5 доводов погреть холодный мотор — журнал За рулем
Если вам сказали, что мотор вашей машины не нуждается в прогреве, то вас обманули.
«…Красота при низких температурах — настоящая красота».
Иосиф Бродский, «Набережная неисцелимых»
Материалы по теме
Среди неумирающих автомобильных дискуссий уверенно сохраняют свои лидирующие позиции дебаты насчет необходимости прогрева мотора после пуска. К лету они по понятным причинам стихают, но с приближением отрицательных температур разгораются вновь. Что ж, самое время высказать свое мнение. Что перевесит — опыт предков или рекомендации современных инструкций?
Мы неоднократно отмечали, что в ходе подобных диспутов надо учитывать как минимум три важных фактора: техническую, экономическую и экологическую составляющую. Напомним также, что прогретым считается тот двигатель, у которого все детали и технические жидкости достигли своих рабочих температур. А еще заметим, что скорость прогрева сильно зависит от режима работы двигателя.
Теперь выслушаем пять доводов спорящих сторон.
Послушайте менеджера и сделайте наоборот
«Даже самый лучший менеджер порой оказывается в положении мальчика с огромной собакой на поводке. Он смотрит, куда она тянет поводок, и ведет ее в эту сторону».
Ли Якокка
Материалы по теме
Любое официальное лицо из автомобильной компании на вопрос насчет обязательности прогрева двигателя непременно изобразит удивление: «Зачем?» И с улыбкой пояснит, что их автомобили в дедушкиных рецептах не нуждаются: сел и поехал.
Такие ответы мы слышали не единожды. Однако же давно известно: хочешь выведать что-то насчет техники — обращайся не к белозубому манагеру, а к технарю, причем, конечно же, без диктофона в руках. Потому что официальный представитель компании не имеет права на какие-либо отклонения от «генеральной линии», изложенной в пресс-релизах и прочих официальных бумажках. А там никаких прогревов, конечно же, нет: зачем травмировать публику? К тому же, если у конкурентов ничего подобного не требуется, то и наша продукция не имеет права быть в чем-то хуже. Публика воспримет это однозначно: мол, если один автомобиль нуждается в прогреве, а другой нет, то первый, конечно же, хуже.
Технарь в кулуарах, конечно же, приватно пояснит вам, что небольшой прогрев мотору полезен. Но при этом попросит на него не ссылаться. Что ж, в каждом монастыре есть свой устав — надо его соблюдать.
Поймите, что по сути все моторы одинаковы
— Странное свойство моей физиономии: всем кажется, что меня где-то только что видели.
— А вы стереотипны, — ответил генерал. — Похожи на многих других.
Ю. Семенов, «Семнадцать мгновений весны»
Конечно, двигатель современного автомобиля гораздо совершеннее, чем, скажем, у довоенных экипажей — подобно тому, как современный человек совершеннее кроманьонца. Однако с формальной точки зрения принципиальной разницы между ними нет. Скелет человека состоит все из тех же костей, что и тысячелетия назад, а внутри ДВС по-прежнему работают поршни, кольца и прочие шатуны. Никакие марсианские материалы при этом не применяются, а потому при перепадах температур моторы «Ауруса» и «эмочки» будут ощущать один и тот же дискомфорт. Даже если в пресс-релизе об этом не будет ни слова.
«Вонять» под чужими окнами нехорошо — спору нет. Но ДВС не умеет прогреваться мгновенно.«Вонять» под чужими окнами нехорошо — спору нет. Но ДВС не умеет прогреваться мгновенно.
Не верьте, что современный двигатель ничего не боится
«Мы становимся крепче там, где ломаемся».
Эрнест Хемингуэй
Материалы по теме
Мотор, пусть и обвешанный датчиками, микропроцессорами и прочими «современностями», по-прежнему вынужден считаться с тем, что вязкость моторного масла на морозе сильно возрастает. И если в поддоне вместо текучей среды присутствует некое желе, это всегда грозит масляным голоданием — пусть и ненадолго. Если движок пустился, то узлы трения сразу начинают воспринимать серьезные нагрузки, которые при отсутствии смазки приводят к резкому ускорению износа. И чем выше обороты коленвала, тем интенсивнее износ.
Износ и поломка часто ходят рядом. Про температурные режимы поршней мы пишем часто: им приходится испытывать перепады температур градусов в двести. Цилиндр еще холодный, а поверхность поршня уже нагрелась до полутора сотен градусов — от таких термических напряжений плохо всем. Чаще всего погибают межкольцевые перемычки поршней, на которые действуют еще и увеличившиеся силы трения, а также межклапанные перемычки головки цилиндров. Это в равной степени применимо как к древним «Москвичам», так и к современным иномаркам.
