Marussia и ее гонщик – Секрет фирмы – Коммерсантъ
Российский проект по созданию спорткаров и внедорожников Marussia закрыт. Несмотря на обещания создателя проекта Николая Фоменко продать в 2014 году 10 тыс. автомобилей, проект за шесть лет существования не заработал ни копейки.
Текст: Сергей Кашин
В сентябре 2010 года, рассказывая журналистам о проекте Marussia Motors, Николай Фоменко выглядел вдохновленным: производство уже вышло на мощность 500 машин в год, сертификационные испытания завершены, у компании 700 заявок от потенциальных покупателей из Европы, а к марту 2011-го будут построены два новых завода в Германии и Бельгии. Никогда еще его планы-фантазии, в которые он искренне верил, не были столь грандиозными. Реальность на их фоне, несмотря на героические усилия сотрудников, выглядела до обидного жалко.
4 апреля 2014 года из компании «Маруся инжиниринг» («дочка» Marussia Motors) были уволены последние 50 сотрудников, на пике их было около 400. Из-за двухмесячных долгов по зарплате более десятка сотрудников обратились в прокуратуру. С единственной производственной площадки на московском заводе «Снежинка» вывозится оборудование. За шесть лет существования проекта собраны 30 тестовых образцов, ни один автомобиль не продан.
130 млн фунтов стерлингов выделил Андрей Чеглаков в 2013 году на погашение долгов гоночной команды Marussia F1. Создание спорткаров он финансировать после этого совсем перестал
Перерождение Лотоса
Идея создания Marussia появилась летом 2007 года на Дмитровском автополигоне. Тогда конструктор спортивных автомобилей и промоутер автогонок Игорь Ермилин пригласил шоумена Николая Фоменко, с которым был знаком еще с середины 1990-х, обсудить перспективы финансирования своего нового проекта — прототипа спортивной машины «Феникс». Ермилин и дизайнер Глеб Визель как раз испытывали эту машину в аэродинамической трубе. Когда через два часа Николай Фоменко уходил, он сказал, что знает, что делать, вспоминает Ермилин. Через два месяца шоумен пришел с инвестором. Ефим Островский, в прошлом политтехнолог, а ныне президент Фонда имени философа-востоковеда Александра Пятигорского, финансировал первую часть проекта — создание концепта B1. Стартовал он в ноябре 2007-го, компания называлась E.M.M.
Фоменко предлагал создать спорткар не для гонок, а на продажу. Во время первых обсуждений, как вспоминает преподаватель Строгановского училища Глеб Визель, чья компания получила контракт на разработку дизайна, речь шла о спорткаре ценой 35-40 тыс. евро. В качестве образца для сравнения Фоменко часто называл Lotus. Это компания с полувековой гоночной историей, которая в 1990-е начала продавать свою самую известную модель — спорткар Lotus Elise. Адам Филипс в книге «Supercars» поместил Lotus в раздел бюджетных суперкаров.
Почему закрылся проект Маруся? | АвтобурУм
21.02.2017, Просмотров: 2846
Если сказать вкратце, то дурость, непрофессионализм и русский авось — основные причины краха самого одиозного российского проекта. Но это все громкие слова, подтверждение которых, я постараюсь найти в истории развития суперкара Маруся.
Те, кто интересовался данным автомобилем знает, что идейным вдохновителем и в принципе, всей движущей силой проекта, был Николай Фоменко (шоумен, певец, актер, гонщик). Человек без инженерных знаний в области автомобилестроения, огромных финансовых вливаний, глубокой веры в проект и желания идти до конца, решил тягаться с такими корифеями данного сегмента как Феррари и Ламборджини. И вот итог, проект закрылся спустя 7 лет. Почему так вышло?
Начало истории Marussia
Началось все в недалеком 2007 году, когда Н. Фоменко и его компаньон бизнесмен Е. Островский раструбили на весь мир о грандиозном суперкаре Маруся. Рекламная компания была сумасшедшая, планы «наполеоновские» (выпускать 500-600 экземпляров в год), догнать и перегнать «итальянцев» и «немцев». Кто ж так начинает то?Ровно через год после объявления о создании российского суперкара, вышел первый прототип Маруся В1. Не продав ни одного экземпляра компания решила, что нужна еще одна модель и спустя короткий промежуток времени вышла Маруся В2, а в 2010 году внедорожник F2.
