Полноприводные Волги, Москвичи и Лады: 10 советских quattro — журнал За рулем
Многие годы в СССР считали, что полный привод нужен лишь для улучшения проходимости. Но в 1980-е появились первые отечественные «кваттро».
Материалы по теме
С тех пор как мир в 1980-м познакомился с Audi quattro — скоростным спорткупе с четырьмя ведущими колесами, эпидемия создания подобных автомобилей распространялась с колоссальной скоростью.
Audi не был первым автомобилем, где полный привод сделали, в первую очередь, не для ползанья по грязи, а для более полной реализации возможностей мощного мотора и улучшения управляемости. Эту модель отличали особо тщательная инженерная проработка и филигранная доводка.
Вслед за десятком фирм, которые стали заниматься подобными конструкциями, идеей заинтересовались, конечно, и советские инженеры. Но специфический отечественный рынок (вернее — его отсутствие) подобным затеям не способствовали. Тем не менее во второй половине 1980-х наши заводы постепенно стали создавать свои «кваттро».
ВАЗ-2108 4х4 (ВАЗ-29084)ВАЗ-2108 4х4 (ВАЗ-29084)
Началось все, конечно, с ралли — с автомобилей международной группы В. В 1988-м в Тольятти построили ВАЗ-2108 4х4 (он же — ВАЗ-29084). От «восьмерки» в машине осталось немного. Двигатель объемом 1,85 л и мощностью 150 л.с. стоял в базе, за сиденьями и приводил все колеса. Конечно, для серийного производства такая конструкция была непригодна. Впрочем, если бы дело всерьез дошло до международной омологации, партию машин все же сделали бы. Но — не случилось.
Москвич-21416
Тем временем на АЗЛК создали более близкую к повседневной жизни полноприводную конструкцию — Москвич-21416. Первые прототипы имели так называемую свободную трансмиссию — без межосевого дифференциала и с межколесными без блокировки. Те, кто ездил на таких автомобилях, вспоминали, что на скользких покрытиях, а иногда и просто на высокой скорости машины вели себя, как необузданные звери. Прорабатывая с британской фирмой FFD варианты трансмиссий, в частности — с вискомуфтой, остановились на простых и дешевых дифференциалах повышенного трения Quaife. Автомобиль максимально унифицировали со стандартным Москвичом. Однако сзади была независимая подвеска со стойками, аналогичными передним.
ГАЗ-3105 Волга
Не менее интересна была Волга ГАЗ-3105 — представительский автомобиль, который должен был сменить Чайку. От нее новая Волга ушла, как космическая ракета от стартовой площадки. Двигатель V8 объемом 3.4 л развивал 170 л.с. и работал с пятиступенчатой механической коробкой передач. Полный привод — с возможностью блокировки межосевого дифференциала. Привод к переднему дифференциалу шел внутри полого вторичного вала коробки передач. Испытатели отзывались о ГАЗ-3105 хорошо. Но те, кому в первую очередь адресовали дорогущую Волгу, — государственные чиновники уже теряли интерес к отечественной продукции. Тираж ГАЗ-3105 составил менее шести десятков машин.
Lada Samara T3
Свой вариант раллийной «кваттро» с внешностью ВАЗ-2108 создала и французская фирма Poch для марафона «Париж-Дакар». От советской машины у Lada Samara T3 остались, правда, лишь некоторые внешние черты и отдельные элементы. Под кузовом, собранным на трубчатой раме, стояли двигатель и узлы трансмиссии Porsche 959. Мотор в 3,6 л мощностью около 300 л.с. расположили в базе. Тем не менее интерес к Lada Samara французский спортпрототип увеличил.
НАМИ-0290 Апельсин
Еще одни советский спортпрототип для ралли — НАМИ-0290 Апельсин. Машина базировалась на кузове ЗАЗ-1102 Таврия и некоторых узлах Нивы. В базе, за сиденьями стоял двигатель ВАЗ-2106 с турбонаддувом, развивавший около 120 л.с. Апельсин стал одним из знаков бурного, как казалось тогда, подъема советского автомобилестроения середины 1980-х.
