Ока — Википедия
Ока́ — река в европейской части России, крупнейший правый приток Волги. Длина — 1500 км[2]. Площадь водосборного бассейна — 245 тыс. км²[2]. Среднегодовой расход воды в районе города Горбатова — 1258 м³/с[3].


Река берёт начало из родника в деревне Александровка Глазуновского района Орловской области на высоте немногим более 221 м над уровнем моря[4]. Проходит по Среднерусской возвышенности, в верховьях имеет глубоко врезанную, преимущественно узкую речную долину со значительными уклонами.
Сначала течёт в северном направлении и в Орле сливается с Орликом, в Тульской области сливается с Упой, возле Калуги при слиянии с Угрой делает резкий поворот на восток и после протекания через Алексин и Тарусу снова поворачивает на север, затем около города Протвино опять поворачивает на восток.
На участке от Серпухова до Ступина примерно вдоль Оки проходит граница Московской и Тульской областей. Возле города Коломны сливается с Москвой-рекой и далее, делая излучину в 10 км восточней Луховиц (в месте впадения в неё реки Цны), течёт на юго-восток до Рязани.
В Рязанской области из-за холмистых местностей у Оки наблюдается заметная извилистость. Возле слияния с Проней Ока, делая излучину, поворачивает направо, а после слияния с Парой опять течёт на север, делая возле Касимова большую излучину. Ниже на территории Ермишинского района в Оку впадает Мокша, а на территории Касимовского района — река Унжа.
Далее с заметными излучинами течёт, разделяя Владимирскую и Нижегородскую области, где протекает через Муром, Павлово (в Павловском районе в неё впадает Клязьма), Дзержинск. В конце своего течения Ока доходит до Нижнего Новгорода, где впадает в Волгу.
Высота устья — 64 м над уровнем моря[5].
Максимальная ширина поймы в среднем течении, в месте впадения Пры, — около 2,5 км.
По мнению М. Фасмера, название Ока родственно готск. аƕа «река», др.-в.-нем. аhа, ср.-в.-нем. аhе «вода, река», нов.-в.-н. Аа — название реки в Вестфалии, Швейцарии; лат. aqua «вода»[6]. Современные исследователи приводят балтскую этимологию (от корня *Ak)[7].
Фасмер ставит под сомнение балтийское происхождение гидронима — связь с лит. akas «полынья», латыш. аkа «колодец». Совершенно невероятным он считает прибалтийско-финское или марийское происхождение гидронима (от фин. joki «река» или мар. aka «старшая сестра»)[6] — эти попытки объяснения отвергаются и некоторыми другими исследователями[8]. О. Н. Трубачёв полагает, что гидроним всё же скорее балтийского происхождения, поскольку это лучше объясняет форму Ока́[6]. Данное предположение подтверждается тем, что балты (голядь) в своё время (до славян) жили по верхнему течению реки
Согласно ещё одной возможной версии (Х. Краэ), славяне адаптировали субстратный гидроним «древнеевропейского» типа: Ока ← aqṷā «вода»[9]. В таком случае гидроним относится ко временам германо-балто-славяно-иллиро-венетской («древнеевропейской») языковой общности, и соотносить его нужно по меньшей мере со временами фатьяновской археологической культуры. Данная гипотеза, как видно, практически не противоречит версии Фасмера.
Река течёт по Орловской, Тульской, Калужской, Московской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской областям.

Крупнейшие города на Оке, — Орёл, Калуга, Алексин, Серпухов, Кашира, Ступино, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород (в устье реки).
Ниже впадения реки Москвы на протяжении 100 км шлюзована. Плотины гидроузлов: Белоомутский, старый Кузьминский, (включает микро-ГЭС) и новый Кузьминский. В верхнем течении реки интересны остатки Вендеревской малой ГЭС, Шаховская малая ГЭС в Кромском районе Орловской области и плотина Орловского водохранилища. Из крупных водохранилищ в верхнем бассейне: Шатское, Черепетское, Щёкинское, небольшие Неручанское и Лубенское. В конце 1980-х годов планировалось строительство крупного Упертского водохранилища ёмкостью около 100 млн м³.
На правом берегу реки сохранились остатки древнерусского города-крепости Дивягорска. По предположению археологов, к XXI веку Ока смыла около 90 % древнего поселения.