Маруся и Формула-1
За год до выхода кроссовера компания заключила контракт с Virgin Racing Ричарда Бренсона (самого эпатажного бизнесмена современной истории) и решила участвовать в гонках Формула-1. В одной из следующих статей я расскажу цену участия в гонках Формула-1 и Moto-GP, чтобы вы понимали, какие требования, предъявляются участникам подобных соревнований. Хочется отметить, что ни только Маруся, потерпела крах на пути к величию в сегменте премиальных гоночных автомобилей, но ни один подобный проект не замахивался на самые дорогие и технически сложные соревнования за всю историю развития автоспорта, не имея под самой надежной материально-технической базы.В 2012-м году вышла новая модель для гонок Ф-1 под индексом MR-1, но она не прошла обязательный краш-тест и поэтому не смогла принимать участия в соревнованиях. Из-за череды неудач Р. Бренсон отказался от гоночной команды и Маруся осталась у разбитого корыта. Чтобы проект совсем не развалился, Фоменко решил заручиться поддержкой госбюджета и принять участие в проекте «Кортеж» (президентский лимузин с внедорожниками сопровождения). Совместно с НАМИ они выиграли тендер на постройку президентского лимузина, получателем государственных денег были НАМИ, а платформу поручили разрабатывать Марусе. Впоследствии НАМИ отказалась от услуг Фоменко и тот опять остался ни с чем. Сказать, что ему просто не повезло? Не думаю. Виной всему не правильная стратегия и ставка на ненадежных партнеров.
В апреле 2014-го года было объявлена о закрытии проекта. Компания набрала прилично долгов по зарплате, а так же перед инвесторами.
Причина краха Маруси
Во-первых, неправильная стратегия. В современное время на одном энтузиазме далеко уехать не возможно, особенно в сфере постройки эксклюзивных автомобилей. Необходимы огромные финансовые вливания и серьезная техническая база как у Макларен.В третьих, некачественные прототипы: плохая сборка, слабые двигатели, непродуманный интерьер и много-много проблем, связанных с самим автомобилем. Существует ролик в интернете, где обзор Маруси делают немцы, там автор указывает на явные проблемы автомобиля, свойственные бюджетным автомобилям класса-В.
И наконец, отсутствие профессиональной команды. Одно то, что руководителем инженерной группы был шоумен, а не конструктор автомобилей, говорит, что как такового суперкара не выйдет. Остальной персонал тоже не был светилами инженерной мысли, маркетологами от бога и грамотными управленцами. Как утверждали сами сотрудники, часть запчастей поставлялось из Китая, хотя были немецкие аналоги, одинаковые с ними по цене. В последствии такие детали оказывались не лучшего качества и от них приходилось отказываться.
В истории автомобилестроения было много проектов, подобных Марусе и все они канули в лету, даже без таких непонятных шагов, что предпринимал Фоменко. И правильным решением, было бы проанализировать их ошибки, взять все их плюсы и переложить на свои рельсы. Было бы не лишним изучить модель развития производителей, которые находятся сейчас на вершине олимпа. Взять к примеру историю Феррари. Они сперва стали учавствовать в местных соревнованиях, и по мере набора опыта и усовершенствования своих моделей, выходили на более высокий уровень. С недоработанной моделью в мировом автоспорте делать нечего и тем более с такими слабыми двигателям, которые могут посоревноваться лишь с тюнингованными седанами на светофорных гонках.
Кстати о двигателях. На Марусю сперва устанавливался турбированный ДВС объемом 2,8 литра мощностью 300 л.с (от Ниссан), далее начали ставить 360-сильный и турбированный 420-сильный моторы (Cosworth). С двигателей в 420 л.с. начинают историю, а не заканчивают.
При всех технических проблемах и недоработках, автомобиль уже на данном этапе стоил не мало (от 150 тысяч долларов) и нашем горе конструкторам, бы выпустить на рынок модель с ценой себе в убыток (как делает большинство производителей), чтобы компенсировать хоть какие-то издержки на производство и занять определенную нишу в рынке. Но нет, русская душа широка и подобные идеи воспринимались как ересь. От зарубежных маркетологов поступали предложения о выпуске на рынок Маруси с ценой в 50-80 тысяч долларов (по курсу на 2009 год) с целью завоевания российского покупателя. Тем более, что ниша мощных и достаточно недорогих спортивных автомобилей в России не занята отечественным производителем. Это послужило бы отличной базой для последующего старта. Но амбиции не позволили довольствоваться малым. Итог печален.
Marussia Motors: надежда на возрождение
Продолжаем изучать историю бренда Marussia Motors, с которой тесно переплетена история гоночной команды Marussia F1 Team – небольшие взлеты точно так же чередовались с чувствительными падениями.
Хроника пикирующей Marussia F1 Team
Все началось в 2009 году. Занимавший тогда пост президента FIA Макс Мосли выразил желание увеличить количество команд, участвующих в Формуле-1, до тринадцати. Сказано — сделано. Был объявлен конкурс среди желающих занять четыре свободных места. Одним из победителей конкурса стала британская команда Manor Grand Prix.