Lada 4×4 Victory
Уже в начале 1990-х на волне расцвета отечественного тюнинга тольяттинская фирма «Металлик-Квадро» создала ВАЗ-21099 Виктория (Lada 4×4 Victory). Внешне почти неотличимый от стандартного, автомобиль в приводе задних колес оснастили узлами полноприводного Volkswagen Golf с вискомуфтой. Машину делали единичными экземплярами. Так что даже мелкосерийной ее можно считать условно.
ИЖ-2126 4х4ИЖ-2126 4х4
Самые необычные Lada: от Тарзана до Наташи — журнал За рулем
Поклонники тольяттинской продукции, а вместе с ними независимые автоэксперты и скептики пребывают в ожидании выхода на рынок многообещающих Lada Vesta и XRAY. Эти модели призваны в корне изменить наше представление о поделках отечественного автопрома. Между тем мы решили вспомнить самые яркие и уникальные модели, выпущенные Волжским автозаводом еще в минувшем столетии.
ВАЗ 21106 GTI: горячая «десятка»
gti
ВАЗ 21106 GTIВАЗ 21106 GTI
На рубеже миллениума приставка GTI к красующемуся на крышке багажника «десятки» логотипу Lada являлась не просто модным шильдиком, а прямым обозначением того, что это не машина, а пуля! Еще бы, ведь в ее моторном отсеке нашел свое место шустрый 2,0-литровый 16-клапанный мотор от Opel с заводским индексом С20 ХЕ. Бензиновый немецкий агрегат, выдающий 150 «скакунов» и 198 Нм крутящего момента, позволял автомобилю ускоряться до первой сотни с места за пиковые 9,5 секунды, а его предельная скорость достигала отметки 205 км/ч. По тем временам подобные показатели для нашей автоиндустрии были, пожалуй, самыми выдающимися. Но картина была бы неполной без фирменного пластикового обвеса, нестандартной формы бамперов, расширенных на 76 мм колесных арок, лючка бензобака, стилизованного под раллийные болиды, и эксклюзивных 15-дюймовых легкосплавных дисков. А весь драйв от управления столь бодрым аппаратом водитель мог почувствовать благодаря гидроусилителю от ZF.
- Сроки производства: 1999–2006 гг.
ВАЗ 21109 «Консул»: Lada-лимузин
konsul
ВАЗ 21109 «Консул»ВАЗ 21109 «Консул»
А как вам созданный на базе пресловутой «десятки» самый настоящий лимузин для VIP-персон? В 1997 году специалисты фирмы «Лада-Консул» решили поэкспериментировать, явив на свет машину с удлиненным на 700 мм кузовом и всего лишь четырьмя посадочными местами. К слову, в салоне могли разместиться два человека спереди (водитель и, вероятно, охранник) и двое — сзади. Зато места для привилегированных пассажиров — хоть отбавляй. Здесь можно было спокойно вытянуть ноги и, откинувшись на подушке, поспать, укрывшись от глаз шофера за перегородкой из звуконепроницаемого стекла. Удобству седоков способствовали два откидных столика, интегрированный мини-бар с холодильником, а также телевизор и видеомагнитофон. Помимо прочего модель обладала невиданными для нас антиблокировочной тормозной системой и — на секундочку — даже подушками безопасности. Венчали же картину система кондиционирования и отделка интерьера из натуральной кожи.
- Сроки производства: 1997–2006 гг.
