Шатун двигателя внутреннего сгорания: конструкция, назначение, из чего делают шатуны
Шатун – это соединительная деталь между коленвалом и поршнем, основное назначение которой является преобразование поступательных движений поршня внутри цилиндра во вращательные движения коленчатого вала, с которого вращение передается на колеса автомобиля через трансмиссию.
Конструкция шатуна
Особенности конструкции шатунов напрямую зависят от типа мотора и схемы его компоновки. Так для бензиновых двигателей используются легкие шатуны, в дизелях — тяжелые.
Основные элементы шатуна – стержень, верхняя поршневая головка, нижняя кривошипная головка.
Поршневая головка соединена со стержнем поршневым пальцем, кривошипная головка – с шейкой коленвала.
Стержень
Данная деталь шатуна может иметь различный тип сечения, которое может быть похоже на прямоугольник, на круг, крест или может быты Н-образным. Некоторые типы двигателей оснащаются шатунами, в которых стержни имеют небольшую масляную канавку для своевременной подачи масла в поршневую головку.
В большинстве случаев верхний отдел кривошипной головки оснащается маленьким отверстием для разбрызгивания масла во внутренних полостях поршня и цилиндра.
Поршневая головка
Поршневая головка размещена вверху и является неразъемным шатунным элементом, конструкция которого напрямую зависит от метода установки поршневого пальца.
В двигателях, в которых установлен палец фиксированного типа, поршневая головка имеет специальное цилиндрическое отверстие для его установки. В ДВС с пальцем плавающего типа, такая головка комплектуется бронзовой или биметаллической втулкой.
В тех моделях двигателей, которые используют плавающий палец, но втулка не предусмотрена, вращательные движения пальца осуществляются в соответствующем отверстии головки.
С целью снижения значительных нагрузок на палец, некоторые модели ДВС комплектуются шатунами с поршневыми головками в форме трапеции.
Кривошипная головка
Головка шатуна, которая расположена внизу отличается разборной конструкцией, основным назначением которой является соединение двух механизмов – коленвала и самого шатуна.
Головка состоит из верхней части и крышки, которая крепится к шатуну крепежными болтами. Кроме всего прочего такая головка может иметь два типа разъемов по отношению к стержневой оси — косой (выполненный под углом) и прямой (выполненный перпендикулярно).
Длина цилиндрового блока зависит от толщины нижней головки. В головке устанавливаются тонкие вкладыши подшипника скольжения, которые могут иметь от 2-х до 5-ти слоев, изготовленных из стальных полос, внутренняя часть которых покрывается защитным антифрикционным составом, соответствующим определенному типу двигателя.
Как правило, в современных ДВС применяются вкладыши, состоящие из 2-х и 3-х слоев. В двухслойном вкладыше на металлическую основу просто наносится слой антифрикционного состава, а в трехслойном вкладыше добавляется еще и изоляционный слой.
Чтобы снизить вибрации и шумы при работе двигателя, все установленные шатуны, а также их составные части должны иметь равную массу. Это значит, что в одном шатуне масса отдельной его детали должна быть одинаковой по отношению к массе аналогичной детали в другом шатуне.
Например, если масса стержня одного шатуна составляет 50 г., в таком случае во всех остальных шатунах стержни должны иметь аналогичную массу.
Подгонка массы шатунов происходит путем снятия тонкого металлического слоя с бобышек, которые располагаются на верхних шатунных головках. В некоторых случаях подобные бобышки находятся на шатунном стержне или нижней части поршневой головки.
Материалы для производства шатунов
Шатуны производятся двумя способами — штамповкой из высокопрочной стали или литьем из чугуна. В дизелях применяются шатуны, изготовленные из легированной стали методом ковки или горячей штамповки.
В некоторых видах бензиновых двигателей устанавливаются шатуны, производимые из порошкообразных металлов методом спекания.
Из-за напряженных условий работы данная деталь КШМ должна отличаться надежностью, долговечностью и износостойкостью.
Особое внимание уделяется не только изготовлению шатунов, но и болтов крепления. Для производства болтов используются легированные виды стали, обладающие высоким коэффициентом текучести, что в несколько раз выше, чем у высокоуглеродистых сталей.
Российский вездеход Шатун (Shatun) — тест-драйв и фото — журнал За рулем
Создатели вездехода Шатун (Shatun) стремились наделить своего «зверя» суровым норовом медведя-шатуна. Если кто не знает, шатуном зовут косолапого, который на беду всей округе зимой, в пору спячки, вылез из берлоги. Голодный, злой!
Вездеход Шатун (Shatun)Вездеход Шатун (Shatun)
ШатунДлина / ширина / высота 4000 / 2520 / 2300 мм |
Итак, наш сказ о том, как новая трактовка проверенных решений позволяет заехать туда, куда лучше не заезжать.
Переломный момент
Подмяв для разогрева пяток крупных кустов и перевалив через пару буераков, подъезжаем к болоту. Испытатель Сергей буквально бросает машину в трясину с крутого, процентов тридцать, уклона. Поясные ремни безопасности перетягивают живот, левой рукой хватаюсь за воздух — одной ручки для пассажира справа явно маловато. Если у медведя-шатуна нет чувства страха, то у меня оно есть!
— Не бойся, это с непривычки!
Шатун взбирается в 35‑градусный подъем, а на испытаниях преодолевал и 45‑градусные. Машина способна «запрыгнуть» на ступеньку метровой высоты.Шатун взбирается в 35‑градусный подъем, а на испытаниях преодолевал и 45‑градусные. Машина способна «запрыгнуть» на ступеньку метровой высоты.
На крутом подъеме Сергей быстро крутит руль, и я чувствую, как работает «хребет медведя» — переломная рама. По сути, вездеход состоит из двух частей, и при вращении руля передняя часть смещается относительно задней посредством гидравлического привода на угол до 35 градусов. Это дает возможность быстрее находить зацеп огромным шинам.