Экология и болтология — кто кого?
«Токсичным отходам в воздухе просто не хватило бы места, если бы не наши легкие».
Юмор из Сети
Противники прогрева любят ссылаться на экологию. Дескать, о каких прогревах можно рассуждать, когда мы всем миром боремся за экологию? Поэтому — никаких вариантов: сел, пустил мотор — и сразу же поехал!
Спору нет: отравлять кому-то жизнь своими выхлопными газами нехорошо. Но болтология не понимает, что ДВС теоретически не может прогреться мгновенно, а потому вонять все равно придется. В лучшем случае нехорошие запахи перекочуют с одного места на другое, но вовсе не исчезнут
Как правильно прогревать автомобиль зимой — советы от опытных водителей
Каждый начинающий автолюбитель, заботящийся о благосостоянии своего транспортного средства, задавался вопросом о необходимости прогрева машины в зимнее время.
Как же все-таки правильно прогреть авто и нужно ли это делать?
Греть или греть – вот в чем вопрос
Важно, чтобы между запуском двигателя и непосредственным началом движения сохранялся промежуток в 5-10 минут, после чего можно будет плавно тронуться с места.
Однако в рекомендациях многочисленных зарубежных автопроизводителей по эксплуатации современных авто указано, что необходим прогрев на протяжении лишь 1 минуты. При этом количество оборотов не должно превышать 2000.
И это действительно так. Вред движения без предварительного прогрева обусловлен консистенцией моторного масла. В холодном состоянии оно более густое, а значит не в состоянии обеспечивать должный объем смазывания деталей, что увеличивает их износ.
Но сегодня уже нет никакой необходимости придерживаться старых правил и прогревать двигатель до рабочей температуры, находясь на стоянке.
Это обусловлено следующими причинами:
- На холостом ходу прогрев занимает гораздо больше времени, это зависит от температуры воздуха.
- Находясь на холостом ходу расход топлива в разы больше относительно того, когда машина движется.
- Не стоит отбрасывать экологический фактор, так как во время прогрева на месте токсичность выхлопа растет.
Для того чтобы избежать нежелательных ускорений и сохранить плавный ход, для прогрева на ходу предпочтительнее выбрать дорогу, поток автомобилей на которой будет минимальным.
Читайте также
7 советов перед пуском двигателя в мороз от опытных водителей
Зимой большинство автовладельцев сталкиваются с проблемой запуска двигателя, особенно если машина стояла на улице….
Время прогрева и температура
На прогрев современных машин не нужно тратить более 5 минут. Однако время прогрева зависит не только от модели автомобиля, но и от температуры окружающего воздуха.
Температура воздуха (°C) | Время прогрева (минуты) | Комментарии |
+5 – 0 | 1-2 | Стекла при этой температуре даже не смогут покрыться коркой льда. В более продолжительном прогреве нет смысла |
0 – -10 | 2-3 | Технические жидкости успеют достичь температуры, оптимальной для начала безопасного движения. Но для достижения приемлемого микроклимата в салоне необходимо минимум 5 минут |
-10 – -20 | 3-5 | Небезопасно начинать движение до того, как стекла машины разморозятся. Оптимальным решением будет включить печку после 2-3 минут ожидания, после чего переждать еще 2-3 минуты, пока стекла полностью не разморозятся |
-20 и ниже | 5 | Время зависит от качества работы печки и технического состояния самой машины. Чем оно лучше, тем меньше времени понадобится. Технические жидкости прогреются за 5 минут, салон же – за 10 |
Соблюдение представленных временных интервалов обязательно.
Читайте также
Кнопка быстрого прогрева, которую мало кто использует
Особенности личного транспорта изучены досконально не всеми автолюбителями. Новички часто игнорируют некоторые копки…
Чего нельзя делать?
Чтобы прогрев прошел без последствий, необходимо помнить следующие нюансы:
- При направленном потоке теплого воздуха на лобовое стекло появляется риск возникновения на нем трещины, виной чему становится большая разница температур.
Во избежание этого первые минуты стекло должно прогреваться равномерно с воздухом в салоне, дополнительно греть его, например, феном, не стоит.
- Чтобы прогрев прошел более правильно и быстро, трогаться с места необходимо плавно и без повышенных оборотов.
- Прежде чем включить печку, рекомендуется подождать от 2 до 3 минут. Так как при непрогретом двигателе вентилятор отопителя будет подавать холодный воздух.