Понятно, что для выступлений в Ф-1 требуются весьма немалые ресурсы как технического, так и финансового плана. Но у Manor Grand Prix был «туз в рукаве» в виде миллиардера Ричарда Бренсона и его корпорации Virgin Group, который и стал генеральным спонсором новой «конюшни». О сделке между командой и Virgin Group было объявлено в декабре 2009 года. В результате этого команда изменила название на Virgin Racing и именно под таким именем вошла в сезон 2010 года, имея в составе пилотов Тимо Глока и Лукаса Ди Грасси.
Возникает вопрос: «Какое отношение ко всей этой истории имеет Marussia?». Ответ прост. Российская компания-производитель суперкаров Marussia Motors стала одним из спонсоров команды Virgin Racing. Благодаря этому в течение сезона 2010 года логотип Marussia красовался на носовом обтекателе болидов Virgin Racing.
В конце 2010 года Ричард Бренсон разочаровался в проекте Ф-1. Команда не сумела показать серьезных результатов. Она даже не вошла в число «крепких середнячков» (хотя со стороны Бренсона было весьма странно ждать от команды-дебютанта каких-либо серьезных показателей в первый год выступлений). Так что владелец Virgin Racing со спокойной душой продал контрольный пакет акций команды компании Marussia Motors и с тех пор больше в Ф-1 не появлялся. И вот тут уже начинается другая история…
Сезон 2011 года команда в составе пилотов Тимо Глока и Жерома Д’Амброзио провела под названием Marussia Virgin Racing. Николай Фоменко добился того, чтобы команда получила российскую лицензию и стала второй российской командой в истории Формулы-1. Амбиций было много, задумка была неплохая, но, как показала практика, одного желания и планов для того, чтобы добиться хоть каких-нибудь успехов в Ф-1, явно недостаточно.
В середине 2011 года команда лишилась своего руководителя. После этого Marussia Virgin Racing фактически оказалась под руководством совладельца Marussia Motors, занимавшего в «конюшне» должность начальника технического департамента, — Николая Фоменко. Marussia Motors приобрела новую базу в Бранберри, а на должность технического директора команды был приглашен Пэт Симмондс. Также было подписано соглашение о сотрудничестве с McLaren и запланирована смена названия в конце сезона.
С 2012 года в Формуле-1 начинает выступать команда Marussia F1 Team. Пилоты — Тимо Глок и Шарль Пик. Как и положено новичку, у которого нет баснословного бюджета, в первый год своего существования Marussia F1 Team столкнулась с массой проблем технического характера. Новый болид команды никак не могли довести до ума, так что его появление на официальных тестах постоянно откладывалось. Ко всему прочему, новая машина не смогла пройти один из 18 обязательных краш-тестов FIA и так и не появилась на предсезонных тестовых сессиях.
В конце концов, команде фактически пришлось выступать в сезоне 2012 года на прошлогоднем болиде, что никак не могло положительно сказаться на результатах. А новый болид, который команда поспешно дорабатывала уже по ходу сезона, постоянно демонстрировал невысокую надежность.
На одной из испытательных сессий серьезно пострадала тест-пилот Мария Де Вильота. Машина под ее управлением неожиданно ускорилась и врезалась в припаркованный командный грузовик. Де Вильота получила серьезные травмы головы и лица и лишилась правого глаза. Окончательно после этой травмы она так и не восстановилась и ушла из жизни спустя год с небольшим, в октябре 2013 года.
А сезон 2012 года закончился для Marussia F1 Team 11-м местом в Кубке Конструкторов. Для дебютанта Ф-1 результат весьма неплохой, но постоянные сложности, испытываемые командой по ходу сезона, весьма настораживали наблюдателей. В дополнение к этому Берни Экклстоун отказался от финансовых выплат команде, занявшей 11-е место, что впоследствии привело к задержке подписания «Договора согласия».
В 2013 году Пэт Симмондс официально стал техническим директором Marussia F1 Team. На сей раз работа над болидом продвигалась успешнее, и он был представлен 5 февраля. Весной того же года банковская группа Lloyds Development Capital (LDC), выдавшая в 2011 году команде кредит на сумму 38,4 миллиона фунтов стерлингов, продала свою долю акций компании Marussia Motors. На момент выхода LDC из числа акционеров, задолженность команды составила 81,2 миллиона фунтов.