Идея не нова. Первый автомобиль схожей конструкции — Fiat-Pavesi P4 — увидел свет в 1919 году. А в СССР переломную раму показали на тракторе К‑700 в 1961‑м. Старое доброе решение вспомнила владимирская компания «Новый поток» и воплотила в Шатуне в 2017 году.
1. Приборная панель смещена влево. 2. Вместо заглушек могут стоять тумблеры раздельной подкачки колес, по одному на каждое. 3. Слева расположена клавиша включения компрессора. Красная кнопка — для активации блокировки. Ниже — клавиша включения «люстры» на крыше. 4. Клавиши включения световых приборов, очистителя стекла и аварийки. 5. Педальный узел — с двумя педалями тóрмоза. Можно тормозить колеса только одного борта. 6. Пятиступенчатая механическая коробка позаимствована у Гранты. Но у нее зеркальная схема переключений. 1. Приборная панель смещена влево. 2. Вместо заглушек могут стоять тумблеры раздельной подкачки колес, по одному на каждое. 3. Слева расположена клавиша включения компрессора. Красная кнопка — для активации блокировки. Ниже — клавиша включения «люстры» на крыше. 4. Клавиши включения световых приборов, очистителя стекла и аварийки. 5. Педальный узел — с двумя педалями тóрмоза. Можно тормозить колеса только одного борта. 6. Пятиступенчатая механическая коробка позаимствована у Гранты. Но у нее зеркальная схема переключений. | |
Инструментарий перед глазами прост — контрольные лампы, указатель температуры охлаждающей жидкости и топливомер. Инструментарий перед глазами прост — контрольные лампы, указатель температуры охлаждающей жидкости и топливомер. | Самый крупный на приборке — стрелочный тахометр со счетчиком моточасов, в центре живет манометр давления в ресивере фирмы «Агрессор», а самый маленький — манометр давлен |
Шатуны (роман) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Шатуны.Шатуны — гротескный роман русского писателя Юрия Мамлеева. По словам автора, роман получил такое название из-за того, что шатунами называются медведи, которые не впадают в зимнюю спячку и бродят всю зиму по лесу, как бы в трансе. Как говорит сам автор, медведи символизируют «маргинальное психическое состояние»
Сюжет романа заключается в истории, казалось бы, немотивированных убийств, совершаемых главным героем «Шатунов» Фёдором Сонновым. Однако Фёдор, совершая эти бессмысленные преступления, преследует определённую цель: познать извечную тайну смерти «эмпирическим» путём. Видимый мир он воспринимает в виде иллюзии. Фёдор неожиданно сталкивается с группой московских интеллектуалов-метафизиков, чьё существование пробуждает у него больший интерес, чем персонажи его будничной жизни. Такое знакомство определяет сюжет романа[1].
Тема романа «Шатуны» — убийство ради проникновения в тайну души убиваемого и тем самым в потусторонний мир, автор показывает глубину философских поисков в жестокой, часто мучительной прозе, которая при перечитывании иногда ужасает. При этом устремления Мамлеева имеют позитивную основу: погружаясь во тьму, он стремится к проявлению света человеческой души, хочет способствовать её росту
Первые версии романа «Шатуны» появились в самиздате в 1966 году. Тогда не могло быть и речи об официальной публикации романа в СССР, хотя ничего «политического» там не было, роман не подходил по морально-этическим критериям. Когда впоследствии Юрий Мамлеев представил этот роман в крупное нью-йоркское издательство, ответ был суров: «мир не готов к этой книге». Впервые официально роман был опубликован в Чикаго в 1980 году в сокращённом на треть виде под названием «Небо над адом» (англ. The sky above hell).
Как говорит сам Юрий Мамлеев в одном из интервью, в конце 50-х годов он нарабатывал в себе «новый опыт состояния сознания», в котором появлялись живые мистические образы, живые люди, герои будущих «Шатунов». И как позже утверждали исследователи, Мамлеев научился творить человеческий характер из тайников человеческой души. Сам же автор начал активно писать в Москве в начале 60-х годов, тогда в глубоком подполье и были созданы «Шатуны». К этому времени возник самиздат, возникли независимые читатели, возникла сеть неформальных кружков, было сформировано литературное подполье. Как говорит автор: «Целый мир, достаточно разношёрстный, но резко отличающийся от официального мира культуры. В том числе и от официально диссидентского мира»
Кто же главные герои Мамлеева? Это не подростки, не дети, не матери. Они не имеют ни возрастных, ни семейных особенностей. У них нет четко выраженных социальных черт, поскольку за фальшивками навешенных автором штампов просматриваются образы, литературно идентичные друг другу. Поэтому герои Мамлеева — это и не студенты, не инженеры и не политики. Вся их культурная деятельность связана с похоронами, кладбищами, свалками, серыми и невзрачными помещениями. Наиболее ярки на этом фоне бомжи, покойники, мертвяки и трупы
Литературный критик Феникс Хортан
Герои «Шатунов» непредсказуемы и чудовищны в своих поступках, они представляются совершенными монстрами. Большинство героев романа объяты всепоглощающей тьмой, хотя и не являются воплощениями зла, греха и преисподней. По мнению автора герои романа пересекли запретную зону, вышли за границы метафизически возможного[1]. Критики, журналисты считают героев романа монстрами насилия, секса и безумия. Юрий Мамлеев сказал, что герои «Шатунов» «имеют в анамнезе человека из подполья Достоевского с его стремлением к запредельному»
Герои романа условно делятся на две категории: категория «простых людей», живущих в постоянном бреду, которые не в состоянии чётко сформулировать свою внутреннюю веру, и категория «интеллигенции» — это метафизические гости из Москвы, которые также ведут абсурдный способ жизни, но постоянно концептуализируют и обсуждают свой бред и абсурд, отстаивают свои ценности как религиозную необходимость
Практически все сочинения Мамлеева перенасыщены цитатами, погружены в широкий культурно-художественный контекст. В его произведениях обнаруживаются следы разновековых литературных традиций. По мнению критиков, «Шатуны» во многом заимствовали традиции русского идеологического романа, особенно много взято из творчества Достоевского. В романе происходят дискуссии и споры о фундаментальных вопросах, которые часто ведутся в пивных или на трупах. Создаётся впечатление, что все персонажи одержимы идеей, которую они стремятся реализовать или хотя бы проверить[8]. Хотя, с другой стороны, некоторые критики считают, что любые сравнения Мамлеева с Достоевским лишены литературоведческого этикета и что такие сравнения являются спекулятивными
Литературные приёмы Мамлеева схожи с магическим реализмом латиноамериканской литературы XX века с объединением реального и волшебного, обыденного и фантастического. Но Мамлеев использовал не мифический жанр, а жанр обычной прозы, а в реалии этой прозы в которую поместил нечто метафорическое, метафизическое, символическое. В итоге получился некий синтез неклассических литературных систем[9].
