Ока — Википедия
Ока́ — река в европейской части России, крупнейший правый приток Волги. Длина — 1500 км[2]. Площадь водосборного бассейна — 245 тыс. км²[2]. Среднегодовой расход воды в районе города Горбатова — 1258 м³/с[3].
Карта реки Оки 1880 годаРека берёт начало из родника в деревне Александровка Глазуновского района Орловской области на высоте немногим более 221 м над уровнем моря[4]. Проходит по Среднерусской возвышенности, в верховьях имеет глубоко врезанную, преимущественно узкую речную долину со значительными уклонами.
Сначала течёт в северном направлении и в Орле сливается с Орликом, в Тульской области сливается с Упой, возле Калуги при слиянии с Угрой делает резкий поворот на восток и после протекания через Алексин и Тарусу снова поворачивает на север, затем около города Протвино опять поворачивает на восток.
На участке от Серпухова до Ступина примерно вдоль Оки проходит граница Московской и Тульской областей. Возле города Коломны сливается с Москвой-рекой и далее, делая излучину в 10 км восточней Луховиц (в месте впадения в неё реки Цны), течёт на юго-восток до Рязани.
В Рязанской области из-за холмистых местностей у Оки наблюдается заметная извилистость. Возле слияния с Проней Ока, делая излучину, поворачивает направо, а после слияния с Парой опять течёт на север, делая возле Касимова большую излучину. Ниже на территории Ермишинского района в Оку впадает Мокша, а на территории Касимовского района — река Унжа.
Далее с заметными излучинами течёт, разделяя Владимирскую и Нижегородскую области, где протекает через Муром, Павлово (в Павловском районе в неё впадает Клязьма), Дзержинск. В конце своего течения Ока доходит до Нижнего Новгорода, где впадает в Волгу.
Высота устья — 64 м над уровнем моря[5].
Максимальная ширина поймы в среднем течении, в месте впадения Пры, — около 2,5 км.
По мнению М. Фасмера, название Ока родственно готск. аƕа «река», др.-в.-нем. аhа, ср.-в.-нем. аhе «вода, река», нов.-в.-н. Аа — название реки в Вестфалии, Швейцарии; лат. aqua «вода»[6]. Современные исследователи приводят балтскую этимологию (от корня
Фасмер ставит под сомнение балтийское происхождение гидронима — связь с лит. akas «полынья», латыш. аkа «колодец». Совершенно невероятным он считает прибалтийско-финское или марийское происхождение гидронима (от фин. joki «река» или мар. aka «старшая сестра»)[6] — эти попытки объяснения отвергаются и некоторыми другими исследователями[8]. О. Н. Трубачёв полагает, что гидроним всё же скорее балтийского происхождения, поскольку это лучше объясняет форму Ока́[6]. Данное предположение подтверждается тем, что балты (голядь) в своё время (до славян) жили по верхнему течению реки[7].
Согласно ещё одной возможной версии (Х. Краэ), славяне адаптировали субстратный гидроним «древнеевропейского» типа:
Река течёт по Орловской, Тульской, Калужской, Московской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской областям.
Крупнейшие города на Оке, — Орёл, Калуга, Алексин, Серпухов, Кашира, Ступино, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород (в устье реки).
Ниже впадения реки Москвы на протяжении 100 км шлюзована. Плотины гидроузлов: Белоомутский, старый Кузьминский, (включает микро-ГЭС) и новый Кузьминский. В верхнем течении реки интересны остатки Вендеревской малой ГЭС, Шаховская малая ГЭС в Кромском районе Орловской области и плотина Орловского водохранилища. Из крупных водохранилищ в верхнем бассейне: Шатское, Черепетское, Щёкинское, небольшие Неручанское и Лубенское. В конце 1980-х годов планировалось строительство крупного Упертского водохранилища ёмкостью около 100 млн м³.
На правом берегу реки сохранились остатки древнерусского города-крепости Дивягорска. По предположению археологов, к XXI веку Ока смыла около 90 % древнего поселения.
По данным государственного водного реестра России Ока относится к Окскому бассейновому округу, речной бассейн — Ока, речной подбассейн — бассейны притоков Оки до впадения Мокши, водохозяйственный участок реки — Ока от истока до города Орла[2].
Код объекта в государственном водном реестре — 09010100112110000017555
Обслуживанием судоходства на участке от Калуги до канала Сейма занимается ФГУП «Канал имени Москвы»[10], от канала Сейма до устья — ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»[11].
Притоки[править | править код]
Крупнейшие (большие и средние) выделены жирным шрифтом.