Но несмотря на все, команда продолжала свои выступления, по-прежнему не показывая хоть каких-нибудь внятных результатов. Пэт Симмондс сумел выдержать этот «кавардак» лишь половину сезона и в июле перешел в Williams. Замена ему, конечно, была найдена, но проблем это не уменьшило. Сезон 2013 года Marussia завершила на 10-м месте, не набрав ни одного очка. Ниже ее оказался лишь Caterham.
В 2014 году команда решила сменить поставщика двигателей, отказавшись от услуг Cosworth. Точнее, это решение было принято еще в 2013 году. В середине 2013-го между Marussia F1 Team и Ferrari было подписано соглашение о поставке моторов в сезоне 2014 года. Команда сумела сохранить состав пилотов, практически полностью сохранила инженерный и технический персонал. Казалось, что теперь черная полоса закончилась.
Но сезон 2014 года не оправдал ожиданий. Впрочем, в этом году Marussia F1 Team все-таки смогла набрать первые очки. Жюль Бьянки сумел финишировать на 8-м месте Гран-при Монако. Правда, из-за полученного потом штрафа он оказался на 9-м месте, но и это принесло команде два очка в Кубке Конструкторов.
На фото: Жюль Бьянки
На Гран-при Японии Бьянки попал в аварию, приведшую к тяжелым последствиям для здоровья пилота. В результате команда лишилась одного своего гонщика, и на первом в истории Гран-при России, к которому Фоменко и Marussia шли все эти годы, команда выставила только одну машину — Макса Чилтона. Отдавая дань уважения Бьянки, механики подготовили его болид к гонке, и на протяжении всего уикенда он стоял в боксах в полной боевой готовности… На начало 2015 года Жюль Бьянки всё еще находился в тяжелом состоянии, так и не придя в сознание.
Тем временем финансовые дела Marussia F1 Team шли все хуже и хуже. В апреле 2014 года Николай Фоменко официально покинул команду, хотя в боксах команды он не показывался уже очень давно. Долгов становилось всё больше, а найти спонсоров из-за отсутствия результатов не представлялось возможным. В конце октября Marussia объявила о введении внешнего управления, фактически признав себя банкротом. 7 ноября 2014 года было объявлено о прекращении деятельности команды и увольнении всех сотрудников.
Что привело Marussia Motors к кризису?
Активы Marussia F1 Team были выставлены на аукционы, чтобы хоть как-то погасить долги перед кредиторами. Долги оказались впечатляющими — команда задолжала в общей сложности 31,4 миллиона фунтов стерлингов, в списке кредиторов числится более 200 организаций, среди которых которых — Lloyds Development Capital, Ferrari, McLaren, Pirelli, британская налоговая служба, пилоты Макс Чилтон и Тимо Глок…
Активы команды оценены всего в 6,3 миллиона фунтов стерлингов, а выручить за них можно, по оценке экспертов, не более 2,2 миллиона. Часть суммы долга можно погасить за счет призовых, причитающихся ей в сезоне 2014 года, — Marussia заняла девятое место в Кубке конструкторов, и это позволило бы ей получить 40 миллионов. Но для того, чтобы получить призовые, команде нужно выйти на старт сезона 2015 года… А для того, чтобы выйти на старт, нужно собрать бюджет минимум 65 миллионов фунтов.
Джон Бут, бывший руководитель Marussia F1 Team, более 25 лет назад создавший компанию Manor Grand Prix, которая и обеспечивала «костяк» российской команды, в начале января 2015 года заявил британской The Yorkshire Post, что руководство пытается сохранить коллектив, в котором осталось немало талантливых специалистов, и найти инвесторов, для которых призовые за сезон-2014 послужат хорошим стимулом. Однако времени остается всё меньше, и надежды на старт сезона у теперь уже «бывшей» Marussia постепенно тают.
Что же произошло на временном отрезке между 2009 годом, когда «Маруся» приехала во Франкфурт, показала новый спорткар, собрала сотни заказов и заявила об участии в Формуле-1, и концом 2014-го, когда компания полностью разрушилась? Ведь еще в мае 2010-го компания представила в Москве прототип кроссовера F2 и больше года после этого новости поступали только позитивные. Всё просто: идея Фоменко о том, что производство и продажу суперкаров нужно сделать такими же будничными, недорогими и прибыльными процессами, как производство и продажа смартфонов, натолкнулась на реалии автопрома.
Стабильность поставок запчастей, отладка техпроцесса, постоянное качество продукта, выпуск рентабельной серии, логистика, темпы внедрения разработок в производство, жесткое выдерживание намеченных сроков, своевременная и грамотная закупка оборудования и оснастки, формирование целевой группы, ценообразование, форсмажоры — все эти направления компания Фоменко удержать не смогла. Люди, не первый день знакомые с автомобильной промышленностью, начали замечать тревожные знаки практически сразу. Можно выделить несколько:
• Компания практически сразу сменила поставщика силового агрегата. Может, это и не было началом кризиса, но косвенно указывало на отсутствие долговременной стратегии.