Все действия романа происходят в нелепом и неадекватном мире, где слабоумие и безумие рассматриваются как знак причастности к её пределам. Весь мир задуман как царство смерти. В этом мире и происходит столкновение «народного мракобесия» и «интеллектуальной мистики»[8].
Герои Мамлеева, захваченные «другой реальностью», по мнению критиков являются симулякрами, «образами отсутствующей действительности». Вопреки практике постмодернизма Мамлеев уделяет внимание не самим мироощущениям героев, а их восприятию «средним человеком» традиционных утопий и религиозных мифов[9][10].
Философско-художественная антропология Мамлеева является синтезом концепций русской религиозной философии, «русской идеи», в особенности теорий Н. А. Бердяева, индийской метафизики, Адвайте-веданты, догматического христианского учения об обожении человека, ницшеанского самообожения, элементов философии Хайдеггера об обретении человеком самого себя. И, разумеется, убеждения Достоевского о необходимости для человека, всегда имеющего «искру божью» в душе своей, обрести прочную внутреннюю связь с Богом и Сыном Его.— Роза Семыкина, «Метафизическая антропология Юрия Мамлеева»[9]
Большинство литературных критиков считают, что образы, слова и тем более сюжет не важны в «Шатунах», в романе важен философский подтекст. В романе поднимаются различные философские, метафизические вопросы, проблемы религии, веры и смерти, понятия абсолюта и самого себя. Метафизические вопросы романа можно увидеть в идеях Глубева, как приверженце «религия Я», и в видении этой религии в глазах его последователей, например в Геннадии Рёмине. Объектом поклонения в «религии Я» являются любовь и вера в самого себя. Некая мистическая бесконечная любовь к себе имеет в романе огромное значение, одним из основных принципов которого является сверхчеловеческий нарциссизм[8].
Я хочу быть Творцом самого себя, а не сотворённым; если Творец есть, то я хочу уничтожить эту зависимость, а не тупо выть по этому поводу от восторга.
Падов, XX Раздел, [1]Все остальные персонажи по-разному хотят выразить патологическое желание закрепить себя в вечности и считать себя в ауре Абсолюта. Из этого следует солипсистское отношение ко всему и полное отрицание всего, что не является само собой. Эта идея повлияла на создание особого мира романа.
Мальчик Петя имеет крайне недоверчивое отношение к внешнему миру, он не может принять ничего из внешнего мира, что доводит его до экзистенциального самоубийства. Таким образом он кормит себя собственной кровью, желая поглотить себя, доводит себя до смерти. Смерть и убийство в метафизическом плане являются переходом в иную сущность.
В философском плане, метафизика Мамлеева может быть квалифицирована как мистика наоборот. Мистические поиски, в том числе и вечной жизни заменяется поиском духовной смерти. Таким образом, независимо от мамлеевских оригинальных намерений, мы можем увидеть в его работах выразительное эгоистическое сознание, которое желает достигнуть крайних пределов[8][10].
Интерес к творчеству Юрия Мамлеева в 1990-х годах демонстрирует Олег Дарк в цикле обзорных статей, посвящённых так называемой «новой прозе»[11]. В 2000 году критик посвящает Мамлееву статью, где описывает «Шатунов» как «малохудожественную, неряшливо написанную» прозу, с «преувеличенными характерами» героев и «надуманное повествование», и считает всё это явлением вчерашнего дня. Критик утверждает, что «Сейчас Мамлеев неинтересен, потому что кажется уже устаревшим, хорошо усвоенным и переваренным в произведениях его молодых и более талантливых наследников, имеющих тоже дело с разного рода демонической нечистью, но лучше управляющихся с фразой и сюжетом»[12].
Согласитесь, что роман Мамлеева «Шатуны», наполненный бесконечно однообразным насилием, читать (это надо ещё решить) то ли скучно, то ли почти смешно. Всё равно же Вл. Сорокин, В. Пелевин или И. Яркевич и виртуознее, и изобретательнее[13].Олег Дарк |
Если быть внимательным, — то мы обнаружим здесь некоторые обертоны, которые резко и наотмашь отличают мамлеевский текст от ставшей привычной «чернухи». У Мамлеева за видимым мракобесием явно проступает какая-то нагрузка, какой-то невероятно важный смысл, какая-то жуткая истинность.Александр Дугин |
Американский литературный критик Феникс Хортан, статья которого вызвана публикацией Александра Дугина относит творчество Мамлеева к массовой литературе, а его известность связывает с духом современного издательского бизнеса: «беспардонный маральщик бумаги, лишённый чувства прекрасного»[5].
В телепередаче «Школа злословия» Юрий Мамлеев говорил, что его знакомый поэт Игорь Холин сказал: «Я буду уверен, что советская власть пала тогда, когда напечатают Солженицына и «Шатунов»[14].