По данным государственного водного реестра России Ока относится к Окскому бассейновому округу, речной бассейн — Ока, речной подбассейн — бассейны притоков Оки до впадения Мокши, водохозяйственный участок реки — Ока от истока до города Орла[2].
Код объекта в государственном водном реестре — 09010100112110000017555[2].
Обслуживанием судоходства на участке от Калуги до канала Сейма занимается ФГУП «Канал имени Москвы»[10], от канала Сейма до устья — ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»[11].
Притоки[править | править код]
Крупнейшие (большие и средние) выделены жирным шрифтом.
(расстояние от устья)
Ока — исторически важный водный путь в европейской части России.
В Древней Руси Ока и её притоки были частью путей, соединяющих Дон с Волгой:
До 1860-х годах река Ока была судоходна от города Орла, но только вниз по течению, во время половодья или с использованием накопительных плотин.
В 1874—1900 годах создана первая лоция Оки (от Каширы до устья), которая в дальнейшем неоднократно обновлялась, постепенно «сдвигалась» вниз по течению.
В 1939 году вышла «Лоцманская карта реки Оки от с. Щурова (устье р. Москвы) до г. Калуги». В 1960—70-е годы она находилась у села Машковичи (1170 км).
До 1990-х годах река была судоходной до г. Чекалина (1200 км от устья).
В нынешнее время, условно, регулярное судоходство на реке Оке, в соответствии с «Перечнем водных путей» (распоряжение Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. № 1800-р) начинается от города Калуги, транзитное — от города Коломны (примерно от устья реки Москвы).
В 2006 году Ока исключена из «Программы обеспечения гарантированных габаритов фарватера», в 2007 году вновь включена в программу.
Ниже устья реки Москвы на протяжении 100 км река Ока шлюзована плотинами гидроузлов (Белоомутский и Кузьминский). До 2015 года глубины в судоходной части Оки достигались только, в основном, весной и осенью в период повышения уровня воды. С 2015 года, после реконструкции Кузьминского гидроузла, судоходство от Коломны до устья стало возможным в течение всей навигации.
Основные грузы: стройматериалы, лес, каменный уголь, нефтепродукты, машины. Местные пассажирские перевозки осуществляются на ограниченных участках реки ниже Калуги. Транзитное судоходство возможно на участке Оки от Коломны до Нижнего Новгорода. Речные круизы осуществляются по маршруту: Москва — Уфа, Москва — Нижний Новгород — Ярославль — Рыбинск — Москва (маршрут Московская кругосветка), а также Москва — Пермь и Москва — Астрахань.
Местное пассажирское судоходство осуществляется на теплоходах «Москвич» в пределах городского водохранилища города Орла.
На текущий момент[уточнить] транспортное и пассажирское судоходсство на Оке отсутствует (ориентировочно с 2005 года).[уточнить] Так же около 2006 года полностью прекращено массовое судоходство судов типа «Окский» и «Ока», которые составляли основную долю судоходства на Оке. Около 2006 года была такая информация: «ГУП «Канал имени Москвы», занимающееся обслуживанием судоходных путей Московского бассейна, объявило о невозможности поддержания гарантированных глубин на всем тысячедвухсоткилометровом судоходном участке реки Оки от г. Калуга до устья, а также на стасемидесятикилометровом участке реки Москва от шлюза КиМ № 8 до устья. Это означает прекращение обслуживания судоходных техническими участками пути. Судоходную обстановку уже сняли, дноуглубительные работы не проводятся. Судоходство присутствует лишь в самом нижнем течении у устья до затона Дуденёво.
По данным сайтов, отслеживающих трафик водного транспорта, на Оке в настоящий момент[уточнить] водного транспорта фактически нет, то же касается и нижнего течения реки Москвы.[14]
Через реку наведено 72 постоянно действующих моста. Помимо этого работает около десятка паромных переправ.
Примерно с середины XX века Ока постепенно мелеет. В районе Каширы за этот период река обмелела на 2 метра, в Серпухове — на 1,6 метра[16]. В 2007 году из-за падения уровня воды в реке частично было приостановлено судоходство. Ситуация повторилась в 2014 и 2015 гг., отчего значительные убытки понесли туристическая отрасль и грузоперевозчики. Обмеление Оки крайне негативно сказывается на её ихтиофауне, началось исчезновение некоторых видов рыб
- ↑ Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 10. Верхне-Волжский район / под ред. В. П. Шабан. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 528 с.
