. 116. Confirm that the timing flat on each camshaft is uppermost position. 90002 Position the crankshaft so that the Crankshaft Setting Peg (303-531) engages fully into the timing slot. Install and tighten the bolt to secure the crankshaft setting peg. See Fig. 117. Remove the crankshaft damper bolt from the crankshaft and lower the vehicle.90002 Install the Camshaft Locking Tool (303-530) to the «B» bank camshafts, aligning the shafts slightly as necessary. See Fig. 118. 90002 Loosen the bolts that secure the camshaft sprocket and VVT unit to the camshafts. See Fig. 119. Remove camshaft locking tool. 90002 Remove the primary chain tensioner bolts, primary chain tensioner and tensioner backing plate. See Fig. 120. 90002 Remove the primary timing chain tensioner pivot bolt and remove the primary timing chain tensioner blade. See Fig.140. Reposition the VVT unit along the cam journal to allow the chain to clear the head casting. Remove the primary timing chain from the VVT unit and secure it to the bypass hose retaining clip, using a tie strap. 90002 Remove the securing bolt from both the VVT unit and the exhaust cam sprocket. Remove the VVT unit, exhaust sprocket and secondary timing chain as an assembly (release the chain from the tensioner which is still secured to the cylinder head). See Fig. 122. Remove the secondary timing chain from the VVT unit and the sprocket.90002 Remove the 2 bolts which secure the secondary timing chain tensioner to the cylinder head and remove the secondary timing chain tensioner. See Fig. 123. 90002 Remove the bolt which secures the primary timing chain guide. Noting the position of the primary timing chain guide, remove the primary timing chain guide from the upper retaining pin. See Fig. 141. 90002 Remove the camshaft bearing cap bolts. Loosen the camshaft bearing caps evenly, in stages. Remove the camshaft bearing caps, noting their position and markings (each is marked with its numbered position and orientation arrow).Remove the camshafts from the engine. See Fig. 125. 90002 Noting the position of each tappet for reassembly, remove each tappet and shim assembly (retain each shim with its original tappet). Mark the inside face of each tappet in pencil or felt tipped pen, with its original position within the cylinder head. See Fig. 126. 90002 Disconnect the engine position sensor connector, at the rear of the cylinder head. See Fig. 142. 90002 Place a drain tray under the engine. Using a syringe with a length of thin rubber line connected, drain the residual coolant from the outlet pipe water-way.See Fig. 127. A suitable syringe is Snap On YA 745. 90002 Place a cloth around the area of the cylinder head to absorb coolant spillage when removing the head. Remove the cylinder head bolts. Remove the cylinder head. See Fig. 128. 90002 Noting how the cylinder head gasket is fitted, remove the cylinder head gasket. Remove and discard absorbent cloth. See Fig. 129. Remove the coolant drain tray from under the engine. Remove and discard the gasket from the downpipe catalyst. 90002 Clean the gasket faces of the catalyst and the exhaust manifold.Clean cylinder head and cylinder block gasket faces. Ensure that all threaded holes in the cylinder block face are clean and free from oil. Clean and inspect the cylinder head bolts. Cylinder head bolts may be re-used on 2 occasions. When re-used, each bolt head should be marked with one dot from an automatic center punch. Clean and inspect all relevant components and mating faces. 90002 Installation 90002 Install a NEW gasket to the downpipe catalyst flange. 90002 Install and align a NEW cylinder head gasket to the cylinder block face.See Fig. 129. 90002 Install the cylinder head. Engage cylinder head with the dowels on the block face, and exhaust manifold flange with the studs on the downpipe catalyst. See Fig. 128. Install cylinder head bolts hand tight. 90002 Tighten cylinder head bolts in sequence to proper specification. See TORQUE SPECIFICATIONS. See Fig. 130. Center punch bolts after torque sequence is complete. 90002 Connect the engine position sensor connector at the rear of the cylinder head. See Fig. 142. 90002 Lubricate each tappet assembly.Install each tappet and shim assembly to its previously noted position in the cylinder head. See Fig. 126. 90002 Apply oil (EP-90) to the camshaft and bearing surfaces as follows: 90002 Upper face of each bearing surface (2 places) in the cylinder head. 90002 Upper face of each bearing surface (2 places) in each bearing cap. 90002 On the cam lobes ONLY, not on the base circle area. 90002 See Fig. 131. 90002 Install the camshafts in the cylinder head with the timing flats in the uppermost position.Install the camshaft bearing caps to their respective locations (inlet 0 to 4 and exhaust 5 to 9 from the front) and in the correct orientation (arrow to front of engine). Install and tighten the bearing cap bolts evenly and in stages to specification. See TORQUE SPECIFICATIONS. Install the camshaft locking tool and align camshafts as necessary. 90002 NOTE: The primary timing chain guide must be installed so that the slotted hole is towards the top, and the raised shoulder to the cylinder block.90041 Install the primary timing chain guide to the block and locate it onto the upper retaining pin. See Fig. 141. Install the retaining bolt and tighten specification. See TORQUE SPECIFICATIONS. 90002 Push the secondary timing chain tensioner piston into the tensioner body to provide clearance for installing the secondary timing chain. Insert a thin rigid wire through the hole in the end of the tensioner piston to displace the ball from the non-return valve seat. See Fig. 132. With the wire in position, press the piston fully into the tensioner body.Remove the wire. 90002 Install the secondary timing chain tensioner to the engine. Fully seat the secondary timing chain tensioner to the cylinder head. See Fig. 123. Install the 2 secondary timing chain tensioner bolts and tighten to specification. See TORQUE SPECIFICATIONS. 