Первые версии романа «Шатуны» появились в самиздате в 1966 году. Тогда не могло быть и речи об официальной публикации романа в СССР, хотя ничего «политического» там не было, роман не подходил по морально-этическим критериям. Когда впоследствии Юрий Мамлеев представил этот роман в крупное нью-йоркское издательство, ответ был суров: «мир не готов к этой книге». Всё же «Шатуны» были опубликованы в другом американском издательстве, но в сокращённом на треть виде[4]. Впервые официально роман был опубликован в Чикаго в 1980 году в сокращённом на треть виде под названием «Небо над адом» (англ. The sky above hell), текст перевёл на английский язык Х. В. Тьялсма. «Мир не готов читать этот роман. И я не хотел бы жить в мире, который был бы готов читать этот роман», — отзывался нью-йоркский критик на урезанную версию «Шатунов»[15]. С этого начались публикации романа уже в Европе в полном виде и, естественно, в переводах на европейские языки[4]. Первое издание романа на французском языке произошло в 1986 году, перевела роман Анн Колдефи[15]. Затем роман был опубликован на различных языках во Франции, Чехии, Нидерландах, Германии, Австралии, Италии, Польше, Венгрии.
- Юрий Мамлеев. Небо над адом = The sky above hell. — Нью-Йорк, 1980.
- Юрий Мамлеев. Chatouny. — Париж: Traduction de Pierre Grazimis et Anne Coldefy-Foucard, 1986. — ISBN 978-2-8426-107-5.
- Юрий Мамлеев. Шатуны : роман. — Париж ; Нью-Йорк: Третья волна (издательство), 1988. — 159 с.
- В России
- ↑ 1 2 3 Александр Радашкевич. Планета незаснувших медведей. Беседа с Юрием Мамлеевым в связи с французским изданием романа «Шатуны» (рус.). «Русская мысль» (Париж), № 3637 (5 сентября 1986). Дата обращения 12 декабря 2011.
- ↑ Вольфганг Казак. Лексикон русской литературы XX века. — М.: РИК «Культура», 1996. — С. 492. — 250 с. — ISBN 5-8334-0019-8, ISBN 5-8334-0019-В (ошибоч.).
- ↑ THE SKY ABOVE HELL (англ.). Taplinger (24 September 1980). Дата обращения 12 декабря 2011.
- ↑ 1 2 3 Владимир Бондаренко. Я везде — «Не свой человек» — интервью с Юрием Мамлеевым (рус.) (недоступная ссылка). «Русская мысль» (Париж), № 3637 (6 апреля 2008). Дата обращения 12 декабря 2011. Архивировано 20 октября 2011 года.
- ↑ 1 2 3 Феникс Хортан. Привет по-американски, или Здравствуй дугинщина и мамлеевщина (рус.) (недоступная ссылка) (11 марта 2000). Дата обращения 13 декабря 2011. Архивировано 10 марта 2012 года.
- ↑ Екатерина Данилова. Опубликован роман Юрия Мамлеева «Шатуны» (Чудовища — тоже люди) (рус.) (недоступная ссылка). Газета «Коммерсантъ», №127 (350), 08.07.1993 (8 июля 1993). Дата обращения 14 декабря 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег
<ref>
; для сносокsvitk
не указан текст - ↑ 1 2 3 4 5 Евгений Горный. The negative World of Yuri Mamleyev (англ.) (недоступная ссылка). Creator Magazine #1, London (1994). Дата обращения 13 декабря 2011. Архивировано 18 ноября 2011 года.
- ↑ 1 2 3 4 Роза Семыкина. Метафизическая антропология Юрия Мамлеева (англ.) (недоступная ссылка). Журнал «Литературная критика» № 3, октябрь 2007 (1 October 2007). Дата обращения 13 декабря 2011. Архивировано 10 ноября 2012 года.
- ↑ 1 2 Tripti Nath. From Russia to India, with love (англ.) (недоступная ссылка). Tribune India (24 October 1999). Дата обращения 13 марта 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Олег Дарк. Мир может быть любой: размышления о «новой прозе» (рус.) // Дружба народов. — 1990. — № 6. — С. 226.
- ↑ Якунина, Ольга Владимировна. Повествовательная структура малых эпических форм в прозе Юрия Мамлеева (рус.) (недоступная ссылка). Автореферат к Диссертации (2010). Дата обращения 13 декабря 2011. Архивировано 3 мая 2012 года.
- ↑ Олег Дарк. Маска Мамлеева (рус.) (недоступная ссылка). Знамя, 2004, № 4, С. 186. (2004). Дата обращения 13 декабря 2011. Архивировано 1 мая 2015 года.
- ↑ Школа злословия. НТВ. 2010-04-26.. Серия 25/205.
- ↑ 1 2 80-летие Юрия Мамлеева (рус.) (недоступная ссылка). Кира Сапгир (21 декабря 2011). Дата обращения 7 марта 2012. Архивировано 30 апреля 2012 года.
Шатунов, Юрий Васильевич — Википедия
Юрий Шатунов | |
---|---|
Имя при рождении | Юрий Васильевич Шатунов |
Полное имя | Юрий Васильевич Шатунов |
Дата рождения | 6 сентября 1973(1973-09-06) (46 лет) |
Место рождения | Кумертау, Башкирская АССР, РСФСР, СССР |
Страна | СССР Россия Германия |
Профессии | |
Годы активности | 1986 — наст. время |
Певческий голос | контратенор |
Жанры | диско, поп, шансон, электронная музыка |
Коллективы | «Ласковый май» |
Награды | Песня года 2002, 2009, 2012, 2013. Звуковая дорожка 2015 |
Медиафайлы на Викискладе |
Ю́рий Васильевич Шатуно́в (род. 6 сентября 1973 года, Кумертау, Башкирская АССР, РСФСР, СССР) — советский и российский певец, бывший солист группы «Ласковый май».
Родился 6 сентября 1973 года в семье Василия Владимировича Клименко (род. 1 января 1950) и Веры Гавриловны Шатуновой (27 января 1955 — 7 ноября1984) в городе Кумертау, Башкирской АССР.