- ↑ 1 2 3 4 Государственный водный реестр. Ока (рус.). textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
- ↑ 1 2 Oka at Gorbatov (англ.) (недоступная ссылка). UNESCO: Water resources.
- ↑ Топографическая карта ГГЦ 1:25000 (неопр.). loadmap.net. Дата обращения 19 января 2019.
- ↑ Лист карты O-38-124 Балахна. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1985 год. Издание 1987 г.
- ↑ 1 2 3 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 3. — С. 127. (рус.). vasmer.narod.ru. Дата обращения 19 января 2019.
- ↑ 1 2 Тарасов И. М. Балты в миграциях Великого переселения народов. Ч. I. Галинды (неопр.). www.academia.edu. Дата обращения 19 января 2019.// Исторический формат, № 3-4, 2017. С. 95-124., стр. 98, 106—112.
- ↑ Поспелов Е. М.
- ↑ Krahe H. Sprache und Vorzeit. Heidelberg, 1954. S. 53, 108—111; Напольских В. В. К реконструкции лингвистической карты Центра Европейской России в раннем железном веке (неопр.) (недоступная ссылка). www.molgen.org. Дата обращения 22 июля 2011. Архивировано 22 июля 2011 года. // Арт. № 4. — Сыктывкар, 2007. — С. 6—7. (номера страниц по электронной версии)
- ↑ Водные пути и флот (неопр.) (недоступная ссылка). ФГУП «Канал имени Москвы». Дата обращения 31 декабря 2017. Архивировано 16 октября 2014 года.
- ↑ Нижегородский РВПиС (неопр.). ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Дата обращения 31 декабря 2017.
- ↑ В водном реестре — «Река без названия, у с. Гавердово».
- ↑ Ока выведена из эксплуатации — Плавания и путешествия (англ.). Кают-Компания «Катера и Яхты». Дата обращения 13 сентября 2019.
- ↑ MarineTraffic: Global Ship Tracking Intelligence (неопр.). AIS Marine Traffic. Дата обращения 31 октября 2019.
- ↑ Сколько в городе мостов? (рус.). www.orel-story.ru. Дата обращения 19 января 2019., Орёл знакомый и незнакомый. Краеведческий портал
- ↑ Феклистов И. Ока мелеет из-за хищнической добычи песка (неопр.). Комсомольская правда (17 июля 2015). Дата обращения 31 декабря 2017. Архивировано 10 февраля 2016 года.
- ↑ Ока и Москва-река сильно обмелели в Подмосковье (неопр.). Интерфакс (5 декабря 2014). Дата обращения 31 декабря 2017. Архивировано 20 января 2016 года.
- ↑ Никифорова А. Ока гонит туристов (неопр.). Взгляд (27 июня 2007). Дата обращения 31 декабря 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
- Ситников Г. Г., Феденко И. И. Москва — Уфа: По плёсам пяти рек. — М.: Географгиз, 1954. — 200 с. — 15 000 экз. (в пер.)
- Соколовский Ю. Е. По Оке : Путеводитель / Рец.: А. И. Владимиров, Б. С. Хорев, И. К. Орфанов, Б. А. Кузьмин;. — М.: Транспорт, 1964. — 144, [30] с. — 8000 экз.
- Ростовцев М. И. На приокских просторах. — М.: Мысль, 1975. — 224, [24] с. — 65 000 экз. (обл.)
- Ростовцев М. И. Окские дали / Оформление художника И. Ф. Шипулина. — М.: Мысль, 1979. — 176, [16] с. — 100 000 экз. (обл.)
- Вагнер Георгий Карлович, Чугунов Сергей Васильевич. По Оке от Коломны до Мурома. — М.: Искусство, 1980. — 184 с., илл. — (Дороги к прекрасному). 75 000 экз.
- Рыжавский Г. Я. По Оке и её притокам. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 224 с. — (По родным просторам). — 50 000 экз. (обл.)
- Ока (река, приток р. Волги) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Ока // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- Ока, приток Волги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
ВАЗ-1111Э — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ВАЗ-1111Э — российская экспериментальная мелкосерийная модель электромобиля, созданного на базе микролитражного автомобиля Ока.