ВАЗ 210934 «Тарзан»: полный привод
тарзан
ВАЗ 210934 «Тарзан»ВАЗ 210934 «Тарзан»
Если вы считаете, что в арсенале тольяттинского автогиганта за его почти 50-летнюю историю был и остается один-единственный внедорожник в лице «Нивы», то вы сильно ошибаетесь. Начиная с 1997 года вазовцы, пусть и не без помощи коллег из той же «Лада-Консул» и дизайнерской фирмы Decon, регулярно занимались разработками моделей со всеми ведущими. Пожалуй, одной из самых удачных оказалась построенная на платформе ВАЗ 2121 популярная в те годы «девятка». От донора помимо архитектуры ей достались двигатель, коробка передач с раздаткой, подвеска и рулевые механизмы. Кроме того, «проходимец» обзавелся аскетичным обвесом, расширителями порогов, противотуманными фарами, модными молдингами и слегка перелицованными бамперами. Правда, долго на конвейере автомобиль не задержался. Новинку после нескольких сотен выпущенных экземпляров сняли с производства из-за возникших у волжан (по некоторым сведениям, финансовых) разногласий с проектировщиками. Какое-то время «Тарзана» также производили в кузовах от «восьмерки», ВАЗ 2111 и ВАЗ 2112.
- Сроки производства: 1997–2003 гг.
ВАЗ 2108 «Наташа»: купе-кабриолет
Natacha
ВАЗ 2108 «Наташа»ВАЗ 2108 «Наташа»
Реэкспортный вариант двухдверки с брезентовой крышей в 90-х являлся для наших соотечественников в большинстве своем несбывшейся мечтой. Во-первых, выпускали ее мелкими партиями, причем не в России, а в Бельгии, откуда она к нам, собственно, и завозилась, а во-вторых, даже сильно подержанный экземпляр с откидным верхом порой превосходил по цене новенькую «восьмерку». Поэтому встретить на улицах открытую модификацию Lada было случаем довольно редким. А вот в некоторых странах Старого Света, Югославии, Египте и Турции она пользовалась весьма завидной популярностью.
- Сроки производства: 1990–1995 гг.
ВАЗ 2120 «Надежда»: cемейный минивэн
надежда
ВАЗ 2120 «Надежда»ВАЗ 2120 «Надежда»
В 1998 году АВТОВАЗ рискнул выпустить на рынок первый в своей истории минивэн. Однако спустя без малого восемь лет производства, в ходе которого на заводе собрали жалкие 8 тыс. машин, так и не став массово востребованным, автомобиль отправился на покой. А между тем новинка являлась единственной в своем сегменте и могла похвастать семиместным вместительным салоном, объемным багажным отделением и полным приводом. За основу же была взята модернизированная платформа от «Нивы», растянутая тольяттинскими мастерами почти на полметра. На этой же базе, к слову, впоследствии должны были появиться легкий коммерческий фургон и грузопассажирский пикап. Но из-за отсутствия спроса подобную инициативу на предприятии сочли провальной.
- Сроки производства: 1998–2006 гг.
ВАЗ 21055 «Дизель»: тяжелая «классика»
diesel
ВАЗ 21055 «Дизель»ВАЗ 21055 «Дизель»
Да, не удивляйтесь — были в модельном ряду производителя
Семейство LADA 4×4 нового модельного года
Трудные дорожные условия. Теснота городских кварталов. Бескрайние поля и лесные тропинки… Это среда обитания LADA 4х4, она была, есть и будет. Именно поэтому LADA 4х4 входит в число самых легендарных автомобилей мира, вызывающих восхищение миллионов людей.
Отличное сочетание компактности, проходимости и комфортной цены – это делает LADA 4х4 необыкновенно популярной. Сохраняя выдающие внедорожные свойства и узнаваемый стиль, мы сделали автомобиль более комфортным, более функциональным и безопасным.
Добро пожаловать в мир LADA 4х4! Мир, в котором для вас открываются совершенно новые возможности!
Новая эргономичная панель приборов. Увеличенный вещевой ящик, а главное – более удобная система управления отоплением и вентиляцией с тремя вращающимися рукоятками и электроприводом заслонок отопителя.
Система экстренного оповещения обязательна для современных автомобилей
Более комфортные передние кресла получили развитую боковую поддержку и новый механизм складывания.
Новый интерьер
Цельноформованная обивка потолка, новые сиденья и панель приборов – современные стилевые решения идеально вписались в классический облик LADA 4х4.
Улучшенная шумоизоляция
Модернизированные опоры силового агрегата снизили уровень вибраций, а кроме того, на панели кузова и защиту моторного отсека наклеены дополнительные шумо-виброгасящие элементы.