Отец и мать поженились в возрасте 23 и 18 лет соответственно. Отношение отца к сыну было прохладным, поэтому Юрий получил фамилию матери, а раннее детство (до четырёх лет) провёл у бабушки с дедушкой по материнской линии — Екатерины Ивановны Шатуновой (5 декабря1924 — 26 ноября 2002) и Гаврилы Егоровича Шатунова (4 июня 1923 — 20 января 1976) в посёлке Пятки́ (пригород Кумертау)[3][4].
Когда мальчику было 3 года, родители развелись, умер дедушка, а в 1977 году вместе с матерью переехал в деревню Савельевка. Через некоторое время мать вышла замуж второй раз. Однако отчим имел проблемы с алкоголем, и Юрий нередко убегал из дома к родственникам, чаще всего к бабушке.
В 1980 году начал учиться в школе села Старая Отрада (Куюргазинский район), но с сентября 1984 года (Юрию в это время исполнилось 11 лет) мать, в связи с обострившейся болезнью, перевела сына в школу-интернат № 2 города Кумертау, а через два месяца, 7 ноября 1984 года, Вера Шатунова умерла от сердечной недостаточности. Отец не проявлял интереса к сыну, и Юрий был взят на воспитание тётей Ниной Гавриловной из посёлка Тюльган. Однако и там Юрий начал убегать из дома и в период с ноября 1984 года по октябрь 1985 года бродяжничал по Башкирии и Оренбургской области.
В ноябре 1985 года в Оренбурге состоялась комиссия, где решалась дальнейшая судьба. Там Юрия увидела директор детского дома посёлка Акбулак — Валентина Николаевна Тазекенова. Испытав сочувствие к судьбе подростка, она оказала влияние на решение комиссии и оформила его в руководимый ею детский дом.
В октябре 1986 года Тазекенову назначили директором школы-интерната № 2 города Оренбурга и Юрий последовал за ней. В оренбургском интернате он познакомился с руководителем кружка художественной самодеятельности Сергеем Борисовичем Кузнецовым, и начинается история группы «Ласковый май».
«Ласковый май»[править | править код]
В октябре 1986 года знакомится с руководителем музыкального кружка Сергеем Кузнецовым, находящимся в это время в поиске исполнителя для своих песен. Уже в октябре Сергей Кузнецов пишет для него первую песню «Вечер холодной зимы» и вторую: «Метель в чужом городе», и начинаются репетиции. Так образовался первый состав группы «Ласковый май», в который, кроме Кузнецова и Шатунова, входили Вячеслав Пономарёв (играл на бас-гитаре) и Сергей Серков (управлял светомузыкой).
С 1986 по 1988 год группа с успехом выступает на дискотеках в интернате и местном ДК «Орбита».
В это время были созданы основные хиты «Ласкового мая»: «Белые розы», «Лето», «Пусть будет ночь», «Седая ночь», «Ну, что же ты…», «Тающий снег».
В 1988 году Кузнецов записывает первый альбом «Ласкового мая» в Доме детского творчества, в котором находилась неофициальная репетиционная база группы, и в тот же день относит кассету с записью в киоск на железнодорожном вокзале[5].
В том же 1988 году Андрей Разин, который в то время был менеджером группы «Мираж» в Московской студии популярной музыки «Рекорд» министерства культуры СССР, случайно услышал в поезде записи песен группы «Ласковый май». Он сразу же захотел найти мальчишку, который пел эту песню. На первой же станции Разин вышел из поезда и поехал в противоположном направлении[6]. Через несколько дней Разин прибыл в Оренбург, но Шатунова там не застал: он был в бегах. Поэтому в Москву поехали только Сергей Кузнецов и Константин Пахомов. Юрия Шатунова Кузнецов привёз в Москву в сентябре, и во Всесоюзном объединении СПМ «Рекорд» начал своё существование новый «Ласковый май». Юрия, как и других участников группы, перевели из оренбургского интерната в московский интернат № 24, там они жили, и там же первое время находилась студия.
В 1989 году Сергей Кузнецов вместе с Константином Пахомовым покидают группу, а её руководителем становится Андрей Разин.
«Ласковый май» имел огромную популярность. Количество концертов достигало восьми в день и более сорока в месяц. За время существования группы в ней приняло участие не менее десяти солистов. Группа распалась в 1991 году, вскоре после ухода из неё Юрия Шатунова.
Сольная карьера 1991—2010 гг.[править | править код]
После ухода из «Ласкового мая» Юрий Шатунов уезжает в Германию, где получает образование звукорежиссёра. В это время он работает в основном студийно, не давая сольных концертов[7]. Продюсером артиста становится Аркадий Кудряшов, его крёстный отец (1990)[8], бывший директор и администратор групп «Мираж» и «Ласкового мая», с которым он был знаком 3 года, с 1988 года.[9][8]
В 1992 году был записан сольный альбом Шатунова с рабочим названием «Вот и кончился май», однако потом альбом был переименован в «Знаешь». Также в фильме «Тридцатого уничтожить» певец сыграл эпизодическую роль.
В 1992 году Юрий Шатунов получает приглашение от Аллы Борисовны Пугачёвой принять участие в её «Рождественских встречах». Он соглашается и в конце декабря впервые выходит на сцену как сольный исполнитель с новой песней «Звёздная ночь».
29 сентября 1993 года у подъезда дома Шатунова на его глазах застрелили его лучшего друга Михаила Сухомлинова.
Весной 1994 года одна из крупнейших в России студий звукозаписи фирма PolyGram Russia предложила Юрию Шатунову сотрудничество. Переговоры прошли быстро, и через несколько дней артист подписал контракт с Борисом Зосимовым. Был снят клип на песни «Звёздная ночь», затем клип на песню «И упав на колени», премьера которого состоялась в конце лета — начале осени 1994 года. Был снят ещё и третий клип — «Чужая боль», но из-за порчи плёнки в эфир он так и не вышел. В сентябре 1994 года состоялась презентация нового альбома Шатунова «Ты помнишь». Более половины его песен написаны поэтом и композитором «Ласкового мая» Сергеем Кузнецовым.