Читайте также
Простой способ подогрева дворников своими руками — экономим время зимой
Наверное, каждый водитель начинает нервничать, когда оказывается, что стеклоочистители покрыты ледяной коркой. В…
Хоть процедура прогрева и кажется не столь важной, ее польза неоценима. Ведь если провести ее правильно, можно ощутимо повысить износостойкость своего транспорта.
Нужно ли греть машину зимой: оптимальное время прогрева
Автор Александр Владимирович На чтение 7 мин. Опубликовано
Наиболее часто встречающийся вопрос среди владельцев авто в зимний период времени – это, конечно же, по поводу зимней резины и «Нужно ли греть машину зимой?». Чтобы не томить, ниже представлен ответ: «Да, нужно». Однако, здесь, как и в любой ситуации, существует много тонкостей и нюансов. Подробнее о них ниже.
Нужно ли греть машину зимой
Мир автолюбителей делится на две противоборствующие стороны. Одна из сторон утверждает, что перед началом движения зимой необходим прогреть автомобиль, а другая – что в этом необходимости нет. И первая и вторая группа не правы. И вот почему.
При езде на автомобиле без предварительного прогрева, безусловно, присутствует дополнительный износ частей двигателя. Это происходит вследствие дополнительного трения «вязким маслом».
С другой стороны, чрезмерный прогрев двигателя также вредит двигателю. Особенно бензиновому, так как длительная работа бензинового двигателя на холостых оборотах приводит к образованию отложений на свечах, что приводит к выходу их из строя.
Таким образом, можно сформулировать золотое правило прогрева – «5 минут на 2000». Этого будет вполне достаточно для комфортной работы двигателя в дальнейшем.
При какой температуре необходимо греть двигатель
Следующий довольно интересный вопрос: «При какой температуре воздуха нужно прогревать двигатель». В данном случае необходимо отметить, что не существует какой-либо догмы. Все зависит от конкретных условий и конкретного автомобиля.
Эксперты, как правило, в один голос советуют прогревать двигатель автомобиля до 60 градусов на месте. А затем уже «догонять» до 90 градусов в движении. Цифры эти взяты не с потолка. Дело в том, что практически все существующие двигатели имеют рекомендуемую эксплуатационную температуру двигателя в 90 и рабочую температуру в 60 градусов. Если в техническом описании автомобиля указана другая температура, значит необходимо прогревать ее до указанных значений.
В данном случае вопрос «Нужно ли греть машину в мороз?» уже не имеет смысла. Ведь, чтобы достичь рекомендуемой температуры, иногда приходится «греться» и в +2.
С температурой разогрева разобрались. Теперь необходимо определиться с приблизительным временем прогрева двигателя при различной температуре окружающей среды.
- При температуре от +10 до 0 время прогрева составляет 1-3 минуты.
- При температуре от 0 до -5 – 3 минуты. Если необходимо дополнительно прогреть салон и избавиться от наледи на лобовом стекле – прогрев продлевается еще на 2 минуты.
- При температуре от -5 и ниже время прогрева двигателя будет ограничиваться временем оттаивания лобового стекла. Как только обзор будет нормальным – можно ехать.
С вопросом как долго греть машину зимой разобрались. Теперь пора разобраться с особенностями прогрева дизельных двигателей.
Время прогрева двигателя автоКак же быть с дизельным двигателем
Выше описывались действия для владельцев бензиновых авто. Теперь необходимо определиться с действиями в отношении дизельных двигателей – как правильно подготовить его к работе? Здесь все просто – необходимо прогреть двигатель до рекомендуемой рабочей температуры, а затем начать движение. В отличие от бензинового, дизельный двигатель не рекомендуется разогревать под нагрузкой – износ увеличится в разы.
Дополнительные нюансы
Немаловажно будет напомнить про необходимость прогрева не только двигателя, но и некоторых других составных частей автомобиля перед движением, таких как:
- гидроусилитель руля
- автоматическая коробка передач
Пренебрегая разогревом гидроусилителя, автовладелец рискует оказаться в кювете на ближайшем повороте. То же самое касается и АКПП.
Советы производителей
Выше описывались различные мнения, высказываемые различными категориями автолюбителей. В этой же части статьи будут описываться компетентные мнения производителей касаемо прогрева двигателей перед началом движения и в зимнее время в условиях отрицательных температур впринципе.
Все производители в один голос утверждают, что особого изменения в отличии двигателей современных от их советских предшественников не произошло. То есть, все сказки про современные двигатели и их преимущества являются действительно сказками.