Технические характеристики
- Двигатель
Максимальная мощность, кВт…
Рекомендуемое топливо
- Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч
Время разгона 0-100 км/ч, с
- Расход топлива
Смешанный цикл, л/100 км
- Трансмиссия
Тип трансмиссии
Данные по расходу топлива определены в стандартизованных условиях с применением специального измерительного оборудования, в соответствии с требованиями ГОСТ Р41.101–99 (Правила ЕЭК ООН №101). Служат для сравнения автомобилей различных автопроизводителей. Эксплуатационной нормой не являются.
Цены и комплектации
1.7 л 8 кл. (83 л.с.), 5МТ / Classic (21214-50-007)
• Крепления для детских сидений ISOFIX
• Система экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС
• Дневные ходовые огни
• Антиблокировочная система с электронным распределением тормозных сил (ABS, EBD)
• Виброизоляция
• Гидроусилитель рулевого управления
• Легкая тонировка стекол
• Электростеклоподъемники передних дверей
• Аудиоподготовка
• 16» стальные диски с шинами Pirelli
• Запасное полноразмерное стальное колесо 16»
1.7 л 8 кл. (83 л.с.), 5МТ / Luxe (21214-51-007)
• Подголовники задних сидений 2 шт.
• Крепления для детских сидений ISOFIX
• Система экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС
• Дневные ходовые огни
• Антиблокировочная система с электронным распределением тормозных сил (ABS, EBD)
• Система вспомогательного торможения (BAS)
• Розетки 12V
• Розетка 12V в багажном отделении
• Виброизоляция
• Гидроусилитель рулевого управления
• Легкая тонировка стекол
• Электростеклоподъемники передних дверей
• Подогрев передних сидений
• Электропривод и обогрев наружных зеркал
• Аудиоподготовка
• 16» легкосплавные диски Niagara с шинами Pirelli
• Запасное стальное колесо временного использования 16»
1.7 л 8 кл. (83 л.с.), 5МТ / Luxe / Кондиционер (21214-51-008)
• Подголовники задних сидений 2 шт.
• Крепления для детских сидений ISOFIX
• Система экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС
• Дневные ходовые огни
• Антиблокировочная система с электронным распределением тормозных сил (ABS, EBD)
• Розетки 12V
• Розетка 12V в багажном отделении
• Виброизоляция
• Гидроусилитель рулевого управления
• Легкая тонировка стекол
• Электростеклоподъемники передних дверей
• Подогрев передних сидений
• Электропривод и обогрев наружных зеркал
• Кондиционер
• Аудиоподготовка
• 16» легкосплавные диски Niagara с шинами Pirelli
• Запасное стальное колесо временного использования 16»
|
Зубило не для слесарей: спортивные версии ВАЗ-2108
Интересно, что к 25-летию ВАЗа в СССР состоялись очень интересные гонки, в которых «кроссовики», «кольцевики» и «раллисты» состязались в настоящем автомобильном троеборье: ралли, кроссе и подъеме на холм. Между лучшими советскими спортсменами тогда, в 1991-м, разгорелась нешуточная борьба за первое место на подиуме и ключи от новенькой «девятки» цвета «мокрый асфальт». Половина экипажей той памятной гонки сошла с трассы, а несколько опытных гонщиков (Семен Барулин и Борис Маслов) даже умудрились «разложить» свои спортивные машины под списание.
Lada Samara Т3
Чтобы рейтинг «восьмерки» в глазах потенциальных западноевропейских покупателей вырос, «зубило» должно было принять участие в каком-то соревновании международного класса, которое дало бы куда больший резонанс, чем участие в обычных чемпионатах FIA, которые были, что называется, не на слуху.
Идеальным вариантом показалось участие в марафоне «Париж-Дакар», ведь французский импортер Lada Poch во главе с Жан-Жаком Поком не только торговал Жигулями и Нивами, но и готовил их для известного ралли-рейда! Еще в 1981 году Жан Бривуан смог получить «бронзу» Париж-Дакара, а в 1982-м и вовсе поднялся на второе место. И именно на Ниве, которая после столь блистательных выступлений пользовался стабильным спросом у французов. Поэтому формированием имиджа Самары и продвижением её спортивным способом занялся Жан-Жак и его фирма.