Электромобиль был разработан в 1992 году, спустя два года на Опытно-промышленном производстве (ОПП) АвтоВАЗа была выпущена серия в 20 машин.

Источниками питания являлись никель-кадмиевые аккумуляторные батареи НКП-120, собранные в трёх отдельных блоках. Один блок находится под капотом, второй под задним сиденьем (взамен бензобака), а третий — в багажнике, куда также было перемещено запасное колесо. Для увеличения пробега напряжение было поднято до 132 вольт. Общий вес батарей составил 315 кг, поэтому в подвеске были установлены более мощные пружины.
Запас хода при скорости 40 км/ч составляет около 110 км, время зарядки 8 часов (от обычной бытовой розетки 220 В).
Высокая стоимость батарей, которая составила 70 % от стоимости всей машины, а также ряд недостатков, присущих именно электромобилям, не позволили поставить модель на конвейер[1].
«Ока-электро» неоднократно участвовала в международных соревнованиях — ралли электромобилей, где неоднократно занимала призовые места[2].
![]() | |||
---|---|---|---|
| |||
|
Ока — все модели Oka 2020: характеристики, цены, модификации, видео, дилеры
Архив моделей марки Oka
История марки Oka / Ока
«Ока» — российский автомобиль особо малого класса, разработанный Волжским автомобильным заводом. Построенный в далеком 1939 году Серпуховский машиностроительный завод начал выпуск различных модификаций мотоколясок. Эти автомобили кинозритель видел в комедиях Леонида Гайдая. Там управлял мотоколяской «бывалый». Советские люди хотели получить микроавтомобиль более комфортабельный, чем известный украинский «Запорожец». Конструкторы Серпуховского машиностроительного завода разработали в 1981 году микроавтомобиль, на базе которого появилась впоследствии «Ока». Однако довести машину до серийного производства им не удалось, и усовершенствованием модели занялись специалисты с АвтоВАЗа. В 1983 году к разработке микроавтомобиля присоединились конструкторы КамАЗа. Так родился автомобиль ВАЗ-1111 под названием «Ока».
В 1984 году на АвтоВАЗе создали первую опытную микролитражку «Ока». В 1986 году был изготовлен автомобиль первой серии для людей с ограниченными возможностями. Опытные образцы «Оки» второй серии были сделаны в 1986 году, а год спустя появились автомобили 3-й серии. Массовое производство «Ока» стартовало в 1988 году на производственных мощностях Волжского автозавода. Сборка новинки параллельно проводилась на заводах в Серпухове и Набережных Челнах. Планы по производству микролитражки составили: 20000 авто в год в Тольятти, на Серпуховском машиностроительном заводе — 10000 автомобилей в год и в Набережных Челнах — 20000 в год. В 1995-м году сборку «Оки» на АвтоВАЗе остановили по причине низкой рентабельности производства. Выпуск автомобиля на двух остальных заводах продолжался.
С 1995 года, когда производство «Оки» было передано на Серпуховский машиностроительный завод, он получил новое имя – «Серпуховский Автомобильный Завод», СеАЗ. В 1996 году проведен первый независимый краш-тест «Оки», который показал, что малолитражка незначительно превосходит ВАЗовскую «Классику» по безопасности в случае ДТП. В 2007 году СеАЗ подписывает соглашение с компанией из Китая Tian Jin FAW, которая начинает поставлять силовые агрегаты для «Оки», удовлетворяющие по выбросам нормам Евро-2. Моторы китайской компании Tian Jin FAW улучшили динамические характеристики «Оки», уменьшили расход бензина и привели к повышению ресурса автомобиля. После модернизации «Ока» получила название SeAZ. Растущие затраты на производство и повышение конечной цены на продукт негативно отразились на продажах автомобилей СеАЗ. В 2008 году в связи со случившимся мировым кризисом сборка малолитражки полностью остановлена ввиду низкого покупательского спроса.
«КАМАЗ» возобновляет выпуск «Оки» в модернизированном виде
Хорошая новость для любителей небольшого и бюджетного автомобиля – как ранее сказали бы, «по просьбам трудящихся» принято решение восстановить производство малолитражки «Ока».
— Автомобиль подвергся серьезной модернизации, — признались в пресс-службе «КАМАЗа». – Прежде всего, по требованиям безопасности он будет оснащен не только ремнями, но и подушками безопасности для водителя и пассажира, сидящего впереди. Про остальные опции и усовершенствования мы расскажем позднее, поскольку еще идет согласование проектных документаций и решается вопрос применения комплектующих.