• Несколько раз сменилось предполагаемое место производства. Сначала назывался ЗИЛ, потом новый, с нуля построенный завод в Москве, потом два завода в Германии и Бельгии, потом мощности финского Valmet Automotive. Первый вариант не обеспечивал рентабельного объема выпуска (максимум 300 штук в год), остальные не двинулись дальше программных речей.
• Постоянно переносились сроки. Старт производства сначала был намечен на 2010-й, потом передвинулся на 2011-й, на 2012-й… Не строился новый завод, не запускались уже «существующие» модели, не внедрялись новые.
Беда в том, что Фоменко окружил себя людьми, не способными сказать ему «нет», отсюда — множество некомпетентных сотрудников. Это и погубило компанию. Мы закупали китайское оборудование по ценам немецкого, которое качественнее, а потом выяснялось, что приобретения не функционируют. Закупили запчасти в Англии и Италии за бешеные деньги, а эти детали оказались не нужны.
Из интервью Дмитрия, экс-сотрудника Marussia Motors, Starhit.ru в апреле 2014 года
От быстрого «разоблачения» компанию Фоменко до некоторых пор страховала статусность — для общества совершенно не очевидно, сколько своей продукции должен продавать производитель дорогих суперкаров, чтобы оставаться на плаву. Долгое время «в первом приближении» внешне всё выглядело радужно. Николай Фоменко продолжал раздавать интервью, представлять машину за границей, в мае 2012 года подарил «первый серийный автомобиль» Marussia B1 телеведущему Ивану Урганту и периодически радовал общественность новостями.
Время от времени в СМИ попадала информация о презентации в Великобритании, организации производства в Финляндии, 500 собранных заказах на «Маруси», выведенном на тесты обновленном спорткаре B2…
А тем временем где-то в недрах компании дизайнеры и конструкторы действительно работали над внедорожниками F2 и F1, над седаном «Кортежа», над футуристичным электромобилем E1… Из этих планов не сбылось ничего — Marussia F2 мелькнул на одной-двух выставках, В1 остался пенопластовым полноразмерным макетом, проект E1 и вовсе добрался только до 3D-моделей. Что касается «Кортежа», то и организация дизайнерского конкурса, и опубликованные «шпионские» снимки седана сейчас воспринимаются не более как пиар-вбросом информации. Да и в целом в истории «Маруси» было гораздо больше пиара, чем реальных подвижек. К великому сожалению.
Большинство из новых начинаний инженерного штата Marussia Motors «простые смертные» так и не увидели и, вероятно, уже никогда не увидят. Компания прекратила существование раньше, чем исчезла ее формульная команда — если «конюшню» Marussia F1 Team от краха некоторое время удерживала инерция гоночного сезона, то компанию Marussia Motors постиг практически мгновенный коллапс, хотя понятно, что проблемы накапливались постепенно. В начале апреля 2014 года в прессе появились первые сообщения об остановке всех проектов и роспуске штата. А ведь к 2014 году Фоменко планировал выпускать 10 000 автомобилей в год…
Мы держали оборону еще где-то месяцев восемь после того, как стало понятно, что уже всё умирает и, скорее всего, ничего больше не будет. Было очень много недопонимания, очень много проблем, с которыми мы искренне пытались справиться, но в конечном итоге, к сожалению, с финансовой точки зрения не смогли. Но люди действительно верили в этот проект.
Кристина Дубинина, бывший оперативный директор Marussia Motors. В 2014 году возглавила проект Lada Vesta на АВТОВАЗе
Да, люди верили в проект. И после банкротства компании абсолютное большинство сотрудников сохраняют к Фоменко доброе отношение, несмотря ни на что. Потому что он изначально был с ними — был энтузиастом до мозга костей. И остался до конца. Обыватели зачастую посмеивались над Фоменко, но и желали воплощения его дерзкой мечты. В России ее называли «Марусей», иностранцы вроде бы тяготели к «Мараше», которую пиар-служба постаралась по-быстрому проассоциировать с «My Russia», а сам Фоменко полушутя говорил, что западному человеку свойственно произношение «Маруша», якобы оно ближе к смешным русским словам вроде «бабУшка»…
До бабушки «Маруся» не дожила, ее судьба типична для многих небольших суперкар-брендов: английский Arash AF-10, датский Zenvo ST1, немецкий MC1, американский Revenge GTM-R… Caparo, Tramontana, Lotec Sirius, Saleen, Spyker — в истории наберется, пожалуй, пара десятков имен. Да и в России до «Маруси» уже были печальные примеры: A:level с возрождением «Руссо-Балта» и АВТОВАЗ с «гражданской» версией Lada Revolution.