90002 Assemble the VVT unit, the exhaust camshaft sprocket and the secondary timing chain. Install the assembly to the camshafts with the secondary timing chain correctly positioned over the secondary timing chain tensioner.Fit the VVT unit to the inlet camshaft and the sprocket to the exhaust camshaft. Install, but do not tighten, each bolt which secures the VVT unit and the exhaust sprocket to the camshafts. See Fig. 122. 90002 Install the Chain Tensioning Tool (303-532) to the exhaust camshaft sprocket. Reposition the sprocket (and the VVT unit) for the most advantageous position for use of the tool. See Fig. 143. Remove the tool. 90002 Install the primary timing chain. Reposition the VVT unit forwards on the cam journal (do not rotate it) to allow the primary timing chain to clear the head casting.Remove the primary timing chain from the tie strap. Install the primary timing chain into position over the crankshaft sprocket and the VVT unit sprocket. There must be no slack on the drive side of the primary timing chain and the VVT unit must not be rotated on the camshaft. See Fig. 144. 90002 Install the primary timing chain tensioner blade to the cylinder block. See Fig. 140. Install the pivot bolt and tighten specification. See TORQUE SPECIFICATIONS. 90002 Push the primary timing chain tensioner piston into the tensioner body to provide clearance for installing the primary timing chain.Insert a thin rigid wire through the hole in the end of the tensioner piston to displace the ball from the non-return valve seat. See Fig. 135. With the wire in position, press the piston fully into the tensioner body. Remove the wire. 90002 Install the 2 primary timing chain tensioner bolts to the primary timing chain tensioner and locate the tensioner backing-plate on to the 2 bolts. Align and install the primary timing chain tensioner to the cylinder block and to the mating slot on the rear face of the primary timing chain tensioner blade.See Fig. 120. Tighten the primary timing chain tensioner bolts to specification. See TORQUE SPECIFICATIONS. 90002 Use a Primary Chain Wedge (303-533), or 2 if needed, between the primary timing chain tensioner and primary timing chain tensioner blade, to take up the slack in the chain for tightening of the VVT unit and exhaust camshaft sprocket. See Fig. 136. 90002 Install the chain tensioner tool to the sprocket holes. See Fig. 145. Apply force to the tool in an counterclockwise direction to tension the chain on its drive side.While applying opposing force to the sprocket and chain, tighten the camshaft sprocket bolt to specification. Check that the primary chain wedges are still in place. While still applying opposing force to the sprocket and chain with the chain tensioner tool, tighten the VVT unit bolt to specification. See TORQUE SPECIFICATIONS. Remove the chain tensioning tool, primary chain wedges and camshaft locking tool. 90002 Raise and support vehicle. Remove crankshaft setting peg. Install the CKP sensor and bolt to the flywheel housing.See Fig. 115. Tighten the CKP sensor bolt to specification. See TORQUE SPECIFICATIONS. Install the access grommet to the housing and lower the vehicle. 90002 Install and tighten the nuts which secure the catalytic converter to the «B» bank exhaust manifold flange. See Fig. 26. 90002 Install a NEW scarf jointed sealing ring to the carrier bushing groove and a NEW carrier oil-way recess «O» ring. See Fig. 139. 90002 Lubricate the scarf jointed sealing ring, the carrier oil-way recess «O» ring and the bushing.Install the bushing carrier assembly, ensuring that the seals are in place and that the ring dowels are engaged squarely. Fully locate the assembly as much as possible by hand. Install the 2 securing bolts and one nut and tighten to specification. See TORQUE SPECIFICATIONS. See Fig. 138. 90002 Install NEW sealing rings to the coolant outlet pipe grooves. Install the outlet pipe to the bypass hose and cylinder heads. See Fig. 99. Install the 4 coolant outlet pipe bolts and tighten to specification.See TORQUE SPECIFICATIONS. 90002 Connect the heater hose and reposition the hose clamp to secure the heater hose. Connect the temperature sensor connector. Reposition the bypass hose clamp to secure the bypass hose. See Fig. 98. 90002 Install the inlet manifold. This operation includes installing the throttle housing. See INTAKE MANIFOLD. 90002 Install the timing cover. See TIMING COVER. 90002 Connect battery. See BATTERY RECONNECT PROCEDURE under MISCELLANEOUS. 90002 Carefully install the engine covers, taking care not to damage the plastic retainers or the rubber inserts.90002 Refill cooling system. See COOLING SYSTEM. 90002 Check for leaks and that all coolant hoses are securely connected. Move the engine compartment hood from the service position and connect the gas struts. Remove the body protection covers and close the engine compartment. 90064 90041 Wednesday, March 22nd 2017 AT 4:25 PM (Merged) 90064 .Указание: Последующая подтяжка болтов крепления головки цилиндров на теплом двигателе не требуется.
Как предотвратить заболевание ОРВИ у ребенка. Какие меры профилактики наиболее действенны. Что делать, если ребенок все-таки заболел ОРВИ. Какие средства помогут быстрее справиться с вирусной . . .
Какие виды бандажей для беременных бывают. Как правильно подобрать и носить бандаж во время беременности. Когда нужно начинать использовать бандаж. Какие есть показания и противопоказания . . .