В 1996 году Шатунов выпустил альбом ремиксов «Искусственное дыхание».
В 1999 году в Иркутске на студии Бориса Рожанского Юрий Шатунов записывает несколько совершенно новых песен (демо версий) («Не плачь», «Последний снег», «Ночной вокзал», «Случайная встреча», «Отзвенело лето», «А ночь темна», «Слёзы твои», «Просто мечты», «Июльский дождь»), о существовании которых большинство фанатов певца не знало. Данные произведения выпускались лишь только в Германии, на пиратском диске, озаглавленном «Ласковый май 2000. Ты это ещё не слышал!». Автором песен является Константин Губин. По признанию самого Шатунова, этот музыкальный материал был похищен в то время, когда он подбирал себе новых аранжировщиков для работы в команде. Помимо новых песен, в этот «пиратский» альбом вошло несколько ремиксов на «ласковомайские» хиты.
В 2001 году вышел альбом «Вспомни май», где главным хитом была песня «Забудь».
В 2002 году выходит альбом «Седая ночь», содержащий новые версии песен «Седая ночь» и «Детство». Альбом имел очень большой коммерческий успех. Кроме ремейков на старые композиции хитом стала песня «Падают листья». В том же году Шатунов получает награду «Песня года 2002» за хит «Седая ночь»[источник не указан 1780 дней].
18 сентября 2009 года Юрий Шатунов отправился в Большой тур по городам России в поддержку художественного фильма «Ласковый май».
2010 год — настоящее время[править | править код]
Юрий Шатунов принял участие в съёмках сериала «Счастливы вместе»[10].
1 марта 2010 года компания «Монолит» при информационной поддержке радиостанции «Ретро ФМ» выпустила CD c оригинальными записями 1988 — 1989 гг. и оригинальной фотосессией Юрия Шатунова того времени. Все записи впервые оцифрованы и выпущены официально в цифровом качестве[11]. Получил грамоту «Песня года 2009» за хит «Детство»[источник не указан 1780 дней].
Юрий Шатунов и омский автор-исполнитель Андрей Картавцев — автор песен Юрия Шатунова («А лето цвета», «Тет а тет», «Не хочу», «Летний ливень», «Без тебя», «Поезда», «Жизнь моя (Волосы)», «Одноклассники») 2011 годОсенью 2011 года на официальном сайте певца появилось несколько новых треков, среди которых «От белых роз», «Тет-а-тет» и перезаписанная версия «Глупые снежинки». На сайте появился видеоклип на песню «От белых роз», в котором представлены фотографии поклонников исполнителя, а также отрывки из его видеоклипов и выступлений. В том же году повторно присвоена грамота «Песня года-2012» за супер-хит «Седая ночь».
В 2012 году был выпущен альбом «Я верю», также создан официальный сайт shatunov.com и официальные страницы в социальных сетях, начало большого гастрольного тура в поддержку нового альбома «Я верю».
В 2013 году опубликованы клипы «А лето цвета» и «Тет-а-тет», продолжение гастрольного тура в поддержку нового альбома «Я верю», награда «Песня года 2013» за песню «А лето цвета».
В 2014 году Шатунов приступил к записи своего нового альбома. Были выложены в интернет песни «Грёзы», «Рядом с ней», «Поезда», «Жизнь моя». В августе 2015 года на официальном сайте артиста появилась песня «Звезда». Её автором является Сергей Кузнецов.
23 февраля 2015 года на юбилейной церемонии вручения премий «Звуковая дорожка» Юрий Шатунов получил премию за вклад в развитие российского шоу-бизнеса.
12 марта 2018 года получил премию от канала YouTube за первые 100 000 подписчиков.
Проживает в Мюнхене, Германия.
Семья[править | править код]
- Жена — Светлана Георгиевна Шатунова (род. 23.10.1976)[12], по профессии юрист. Познакомились в декабре 2000 года; их свадьба состоялась 12 января 2007 года в Германии[13].
- Сын — Дэннис Юрьевич Шатунов (род. 05.09.2006)[14]. Крещён 8 сентября 2007 года в храме Андрея Первозванного в центре Сочи.
- Дочь — Эстелла Юрьевна Шатунова (род. 13.03.2013, г. Бад-Хомбург, Германия)[15].
Родственники[править | править код]
- Мать — Вера Гавриловна Шатунова (27.01.1955 — 07.11.1984)[16].
- Отец — Василий Дмитриевич Клименко (1950), водитель.
- Бабушка — Екатерина Ивановна Шатунова (05.12.1924 — 26.11.2002).
- Дедушка — Гаврила Егорович Шатунов (04.06.1923 — 20.01.1976).
- Тётя — Нина Гавриловна Долгушина (урождённая Шатунова) (03.02.1948 — 04.02.2014). Жила в селе Старая Отрада Куюргазинского района Башкирии, где прошло детство Юры до детдома и интерната.