Но, к счастью, история «Маруси» имеет более жизнерадостный финал, чем фильм, название которого вынесено в заглавие этого текста. Николай Фоменко, переживший серьезное моральное потрясение после развала Marussia Motors, уже в апреле 2014 года нашел в себе силы дать со своей старинной группой «Секрет» большой юбилейный концерт в московском «Крокус Сити Холле», сейчас играет в спектаклях, занят в телепроектах, снимается в кино… Он, как и прежде, неутомим, хоть и носит почетное звание «трижды дедушка». А свою страсть к автомобилям он еще наверняка реализует.
Он до сих пор считает, что история Marussia Motors не закончена. В июле 2014 года, уже после того, как для широкой общественности «Маруся» прекратила существование, он дал интервью в эфире радиостанции «Маяк».
Я занимаюсь тем же, чем и занимался — работаю над брендом Marussia… Я думаю, что новую модель В3 мы назовем Turbo Piter*, когда мы сделаем [для этого автомобиля] новый двигатель… Мы создали автомобили, сертифицировали их, теперь остался самый сложный процесс — построить производственную линию. Но мы это сделаем за этот год, я надеюсь. И я больше не хочу это обсуждать. Обясню: последнее время во всем мире причинно-следственные связи нарушены, поэтому обсуждается не событие, а домысел. Домысел нет смысла обсуждать. Когда мы откроем завод, мы, конечно, позовем журналистов. А всё остальное обсуждать мы не будем.
Из интервью Николая Фоменко радио «Маяк», июль 2014 года
У Коли с Ваней (cыном Николая Фоменко, — прим. Kolesa.ru) свои какие-то мужские занятия, интересы, секреты. Во-первых, они ходят в баню, и у них там целый банный ритуал. Во-вторых, они ездят на какой-то завод автомобилей, копаются в двигателях. Чисто мужские занятия!
Из интервью Марии Голубкиной, актрисы, бывшей супруги Николая Фоменко, Starhit.ru, январь 2015 года
Читайте также:
Маруся (журнал) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Маруся.«Мару́ся» — первый российский журнал для девочек «среднего и старшего школьного возраста»[1] (журнал для девушек), выходящий с 1994 года.
Один из современных журналов для подростков, которые «характеризует нормативная стилистика, бережное отношение к родному языку, более широкое тематическое поле, высокий статус интеллектуальности, широкого кругозора, образования, профессионального становления, большое число положительных упоминаний школы. В роли героев для подражания в этих изданиях (особенно в журнале „Маруся“) часто выступают обычные подростки, а не „звезды“»[2].
Концепция журнала была создана Эвелиной Хромченко. Нравственное и эстетическое воспитание журнал «реализует в шести разделах: „Мода“, „Зеркало“, „Стиль“, „Чувства“, „Шоу“, „Дом“»[3]. Различные рубрики этих разделов рассказывают о красоте, здоровье, новинках косметики, жизни знаменитостей, путешествиях, профессиях.
Одной из главных тем журнала «является любовь. Разговор о любви ведётся в разных рубриках в форме писем в редакцию, дневников, советов, тестов и т. д.»[4]: «истории, описанные в статьях, поэтизируют первое чувство, помогают советами девушкам, оказавшимся в ситуации неразделенной любви или обманутым в своих романтических ожиданиях»[4]. Также в «Марусе» можно найти мастер-классы, интервью, тесты, гороскопы.
В каждом номере на обложке журнала — его читательницы, победительницы конкурса «Девочка с обложки».
Журнал был награждён Знаком отличия «Золотой фонд прессы»[5] по итогам XIII Международной профессиональной выставки «Пресса-2006» и XV Юбилейной международной профессиональной выставки «Пресса-2008».
- ↑ Слепова А. В. Обзор современного рынка журнальной продукции, рассчитанной на детей дошкольного и школьного возраста // Знак. проблемное поле медиаобразования. Научный журнал. 2011. № 2 (8). С. 69
- ↑ Стебловская С. Б. Диссертация «Ценностно-смысловое поле современных журналов для подростков»
- ↑ Боннер-Смеюха В. В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГУ. — 2000. — № 2. — С. 56.
- ↑ 1 2 А. В. Слепова. Ценностные ориентиры современных молодёжных журналов. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 21 (275). Филология. Искусствоведение. — Вып. 68. — С. 117.