(расстояние от устья)
Ока — исторически важный водный путь в европейской части России.
В Древней Руси Ока и её притоки были частью путей, соединяющих Дон с Волгой:
До 1860-х годах река Ока была судоходна от города Орла, но только вниз по течению, во время половодья или с использованием накопительных плотин.
В 1874—1900 годах создана первая лоция Оки (от Каширы до устья), которая в дальнейшем неоднократно обновлялась, постепенно «сдвигалась» вниз по течению.
В 1939 году вышла «Лоцманская карта реки Оки от с. Щурова (устье р. Москвы) до г. Калуги». В 1960—70-е годы она находилась у села Машковичи (1170 км).
До 1990-х годах река была судоходной до г. Чекалина (1200 км от устья).
В нынешнее время, условно, регулярное судоходство на реке Оке, в соответствии с «Перечнем водных путей» (распоряжение Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. № 1800-р) начинается от города Калуги, транзитное — от города Коломны (примерно от устья реки Москвы).
В 2006 году Ока исключена из «Программы обеспечения гарантированных габаритов фарватера», в 2007 году вновь включена в программу.
Ниже устья реки Москвы на протяжении 100 км река Ока шлюзована плотинами гидроузлов (Белоомутский и Кузьминский). До 2015 года глубины в судоходной части Оки достигались только, в основном, весной и осенью в период повышения уровня воды. С 2015 года, после реконструкции Кузьминского гидроузла, судоходство от Коломны до устья стало возможным в течение всей навигации.
Основные грузы: стройматериалы, лес, каменный уголь, нефтепродукты, машины. Местные пассажирские перевозки осуществляются на ограниченных участках реки ниже Калуги. Транзитное судоходство возможно на участке Оки от Коломны до Нижнего Новгорода. Речные круизы осуществляются по маршруту: Москва — Уфа, Москва — Нижний Новгород — Ярославль — Рыбинск — Москва (маршрут Московская кругосветка), а также Москва — Пермь и Москва — Астрахань.
Местное пассажирское судоходство осуществляется на теплоходах «Москвич» в пределах городского водохранилища города Орла.
На текущий момент[уточнить] транспортное и пассажирское судоходсство на Оке отсутствует (ориентировочно с 2005 года).[уточнить] Так же около 2006 года полностью прекращено массовое судоходство судов типа «Окский» и «Ока», которые составляли основную долю судоходства на Оке. Около 2006 года была такая информация: «ГУП «Канал имени Москвы», занимающееся обслуживанием судоходных путей Московского бассейна, объявило о невозможности поддержания гарантированных глубин на всем тысячедвухсоткилометровом судоходном участке реки Оки от г. Калуга до устья, а также на стасемидесятикилометровом участке реки Москва от шлюза КиМ № 8 до устья. Это означает прекращение обслуживания судоходных техническими участками пути. Судоходную обстановку уже сняли, дноуглубительные работы не проводятся. Судоходство присутствует лишь в самом нижнем течении у устья до затона Дуденёво.
По данным сайтов, отслеживающих трафик водного транспорта, на Оке в настоящий момент[уточнить] водного транспорта фактически нет, то же касается и нижнего течения реки Москвы.
Через реку наведено 72 постоянно действующих моста. Помимо этого работает около десятка паромных переправ.
Примерно с середины XX века Ока постепенно мелеет. В районе Каширы за этот период река обмелела на 2 метра, в Серпухове — на 1,6 метра[16]. В 2007 году из-за падения уровня воды в реке частично было приостановлено судоходство. Ситуация повторилась в 2014 и 2015 гг., отчего значительные убытки понесли туристическая отрасль и грузоперевозчики. Обмеление Оки крайне негативно сказывается на её ихтиофауне, началось исчезновение некоторых видов рыб[17]. В 2007 году на дноуглубительные работы были выделены средства из федерального бюджета, однако сами работы так и не были начаты
- ↑ Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 10. Верхне-Волжский район / под ред. В. П. Шабан. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 528 с.
- ↑ 1 2 3 4 Государственный водный реестр. Ока (рус.). textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
- ↑ 1 2 Oka at Gorbatov (англ.) (недоступная ссылка). UNESCO: Water resources. Дата обращения 9 декабря 2016. Архивировано 20 декабря 2016 года.
- ↑ Топографическая карта ГГЦ 1:25000 (неопр.). loadmap.net. Дата обращения 19 января 2019.
- ↑ Лист карты O-38-124 Балахна. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1985 год. Издание 1987 г.