Альбомы[править | править код]
- 1994 — «Ты помнишь…»
- 2001 — «Вспомни май»
- 2002 — «Седая ночь»
- 2004 — «Если хочешь… Не бойся»
- 2006 — «Запиши мой голос»
- 2012 — «Я верю…»
- 2018 — «Не молчи…»
- «Белые розы»
- «Седая ночь»
- «Детство»
- «Не бойся»
- «Забудь»
- «Розовый вечер»
- «Лето»
- «Тающий снег»
- «С Днём Рождения»
- «Тет-а-тет»
- «Звёздная ночь»
- «А лето цвета…»
- «Жизнь моя»
- «Глупые снежинки»
- «Запиши мой голос на кассету»
- «Вечер холодный зимы»
- «Одноклассники»
- «Медленно уходит осень»
- «После выпускного»
- «В Рождество»
- «Ну что же ты»
- «И упав на колени»
- «Звезда»
- «Майский вечер»
- «Я откровенен»
- «Ты просто был»
- «Рядом с ней»
- «От белых роз»
- «Грёзы»
- «Что ж ты, лето»
- «Я верю»
- «Пусть будет ночь»
- «И я под гитару»
- «Я перессорился с дождем»
- «Мама»
- «А помнишь…»
- «Поезда»
- «Закрой за мною»
- 1988 — «Тающий снег»
- 1989 — «Белые розы»
- 1989 — «Розовый вечер»
- 1989 — «Лето»
- 1990 — «Ты просто был»
- 1991 — «Закрой за мною дверь»
- 1991 — «Все напрасно»
- 1994 — «Звездная ночь»
- 1994 — «И упав на колени»
- 2001 — «Забудь»
- 2002 — «Седая ночь»
- 2002 — «Забудь» (remix 2002)
- 2002 — «Падают листья»
- 2002 — «Детство»
- 2004 — «Не бойся»
- 2006 — «Запиши мой голос на кассету»
- 2008 — «Майский вечер»
- 2011 — «От белых роз»
- 2012 — «А лето цвета…»
- 2013 — «Тет-а-тет»
- 2015 — «И я под гитару»
- 2017 — «С Днём Рождения»
- 2018 — «В Рождество»
- 2018 — «Жизнь моя»
- 2019 — «Письмо»
- 2019 — «Не молчи»
- 2019 — «А ты возьми и позвони…»
- 2019 — «Где ты»
- 2019 — «А он любил»
- 2019 — «А помнишь…»
- 2019 — «И шли дожди»
- 2019 — «Не бойся» (новая версия)
- 2019 — «Запиши мой голос на кассету» (новая версия)
- 2019 — «Звездная ночь» (новая версия)
- 2019 — «Звезда»
- 2019 — «Грёзы»
- 2019 — «Что ж ты, лето»
- 2019 — «Я и ты»
- 2019 — «Не хочу»
- 2019 — «Ты мне не веришь»
- 2019 — «Забудь» (новая версия)
- 2019 — «Ромашки»
- 2019 — «А лето цвета…» (новая версия)
- 2019 — «Вечер холодной зимы»
- 2019 — «Тет-а-тет» (новая версия)
- 2019 — «Рядом с ней»
- 2019 — «И я под гитару» (новая версия)
- 2019 — «Детство» (новая версия)
Юрий Шатунов о скандале с Андреем Разиным, который поет под его фонограмму
По не нему сходили с ума миллионы девушек в СССР. Аудиокасеты группы «Ласковый май» были в каждом доме, а их «Белые розы» и «Седая ночь» звучат на дискотеках до сих пор. Из простого мальчика, выросшего в Детском доме Юрий Шатунов, стал секс-символом эпохи. Сейчас певец живет с семьей в Германии и гастролирует по России с новыми и уже известными хитами. Накануне он приехал в Екатеринбург из Челябинска, где также давал концерт. За 20 минут до концерта 46-летний певец встретился с «Комсомолкой» и рассказал о скандалах с Андреем Разиным, создателем студии «Ласковый май», тайном бизнесе и детях.
«ОТ РАЗИНА Я ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮСЬ»
— Про вас сейчас нечасто слышно, вы достаточно редко даете интервью и участвуете в ток-шоу. Чем сегодня занимается Юрий Шатунов, помимо того, что выступает?
— Я воспитываю детей, пишу новые песни. Моя жизнь бьет ключом, и я не остановился где-то там в прошлом. Я иду вперед, учусь жить, учусь работать. Также я знакомлюсь с новыми авторами, композиторами, аранжировщиками и делаю с ними какие-то современные проекты. У меня постоянно идет процесс и даже на гастролях. У нас есть новые наработки, новые песни.
Сейчас Юрий вместе с семьей живет в Германии
— Многие известные люди сейчас идут в бизнес: открывают кафе, магазины. У вас есть какое-то свое дело?
— Нельзя сидеть на двух стульях. Если бы я занимался бизнесом, меня бы не было в музыке. Если ты хочешь проявить себя хорошо в чем-нибудь – это должно быть делом всей твоей жизни. Поэтому кроме музыки у меня нет никакого бизнеса. И слава Богу. Потому что я нашел себя и развиваюсь.
— 2 марта у вас вышла песня «Спасибо тебе». Это совместная работа с Сергеем Кузнецовым (автор хита Седая Ночь и Белые розы – прим.ред.). Расскажите, как получилось, что вы вновь начали сотрудничать?
— Премьера прошла очень удачно. За первые сутки перевалило за сотню тысяч просмотров в YouTube. Думаю, людям понравилась песня. С Сергеем Кузнецовым я никогда не расставался. Мы сотрудничали все эти годы и оба искали нечто магическое. Чтобы это было и современное, и олдскульное, и актуальное. То, что мы сейчас сделали, это не последняя наша песня. И поверьте, у меня будет, чем порадовать поклонников в ближайшее время. Это будут совместные треки. Неважно, кто что написал: я текст, а Кузя музыку, или наоборот. Не имеет значение, главное результат.
— Зато этого нельзя сказать об Андрее Разине. В соцсетях выложили видео, как на концерте в Томске он в очередной раз поет под вашу фонограмму. Какие чувства вы испытываете, когда натыкаетесь на подобные видео?
— У меня один вопрос, «как не стыдно»? Это равносильно, если бы я взял понравившуюся мне песню любого исполнителя, а лучше исполнительницы (смеется), потому что голос у меня высокий, и спокойно с чужой песней ездил по стране, исполняя ее. Я считаю, это полный абсурд. Если ты поешь чужую песню, то сделай свою аранжировку, пой сам. Зачем ты используешь то, что тебе не принадлежит. Это мой голос, моя музыкальная фонограмма. С его стороны это выглядит полным безобразием.