Создание прототипа для участия в ралли-марафонах началось в 1989 году – после того, как FIA внесла запрет на использование в таких соревнованиях двигателей с турбонаддувом. Именно это и позволяло «Ладе» хотя бы теоретически бороться с монстрами-конкурентами. Вторая лазейка – выбор категории Т3, что развязывало конструкторам руки, поскольку в прототипах свободной конструкции разрешалось ограничиваться лишь внешним общим сходством с серийным автомобилем.
ВАЗ‑11192 — новый турбированный двигатель АВТОВАЗа — журнал За рулем
Волжский автозавод готовит к выпуску рядный четырехцилиндровый 16‑клапанный двигатель с турбонаддувом, отвечающий эконормам Евро‑5 и Евро‑6. Для каких моделей предназначен новый мотор?
ВАЗ-11192
Материалы по теме
Массовое производство агрегата с индексом ВАЗ‑11192 должно начаться в 2018 году. Рабочий объем типичен для даунсайзинговых моторов — 1390 см³. Диаметр цилиндра — 76,5 мм, ход поршня — 75,6 мм. Если верить предварительным данным, по основным показателям турбодвигатель соответствует мировому уровню: максимальная мощность составляет 110 кВт (149,6 л.с.) при 5600 об/мин, а предельный крутящий момент — 240 Н·м при 2000 об/мин. Отдачу, как нетрудно догадаться, подвели под налоговыгодную величину. В будущем не исключено появление более заряженной версии — для спортивных модификаций тольяттинских машин.Новый двигатель разработан на базе 1,4‑литрового атмосферника ВАЗ‑11194 мощностью 65,5 кВт (89 л.с.), который устанавливали на Калины первого поколения. ВАЗ‑11192 отличается от предшественника доработанным чугунным блоком цилиндров, облегченным коленчатым валом, новой шатунно-поршневой группой, головкой блока цилиндров, механизмом газораспределения. Другие новые узлы: турбокомпрессор, модуль впуска, выпускной коллектор, приемная труба с нейтрализатором, рампа форсунок, масляный и водяной насосы.
В расчете на какие машины проектировался двигатель? Адресовали его в первую очередь Весте. И если планы возобновления экспорта автомобилей Лада в Европу не останутся лишь на бумаге, турбомотор откроет Весте путь за границу. Ведь в Старом Свете, в отличие от России, действуют жесткие нормы выбросов СО2 (Евро‑6), а атмосфернику такой мощности уложиться в их рамки сложно. Да и на нашем рынке мотор, скорее всего, будет востребован — он так и просится под капот машин в максимальной комплектации.
Правда, возникает еще один серьезный вопрос: какую коробку подобрать ему в пару? Скорее всего — что-нибудь из линейки альянса Renault-Nissan. Ведь существующие механические коробки отечественного производства не переварят столь высокий крутящий момент, а импортный агрегат будет недешев. Поэтому не исключено, что на российском рынке топовым останется 1,8‑литровый атмосферный двигатель ВАЗ‑21179, развивающий мощность 90 кВт (122,4 л.с.) и максимальный крутящий момент 170 Н·м. Тем более что его модернизация продолжается. Например, помимо изменяемых фаз на впуске появятся изменяемые фазы на выпуске. Такой мотор получит индекс ВАЗ‑21178 и будет выдавать уже 100 кВт (136 л.с.) и 175 Н·м.
Как предотвратить заболевание ОРВИ у ребенка. Какие меры профилактики наиболее действенны. Что делать, если ребенок все-таки заболел ОРВИ. Какие средства помогут быстрее справиться с вирусной . . .
Какие виды бандажей для беременных бывают. Как правильно подобрать и носить бандаж во время беременности. Когда нужно начинать использовать бандаж. Какие есть показания и противопоказания . . .