Что касается повышенного износа двигателя при прогреве современных двигателей, производители советуют обратить особое внимание на частоту вращения коленчатого вала, которая составляет 1200-1400 оборотов в минуту под нагрузкой либо при разогреве двигателя и 800-900 оборотов в минуту при достижении рекомендуемой эксплуатационной температуры двигателя.
Данная разбежка температур свидетельствует о затрудненной работе двигателя при работе при не рекомендуемых температурах. В такие моменты масло находится в состоянии «киселя», то есть, в так называемом загущенном состоянии. Соответственно, проходя через различные технические зазоры, создает дополнительное давление, и, вместе с тем, дополнительную нагрузку на двигатель.
В первую очередь при таких режимах работы страдает масляный насос, который пытается засосать загущенное масло. Все автомобилисты знают, с какими трудностями приходится столкнуться при ремонте масляного насоса. Добраться до самого низа двигателя, снять насос, а затем поставить насос обратно и собрать половину двигателя. Отсюда вывод – никакие лишние две минуты прогрева двигателя не стоят 5-8 часов затраченного времени на ремонт либо замену масляного насоса.
Еще один из советов производителей касается расходников: свечей, масла, охлаждающей жидкости и тому подобных вещей. Как говорит статистика, свечи в моменты разогрева двигателя заливает так же редко, как заливает двигатель в моменты выпадения обильных осадков (гидроудар двигателя). Исходя из этого, не стоит подвергать двигатель дополнительным нагрузкам из-за боязни потерять копеечную свечу. В данном случае вопрос «Нужно ли греть машину перед началом движения» отпадает сам собой.
Зима — время для прогреваРесурс двигателя
Сторонники езды «на холодную» также обращают внимание на ресурс двигателя, и, якобы, значительный его расход во время стоянок с заведенным двигателем, работающим на холостых оборотах. Но и здесь производители вносят свою лепту в защиту прогрева. Они утверждают, что все расчеты ресурса двигателя производятся с учетом сложных климатических условий. То есть, с учетом отрицательных температур, и, соответственно, периодических прогревов двигателя, которые, в свою очередь, не отображаются на счетчике моточасов автомобиля.
Немаловажную роль в споре играют экологи, высказывающиеся против дополнительных утренних стоянок с заведенным двигателем. На этот повод у производителей также имеется весьма аргументированный ответ. Дело в том, что согласно исследований тех же экологов, большую часть вредных выбросов в атмосферу дают не работающие двигатели. А стирающиеся колодки и шины. Отсюда вывод – снижающийся ресурс двигателя и вредные выбросы в атмосферу — не повод отказываться от прогрева двигателя.
Советы по действиям в сложившихся ситуациях
Подводя итог всему вышенаписанному, можно дать следующие советы:
- Машину стоит греть.
- Если возникают сомнения по поводу прогрева двигателя – смотри пункт 1.
- Если возникает вопрос «Зачем греть машину зимой?», смотри пункт 1.
Шутки шутками, но везде необходимо соблюдать золотую середину. Так и в случае с прогревом. Не стоит греть двигатель при температуре окружающего воздуха выше +10. А ещё не стоит начинать движение, пусть даже после небольшой стоянки, при температуре окружающего воздуха ниже -20 градусов.
Если выполнение даже самых элементарных правил сохранения рабочей температуры двигателя вызывают у водителя кучу возмущений и массу неудобств, следует обзавестись автомобилем, оборудованным предпусковым подогревателем. Этот прибор уже до того, как автовладелец спустится на первый этаж, по щелчку самостоятельно запустит подогреватель и будет готов к движению.
Если и такая возможность отсутствует, необходимо приобрести дистанционный ключ. Через него будет возможен запуск двигателя на расстоянии более 100 метров, то есть, с окна квартиры. Если же и такой возможности нет, то ничего не остается делать, как скрипя зубами, ждать прогрева двигателя до необходимой температуры.
Прогрев двигателя зимой – как это делать
Никогда такого не было и вот опять – пришла зима на всех автомобильных форумах снова самым популярным стал вопрос стоит ли прогревать двигатель. Нам тоже его часто и задают, и хотелось бы все-таки внести в него ясность. Казалось бы, тема уже неоднократно пережевана, но все равно возникают вопросы. Коли так, то попробуем объяснить, сместив акценты. Видимо сама постановка вопроса смещает. «Стоит ли прогревать двигатель?» – вопрос очень провокационный, потому как многие водители не согласны с тем, что прогрев не нужен вообще. Лучше мы будем отвечать на вопрос «Как прогревать двигатель?» – так это будет понятнее.