— Планируете как-то с этим бороться, и на каком этапе разрешение конфликта на сегодняшний день?
— Я уже с этим борюсь. Я везде официально заявил об этом, мол, этот господин, или поющий администратор, исполняет песни с моим вокалом и музыкальным сопровождением. Рано или поздно это все разрешится не в лучшую для него сторону. Сейчас мы судимся. Причем получилось так, что это он на меня подал в суд в Сочи, в Москве. Я по сути сейчас только защищаюсь.
«САМОЗВАНЦЫ ПИШУТ В СОЦСЕТЯХ ОТ ИМЕНИ МОЕЙ ЖЕНЫ»
— В ваших соцсетях так мало личных фотографий. Почему?
— Во-первых, ради безопасности детей и семьи. А потом мы с женой приняли решение, пока нашим детям не исполниться 18 лет, мы не будем выкладывать семейные фотографии в общий доступ. Есть недоброжелательные люди, которые могут использовать снимки против нас. И уже есть такие случаи. Например, берут фотографии моей жены и позиционируют себя в соцсетях как будто это она. Они пишут свои посты, которые не соответствуют действительности, а поклонники это читают и верят. Возможно, под самозванцами сидит какой-нибудь мужик. Но все это попадает в прессу. Поэтому я не хочу, чтобы мои дети были в интернете. В 18 лет они сами решат, когда им заводить друзей и кем быть в интернете.
— Вашему сыну 13 лет, а дочери 6. Они знают, что в России их папа супер-звезда 90х. Вы им рассказываете о тех годах? И если да, то что?
— С детьми я на эту тему не говорил, но они знают мою профессию — папа музыкант и певец. Они прекрасно знают, что моя работа связана с разъездами и гастролями. Они с пониманием относятся, правда, часто говорят, что очень скучают по мне.
— Ваши дети слушают песни «Ласкового мая» или сольные? Как реагируют? А то сейчас совершенно другие вкусы у молодежи.
— Сам никогда не замечал, чтобы они слушали мои треки. У них сейчас своих дел по горло. Школа, например, и слушать мои песни времени нет. Возможно, это связано с тем, что дома папа не является звездой. Дома папа — это папа. Конечно же, они заходят в студию, слышат, как я пишу одну песню, другую. Иногда даже комментируют, но большого интереса не проявляют.
Юрий Шатунов — Детский дом/концерт 1993.Официальная страница Юрия Шатунова в Youtube
«ПРОШЛЫМ НЕ ЖИВУ»
— Сейчас модно вспоминать 90-е. Вы сами часто вспоминаете те времена? От каких моментов накрывает ностальгия, а от каких бросает в дрожь?
— Я не живу прошлым и не хочу вспоминать о том, что было. В этом нет никакого смысла. Те времена не вернуть, нам ничего не поменять. Надо смотреть вперед, а не назад.
— В 2013 году вы сняли клип за миллион евро. Почему такие большие траты и окупился ли клип?
— Как правило, музыкальное видео никогда не окупается. Это своего рода рекламный ролик. Что касается трат – это была помощь людей со стороны. Появились спонсоры, которые приняли участие в процессе создания клипа. За что им огромное спасибо.
— На своих концертах в зале вы всегда отвечаете на вопросы публики. Был вопрос, который вас особенно зацепил и запомнился?
— В каждом городе есть свой менталитет, своя манера написания записок. Бывают такие неожиданные послания, на которые сложно что-нибудь ответить серьезное. Потому записка сама подразумевает шутку или розыгрыш. Прикольно, когда меня куда-нибудь приглашают: и в баню, и в ресторан, и в салон ногти сделать. В каком то городе взрослая женщина написала в письме, что не верит в мой настоящий возраст ( Юрию 46 лет – прим.ред.).
— Впереди 8 марта. Давайте поздравим женщин страны через «Комсомолку».
— Я хочу поздравить всех женщин нашей страны и не только нашей, с праздником 8 Марта. Хочу пожелать вам всем здоровья, крепкой семьи, быть красивыми, быть желанными ну и всего самого наилучшего.
КОНКРЕТНО
Конфликт между Юрием Шатуновым и его бывшем продюсером Андреем Разиным обострился в 2019 году. Яблоком раздора стали хиты «Ласкового мая». Шатунов утверждает, что у него есть все документы от правообладателя и автора этих песен Сергея Кузнецова. Поэтому он вправе публично их исполнять. Разин же ссылается на решение суда, которое было принято в 2006 году. Якобы тогда суд закрепил за ним право на 27 песен. Позже он продал эти права ООО «Честная музыка», с которым заключил договор на исполнение этих песен.
ДОСЬЕ «КП»
Юрий Васильевич Шатунов (Шатько) родился 6 сентября 1973 года в Кумертау (Башкирская АССР). Ему было три года, когда его родители развелись. Когда же исполнилось восемь, мать умерла от сердечной недостаточности. Мальчик попал в детский дом в Оренбурге. Там он познакомился с руководителем местного музыкального кружка Сергеем Кузнецовым и начал писать песни. С 1986 по 1988 год группа «Ласковый май» с успехом выступала на дискотеках. А в 1988-м группу под свое руководство взял директор группы «Мираж» Андрей Разин. С того момента «Ласковый май» гремел на всю страну. В день мальчишки могли давать по восемь концертов! Группа распалась в 1991 году, вскоре после ухода из нее Юрия Шатунова.
Как предотвратить заболевание ОРВИ у ребенка. Какие меры профилактики наиболее действенны. Что делать, если ребенок все-таки заболел ОРВИ. Какие средства помогут быстрее справиться с вирусной . . .
Какие виды бандажей для беременных бывают. Как правильно подобрать и носить бандаж во время беременности. Когда нужно начинать использовать бандаж. Какие есть показания и противопоказания . . .