- ↑ «Золотой фонд прессы»
Маруся (повесть) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Маруся.«Маруся» — фантастическая повесть писательницы, сценаристки Полины Волошиной и журналиста Евгения Кулькова, опубликованная в мае 2009 года.
Является первой книгой первой серии литературного цикла «Этногенез».
Маруся — «девочка, с которой постоянно что-то случается», повествование ведётся от её лица. Действие книги начинается в 2020 году на планете Земля. Четырнадцатилетняя дочь дипломата Андрея Гумилёва попадает в стремительный водоворот невероятных событий. В аэропорту она теряет сознание, не дойдя до аптеки, однако, очнувшись, узнаёт от правоохранителей, что в аптеке был за пару секунд до того испепелён фармацевт, о чём она совершенно не помнит. Тут же в своем рюкзаке она находит металлическую ящерку, которая наделяет девочку даром бессмертия.
После цепочки загадочных (случайных ли?) происшествий и знакомств Маруся оказывается в научном лагере «Зелёный город», где знакомится с профессором Буниным и консорцией охотников за аномальными артефактами.
- Маруся Гумилёва — дочь Андрея Гумилёва и Евы Гумилёвой, пропавшей без вести в 2008 году. Родилась 13 августа 2005 года в Москве. Привлекательная, самостоятельная, но крайне несерьёзная и непослушная девушка. Однажды ради развлечения угнала мусоровоз и поехала на нём на дискотеку. Как и все люди 2020 года, подвержена резким немотивированным вспышкам паники (синдром «паническая атака»), с этого и начинается книга. Постоянно попадает в невероятные ситуации, из которых её спасает только вмешательство высокопоставленного отца. Является обладательницей главного артефакта — ящерки-саламандры, дарующей бессмертие.
- Андрей Гумилёв — крупный бизнесмен, дипломат. Родился в 1974 году. Постоянно потакает слабостям Маруси. Тяготится тем, что из-за напряжённого графика работы не может уделять Марусе много внимания. Работает в проекте «Искусственное Солнце», которое должно обеспечить дальнейшее существование человеческой цивилизации на планете Земля.
- Нестор Тарасов — популярный экстрасенс, маг, целитель. Родился в 1989 году в небольшом городке в Западной Украине. Родители неизвестны, воспитывался в детском доме. Самый могущественный обладатель артефактов, его основным и первоначальным артефактом является скарабей, дающий способность к целительству. Лауреат Нобелевской премии мира 2019 года. Улыбчивый, симпатичный мужчина. Обладает магическим взглядом и притягательной внешностью. Постоянно носит круглые очки с зелёными стеклами. Любит выстраивать многоходовые ситуации и стратегии. Никогда не ошибается.
- Степан Бунин — директор школы и лагеря «Зелёный город». На первый взгляд кажется типичным сумасшедшим учёным, погружённым в свои исследования. Может разгуливать по улице в резиновых сапогах, спортивных штанах, старой дырявой майке и длинном махровом халате. Старомоден, любит животных, держит у себя дома целый зоопарк. Заядлый холостяк, женился десяток раз, но супруги от него сбегали. Однако первое милое впечатление о нём обманчиво. Предмет — спрут.
- Николай Носов (Нос) — компьютерный гений, один из студентов «Зелёного города». Родился в 2003 году. Вместе с Алисой Сафиной спасает жизнь Марусе, которая тонула в душевой кабинке. Влюблён в Марусю, которая втянула его в авантюру по добыче мистических артефактов. Был владельцем неизвестного предмета, но по неизвестной причине лишился его. Умный, скромный, стеснительный.
- Илья Цыбин — младший преподаватель «Зелёного города». Родился в 2004 году. Изучает квантовую физику. Посвящён в тайну артефактов. Как и Носов, был обладателем одного из магических предметов (кролик), но лишился его во время скитаний по тайге вместе с Марусей. Помогает профессору во всех начинаниях. Общительный, привлекательный.
- Алиса Сафина — самая талантливая и красивая студентка «Зелёного города». Родилась в 2004 году. Вундеркинд. Гордая, своенравная, ревнивая. Не любит Марусю за то, что ей уделяют слишком много внимания профессор Бунин и Илья, но в критических ситуациях приходит ей на помощь. Обладательница Кота. Данный артефакт позволяет видеть будущее.
- Охотники — тайная организация людей, контролирующих использование артефактов и соблюдение Кодекса, объясняющего действия предметов и правила, по которым предметы могут переходить от одного владельца к другому.
В повести «Маруся» упоминаются десять магических артефактов, дающих сверхвозможности своим хозяевам. Все они сделаны из неизвестного серебристого металла, холодного на ощупь, и обладают различными свойствами. Некоторые из них способны нейтрализовать действие друг друга.