- ↑ 1 2 3 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 3. — С. 127. (рус.). vasmer.narod.ru. Дата обращения 19 января 2019.
- ↑ 1 2 Тарасов И. М. Балты в миграциях Великого переселения народов. Ч. I. Галинды (неопр.). www.academia.edu. Дата обращения 19 января 2019.// Исторический формат, № 3-4, 2017. С. 95-124., стр. 98, 106—112.
- ↑ Поспелов Е. М. Географические названия Московской области: Топонимический словарь. — М.: АСТ, 2008. — С. 402. — 600 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-042560-0.
- ↑ Krahe H. Sprache und Vorzeit. Heidelberg, 1954. S. 53, 108—111; Напольских В. В. К реконструкции лингвистической карты Центра Европейской России в раннем железном веке (неопр.) (недоступная ссылка). www.molgen.org. Дата обращения 22 июля 2011. Архивировано 22 июля 2011 года. // Арт. № 4. — Сыктывкар, 2007. — С. 6—7. (номера страниц по электронной версии)
- ↑ Водные пути и флот (неопр.) (недоступная ссылка). ФГУП «Канал имени Москвы». Дата обращения 31 декабря 2017. Архивировано 16 октября 2014 года.
- ↑ Нижегородский РВПиС (неопр.). ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Дата обращения 31 декабря 2017.
- ↑ В водном реестре — «Река без названия, у с. Гавердово».
- ↑ Ока выведена из эксплуатации — Плавания и путешествия (англ.). Кают-Компания «Катера и Яхты». Дата обращения 13 сентября 2019.
- ↑ MarineTraffic: Global Ship Tracking Intelligence (неопр.). AIS Marine Traffic. Дата обращения 31 октября 2019.
- ↑ Сколько в городе мостов? (рус.). www.orel-story.ru. Дата обращения 19 января 2019., Орёл знакомый и незнакомый. Краеведческий портал
- ↑ Феклистов И. Ока мелеет из-за хищнической добычи песка (неопр.). Комсомольская правда (17 июля 2015). Дата обращения 31 декабря 2017. Архивировано 10 февраля 2016 года.
- ↑ Ока и Москва-река сильно обмелели в Подмосковье (неопр.). Интерфакс (5 декабря 2014). Дата обращения 31 декабря 2017. Архивировано 20 января 2016 года.
- ↑ Никифорова А. Ока гонит туристов (неопр.). Взгляд (27 июня 2007). Дата обращения 31 декабря 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
- Ситников Г. Г., Феденко И. И. Москва — Уфа: По плёсам пяти рек. — М.: Географгиз, 1954. — 200 с. — 15 000 экз. (в пер.)
- Соколовский Ю. Е. По Оке : Путеводитель / Рец.: А. И. Владимиров, Б. С. Хорев, И. К. Орфанов, Б. А. Кузьмин;. — М.: Транспорт, 1964. — 144, [30] с. — 8000 экз.
- Ростовцев М. И. На приокских просторах. — М.: Мысль, 1975. — 224, [24] с. — 65 000 экз. (обл.)
- Ростовцев М. И. Окские дали / Оформление художника И. Ф. Шипулина. — М.: Мысль, 1979. — 176, [16] с. — 100 000 экз. (обл.)
- Вагнер Георгий Карлович, Чугунов Сергей Васильевич. По Оке от Коломны до Мурома. — М.: Искусство, 1980. — 184 с., илл. — (Дороги к прекрасному). 75 000 экз.
- Рыжавский Г. Я. По Оке и её притокам. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 224 с. — (По родным просторам). — 50 000 экз. (обл.)
- Ока (река, приток р. Волги) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Ока // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- Ока, приток Волги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
ВАЗ-1111Э — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ВАЗ-1111Э — российская экспериментальная мелкосерийная модель электромобиля, созданного на базе микролитражного автомобиля Ока.
Электромобиль был разработан в 1992 году, спустя два года на Опытно-промышленном производстве (ОПП) АвтоВАЗа была выпущена серия в 20 машин.
Источниками питания являлись никель-кадмиевые аккумуляторные батареи НКП-120, собранные в трёх отдельных блоках. Один блок находится под капотом, второй под задним сиденьем (взамен бензобака), а третий — в багажнике, куда также было перемещено запасное колесо. Для увеличения пробега напряжение было поднято до 132 вольт. Общий вес батарей составил 315 кг, поэтому в подвеске были установлены более мощные пружины.
Запас хода при скорости 40 км/ч составляет около 110 км, время зарядки 8 часов (от обычной бытовой розетки 220 В).