Прогрев автомобиля зимойКак прогревать – в движении. Практику прошлых лет, с молотьбой на холостых оборотах лучше забыть. Неэкологично, потеря времени водителя (а время у современного человека самый главный ресурс!), увеличение затрат на бензин. Да-да, подсчитано, что несмотря на то, что непрогретый мотор в движении потребляет больше топлива чем прогретый, начинать поездку сразу после запуска мотора экономически выгоднее – при работе на холостых бензина уйдет больше, чем потребуется дополнительно двигателю пока он прогреется в движении. Кроме того, некоторые автомобили, например Volkswagen Polo так конструктивно устроены, что на холостых оборотах выделяют очень мало тепла – и двигатель будет прогреваться вечность, и салон протопить за время стоянки не получится. Это не у всех машин так, но строгие экологические нормы заставляют производителей все активнее делать «холодные» автомобили.
А чем же отличается прогрев в движении от непрогрева? Логично, что режимами работы до достижения рабочей температуры. Да, стоять на месте, ожидая пока стрелка температуры охлаждающей жидкости сдвинется, не стоит, не на карбюраторе чай, но и активно газовать сразу после старта не нужно. А именно – интенсивно не разгоняться, не крутить мотор выше 2,5-3 тысяч оборотов, если автомобиль с МКПП не пользоваться высшей передачей. В этом плане удобно тем, кто живет в частном секторе или густонаселенных дворах – пока доедешь до широкой дороги, двигатель уже наберет какую-то температуру. Но и от обочины можно сразу стартовать – просто несколько первых минут неспеша катить в правом ряду, не нагружая мотор и не мешая уже «прогретым» участникам движения.
Не будет ли страдать ресурс мотора от раннего начала движения? Не будет, это неоднократно подтверждено самыми разными производителями двигателей. Да, если на холодном моторе сразу начинать ехать на всю мощность, ничего хорошего ждать не придется, но от небольших нагрузок даже замерзший агрегат не пострадает. Именно поэтому определение «прогрев на ходу» нам кажется более правильным чем «не прогреваем». Мотор прогреваем, просто не на холостых оборотах.
Конечно, такую рекомендацию не стоит возводить в абсолют и нужно учитывать ситуацию в целом, например что помимо мотора есть и другие агрегаты в машине. Например, некоторые автоматические коробки передач крайне чувствительны к холодной езде. Например, линейка АКПП DP0-DP4 от Renault и PSA. На ней рекомендуется пару минут постоять на тормозе с включенным режимом «D». Но это уже особенность конкретных агрегатов, далеко не у всех трансмиссий так. Такие нюансы легко узнать в профильных группах и форумах, посвященных конкретным маркам автомобилей. Если авто уже какое-то время выпускается, то многие вопросы, в том числе и желательность отдельного прогрева, там наверняка обсудили.
АКПП DP0Кроме того, нужно оценивать температуру на улице. Одно дело заводить авто когда на градуснике около нуля или когда там показывает -30°С. Понятно, что во втором случае лучше дать пару минут маслу прогреться до начала движения. Но прогревать на холостых до рабочей температуры нет смысла даже при таком экстремальном запуске.
Сигнализация с автозапускомДля тех, кто все-таки очень переживает за сохранность моторов, давно придуманы системы автозапуска. Сегодня их часто ставят с завода даже на бюджетные машины (например, на Renault Logan), а уж сигнализацию с такой функцией вообще можно поставить куда угодно. Дал команду на пуск заблаговременно, и когда подошел к автомобилю мотор уже набрал температуру, а заодно протопил салон и разморозил стекла. Да, за это придется расплачиваться дополнительным расходом бензина, но за комфорт всегда приходится доплачивать, а тут еще и спокойствие для тех, кто переживает за двигатель.
В общем, все просто – щадящий прогрев на ходу, адекватная оценка температурных условий, знание особенностей конкретных агрегатов автомобиля и автозапуск. Если разобраться в такой комбинации, то вопросов про прогрев мотора двигателя в зимнее время больше возникать не будет.
Содержание Долгая жизнь. Какие автомобили признаны самыми надежными в Европе? | Об автомобилях | Авто10 самых надёжных автомобилей в мире10. Ford Fiesta, США9. Suzuki Alto, . . .
Содержание на что влияет, как улучшитьдинамика автомобиля — это… Что такое динамика автомобиля?Смотреть что такое «динамика автомобиля» в других словарях:КнигиЧисленное моделирование динамики автомобиля нового поколенияМногодисциплинарное . . .