Изначально артефакты принадлежали загадочным «первым людям», которые до сих пор существуют в виде полупрозрачных человекообразных существ, видимых только обладателям артефактов. По версии профессора Бунина, эти существа случайно попали на нашу планету в доисторические времена. Покинуть Землю они не смогли, потому что их корабль, вероятно, разбился. «Первые люди» создали человечество, чтобы быстрее освоить пространство планеты. Но человечество оказалось более приспособленным к жизни на Земле и захватило власть, заставив своих прежних хозяев уйти в «подполье».
Использование артефактов тяжело сказывается на здоровье человека. Чем сильнее предмет, тем больше сил он отнимает. Это их своеобразная защита от частого употребления. После того, как артефакт попадает к человеку, глаза его нового владельца становятся разного цвета. Обычно один глаз становится голубым, а другой — зелёным.
Источником артефактов являются некие Чёрные Башни, разбросанные по миру. Первоначально их было семь, но ко времени событий, описываемых в повести, функционировала только одна из них.
- Книга «Маруся» стала бестселлером менее чем за неделю, заняв первое место в книжном рейтинге интернет-магазина «Ozon», а сайт www.marusya.ru, по версии Rambler TOP100, стал самым посещаемым среди ресурсов, посвящённых литературе[1].
- Рекламная кампания книги была рассчитана на пользователей интернета. Издатели сделали ставку на создание сайта «Маруся.ру» и рекламу в социальных сетях. В итоге за 10 дней существования проекта сайт посетили больше 1,3 млн. человек.[2].
- Сразу после публикации книги стал выходить аудио-сериал «Маруся», который озвучил актёр Андрей Градобоев. Музыку к нему написал Роман Галушкин (DJ Агент Смит). 5 сентября 2009 года выпущен первый (подарочный) тираж аудиокниги «Маруся-1».
Создатели «Маруси» пытаются объявить себя продолжателями «Алисы». Но Алиса принадлежит миру исключительных, одарённых и трудолюбивых людей. А многочисленные авторы нового проекта в качестве героя нашего времени предлагают исключительно неодарённую Марусю, не любящую читать и учиться, зато обладающую богатым папой и гоночной машиной. Образование не стоит на повестке дня у этой девочки, потому что вокруг неё все умственные ростки вытоптаны: ботаны-вундеркинды слабоумны; учителя непорядочны; студентки безмозглы, как резиновые куклы, а студенты-мужчины — забитые животные. Описание летнего лагеря для одарённых детей и его руководителя, профессора Бунина, вызывает одно желание — немедленно эвакуировать детей из этого бедлама. Жизнь вокруг бедной Маруси напоминает мамонтову навозную кучу, вонючую и опасную, но которую нужно разгрести, чтобы найти там жемчужные зерна, — то есть могущественные предметы-артефакты, потому что без них умственно анемичные герои «Маруси» буквально ни на что не способны. Мозг у них — не ценность, в качестве оружия его можно использовать, только взрывая. Очевидно, что создателей этой тошнотворной книги объединяет глубокая психологическая травма, полученная во время обучения.
Такая книга может быть даже полезна современным русским детям, так как большинство современных успешных мультфильмов и книг принадлежит зарубежным авторам. Наши дети фактически не получают российского культурного воспитания, перенимая вместо этого некие зарубежные ценности. Такому проекту давно пора появиться, и у нас достаточно талантливых авторов, художников и дизайнеров, которые, работая совместно, могут его воплотить.
Изумительно, что Полина Волошина, известная в ЖЖ как samka, автор одного из остроумнейших блогов, инициатор акции „Муклы“ и вообще женщина-фейерверк, умудрилась, пусть и в соавторстве, написать такую скуууучнейшую, механистичную, лишённую живого слова и персонажа книгу для детей.
— «Что читать». № 6 (июнь) 2009
«Маруся» — довольно яркая книжка, по первым впечатлениям могу сказать, что эта книжка — в хорошем смысле конъюнктурная. Она вполне актуальна и соответствует своему времени, то есть эта книжка играет на нервах у времени.
— Сергей Шаргунов, публицист, писатель — «Взгляд»
Как предотвратить заболевание ОРВИ у ребенка. Какие меры профилактики наиболее действенны. Что делать, если ребенок все-таки заболел ОРВИ. Какие средства помогут быстрее справиться с вирусной . . .
Какие виды бандажей для беременных бывают. Как правильно подобрать и носить бандаж во время беременности. Когда нужно начинать использовать бандаж. Какие есть показания и противопоказания . . .