Высокая стоимость батарей, которая составила 70 % от стоимости всей машины, а также ряд недостатков, присущих именно электромобилям, не позволили поставить модель на конвейер[1].
«Ока-электро» неоднократно участвовала в международных соревнованиях — ралли электромобилей, где неоднократно занимала призовые места[2].
| |||
|
Ока — все модели Oka 2020: характеристики, цены, модификации, видео, дилеры
Все модели Ока 2020 года: модельный ряд автомобилей Oka, цены, фото, обои, технические характеристики, модификации и комплектации, отзывы владельцев Ока, история марки Oka, обзор моделей Ока, видео тест драйвы, архив моделей Oka. Также вы здесь найдете скидки и горячие предложения от официальных дилеров Ока.Архив моделей марки Oka
История марки Oka / Ока
«Ока» — российский автомобиль особо малого класса, разработанный Волжским автомобильным заводом. Построенный в далеком 1939 году Серпуховский машиностроительный завод начал выпуск различных модификаций мотоколясок. Эти автомобили кинозритель видел в комедиях Леонида Гайдая. Там управлял мотоколяской «бывалый». Советские люди хотели получить микроавтомобиль более комфортабельный, чем известный украинский «Запорожец». Конструкторы Серпуховского машиностроительного завода разработали в 1981 году микроавтомобиль, на базе которого появилась впоследствии «Ока». Однако довести машину до серийного производства им не удалось, и усовершенствованием модели занялись специалисты с АвтоВАЗа. В 1983 году к разработке микроавтомобиля присоединились конструкторы КамАЗа. Так родился автомобиль ВАЗ-1111 под названием «Ока».
В 1984 году на АвтоВАЗе создали первую опытную микролитражку «Ока». В 1986 году был изготовлен автомобиль первой серии для людей с ограниченными возможностями. Опытные образцы «Оки» второй серии были сделаны в 1986 году, а год спустя появились автомобили 3-й серии. Массовое производство «Ока» стартовало в 1988 году на производственных мощностях Волжского автозавода. Сборка новинки параллельно проводилась на заводах в Серпухове и Набережных Челнах. Планы по производству микролитражки составили: 20000 авто в год в Тольятти, на Серпуховском машиностроительном заводе — 10000 автомобилей в год и в Набережных Челнах — 20000 в год. В 1995-м году сборку «Оки» на АвтоВАЗе остановили по причине низкой рентабельности производства. Выпуск автомобиля на двух остальных заводах продолжался.
С 1995 года, когда производство «Оки» было передано на Серпуховский машиностроительный завод, он получил новое имя – «Серпуховский Автомобильный Завод», СеАЗ. В 1996 году проведен первый независимый краш-тест «Оки», который показал, что малолитражка незначительно превосходит ВАЗовскую «Классику» по безопасности в случае ДТП. В 2007 году СеАЗ подписывает соглашение с компанией из Китая Tian Jin FAW, которая начинает поставлять силовые агрегаты для «Оки», удовлетворяющие по выбросам нормам Евро-2. Моторы китайской компании Tian Jin FAW улучшили динамические характеристики «Оки», уменьшили расход бензина и привели к повышению ресурса автомобиля. После модернизации «Ока» получила название SeAZ. Растущие затраты на производство и повышение конечной цены на продукт негативно отразились на продажах автомобилей СеАЗ. В 2008 году в связи со случившимся мировым кризисом сборка малолитражки полностью остановлена ввиду низкого покупательского спроса.
«КАМАЗ» возобновляет выпуск «Оки» в модернизированном виде
Хорошая новость для любителей небольшого и бюджетного автомобиля – как ранее сказали бы, «по просьбам трудящихся» принято решение восстановить производство малолитражки «Ока».
— Автомобиль подвергся серьезной модернизации, — признались в пресс-службе «КАМАЗа». – Прежде всего, по требованиям безопасности он будет оснащен не только ремнями, но и подушками безопасности для водителя и пассажира, сидящего впереди. Про остальные опции и усовершенствования мы расскажем позднее, поскольку еще идет согласование проектных документаций и решается вопрос применения комплектующих.
Официально характеристики обновленной «окушки» пока не разглашаются.Фото: Андрей ГРЕЧАННИК
Как удалось установить «КП» из собственных компетентных источников, разговоры про возобновление выпуска малолитражки шли давно, но новое эксклюзивное стратегическое партнерство между концерном «Даймлер АГ» и крупнейшим в России производителем грузовых автомобилей ПАО «КАМАЗ» позволило уже действовать. Конвейер по сборке «Оки» будут монтировать одновременно с другими линиями на строящемся заводе совместного производства кабин (производство каркасов и окраска) компаниями «КАМАЗ» и Daimler, чтобы загрузить его дополнительными обьемами.
Напомним, стратегическое партнерство между Daimler и «КАМАЗом» существует с 2008 года, и за это время превратилось в интенсивное сотрудничество с большим количеством успешных совместных проектов. К разработке технологий «News-Ока» приложили свои знания и умения и немецкие конструкторы, применив некоторые технологии, разработанные для производства легковых автомобилей марки «Мерседес-Бенц». Кроме того, в микролитражке, как и в новых грузовиках КАМАЗ, частично будут использоваться компоненты Даймлер, но только из легкового семейства, в первую очередь связанные с безопасностью водителя и пассажиров.
Конструкторы обещают, что новая модель удивит татарстанцев.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
По предварительным данным, новое чудо бюджетного автомобилестроения будет иметь следующие характеристики:
Двигатель объема — 1 л.
Колесная база – 4х2
Клиренс – 150 мм
Объем багажника – 200 л
Тип кузова – хэтчбэк
Система питания – электронная
Тип топлива – АИ-95
Привод – передний
Объем топливного бака – 40 л
Максимальная скорость, км/ч – 150 км/ч
Допустимая полная масса, кг — 1000 кг
Шины — 13-14
Время разгона (0-100 км/ч), с — 8 с
Расход топлива в городском цикле, л — 7 л
Расход топлива в смешанном цикле, л — 5 л.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Роботы атакуют поля Татарстана: один шаг до комбайна-беспилотника
Новая «Ока»: как можно сделать ее действительно бюджетной
Техника
Кузов и салон унифицированы с «Приорой»: это уменьшает и где-то исключает полностью затраты на дорогостоящую оснастку, а также позволит использовать уже освоенные в производстве кузовные элементы и, собственно, весь интерьер. «Приору» сложно назвать бедно оснащенной, поэтому технически «Ока» начальных комплектаций должна быть другой.
Необходимо экономить на всем. Очиститель ветрового стекла — по центру, с одной щеткой, возможно, зеркала заднего вида с регулировкой положения снаружи, неопускные стекла в задних дверях и т.д. Это же «Ока»! А вот богатые комплектации могли бы унаследовать все наработки «Приоры», и даже более. Никто не мешает создать «молодежные» версии с заводским обвесом, широкими возможностями для кастомайзинга и прочими радостями, доступными покупателям Opel Adam и прочих «малышей» в Европе. Все это недорого, но привлекательно.
Двигатель — двухцилиндровый, четырехтактный, расположен поперечно, конструктивно схожий с ВАЗ 11113. Т. е. половинка мотора 11183 или 11186 с балансировочным валом для снижения вибраций, объемом 798 см3 и с четырехклапанной головкой блока. Можно подумать над половинкой 1,8 л (0,9 л) и восьмиклапанной ГБЦ (по четыре клапана на цилиндр) для более оснащенных модификаций. Почему такая конструкция? Она позволит создать компактным моторно-трансмиссионный отсек и, соответственно, короткий капот и передний свес. КПП — механическая, четырехступенчатая или четырехступенчатая АМТ (то есть, «робот»), привод на передние колеса.
Автомобиль должен удовлетворять всем современным требованиям безопасности и экологичности и в начальной комплектации быть оборудован водительской подушкой безопасности. Полноразмерное запасное колесо можно разместить под задним пассажирским сидением слева, справа расположен топливный бак. Ширина кузова позволяет это сделать. Доступ к «запаске» осуществляется через заднюю левую дверь, с необходимостью откинуть подушку дивана и поднять грязезащитную шторку на спинку. Глушитель системы выпуска отработавших газов, полагаю, придется устанавливать продольно спереди или поперечно под полом багажника.
Подвеска передних колес – независимая, типа Макферсон, пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя – полузависимая, рычажная, пружинная с телескопическими амортизаторами. Диски колес на 12 дюймов.
Примерные параметры сведем в таблицу:
Основные параметры и характеристики автомобиля
Как предотвратить заболевание ОРВИ у ребенка. Какие меры профилактики наиболее действенны. Что делать, если ребенок все-таки заболел ОРВИ. Какие средства помогут быстрее справиться с вирусной . . .
Какие виды бандажей для беременных бывают. Как правильно подобрать и носить бандаж во время беременности. Когда нужно начинать использовать бандаж. Какие есть показания и противопоказания . . .