Официально характеристики обновленной «окушки» пока не разглашаются.Фото: Андрей ГРЕЧАННИК
Как удалось установить «КП» из собственных компетентных источников, разговоры про возобновление выпуска малолитражки шли давно, но новое эксклюзивное стратегическое партнерство между концерном «Даймлер АГ» и крупнейшим в России производителем грузовых автомобилей ПАО «КАМАЗ» позволило уже действовать. Конвейер по сборке «Оки» будут монтировать одновременно с другими линиями на строящемся заводе совместного производства кабин (производство каркасов и окраска) компаниями «КАМАЗ» и Daimler, чтобы загрузить его дополнительными обьемами.
Напомним, стратегическое партнерство между Daimler и «КАМАЗом» существует с 2008 года, и за это время превратилось в интенсивное сотрудничество с большим количеством успешных совместных проектов. К разработке технологий «News-Ока» приложили свои знания и умения и немецкие конструкторы, применив некоторые технологии, разработанные для производства легковых автомобилей марки «Мерседес-Бенц». Кроме того, в микролитражке, как и в новых грузовиках КАМАЗ, частично будут использоваться компоненты Даймлер, но только из легкового семейства, в первую очередь связанные с безопасностью водителя и пассажиров.

Конструкторы обещают, что новая модель удивит татарстанцев.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
По предварительным данным, новое чудо бюджетного автомобилестроения будет иметь следующие характеристики:
Двигатель объема — 1 л.
Колесная база – 4х2
Клиренс – 150 мм
Объем багажника – 200 л
Тип кузова – хэтчбэк
Система питания – электронная
Тип топлива – АИ-95
Привод – передний
Объем топливного бака – 40 л
Максимальная скорость, км/ч – 150 км/ч
Допустимая полная масса, кг — 1000 кг
Шины — 13-14
Время разгона (0-100 км/ч), с — 8 с
Расход топлива в городском цикле, л — 7 л
Расход топлива в смешанном цикле, л — 5 л.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Роботы атакуют поля Татарстана: один шаг до комбайна-беспилотника
Новая «Ока»: как можно сделать ее действительно бюджетной
Техника
Кузов и салон унифицированы с «Приорой»: это уменьшает и где-то исключает полностью затраты на дорогостоящую оснастку, а также позволит использовать уже освоенные в производстве кузовные элементы и, собственно, весь интерьер. «Приору» сложно назвать бедно оснащенной, поэтому технически «Ока» начальных комплектаций должна быть другой.
Необходимо экономить на всем. Очиститель ветрового стекла — по центру, с одной щеткой, возможно, зеркала заднего вида с регулировкой положения снаружи, неопускные стекла в задних дверях и т.д. Это же «Ока»! А вот богатые комплектации могли бы унаследовать все наработки «Приоры», и даже более. Никто не мешает создать «молодежные» версии с заводским обвесом, широкими возможностями для кастомайзинга и прочими радостями, доступными покупателям Opel Adam и прочих «малышей» в Европе. Все это недорого, но привлекательно.
Двигатель — двухцилиндровый, четырехтактный, расположен поперечно, конструктивно схожий с ВАЗ 11113. Т. е. половинка мотора 11183 или 11186 с балансировочным валом для снижения вибраций, объемом 798 см3 и с четырехклапанной головкой блока. Можно подумать над половинкой 1,8 л (0,9 л) и восьмиклапанной ГБЦ (по четыре клапана на цилиндр) для более оснащенных модификаций. Почему такая конструкция? Она позволит создать компактным моторно-трансмиссионный отсек и, соответственно, короткий капот и передний свес. КПП — механическая, четырехступенчатая или четырехступенчатая АМТ (то есть, «робот»), привод на передние колеса.
Автомобиль должен удовлетворять всем современным требованиям безопасности и экологичности и в начальной комплектации быть оборудован водительской подушкой безопасности. Полноразмерное запасное колесо можно разместить под задним пассажирским сидением слева, справа расположен топливный бак. Ширина кузова позволяет это сделать. Доступ к «запаске» осуществляется через заднюю левую дверь, с необходимостью откинуть подушку дивана и поднять грязезащитную шторку на спинку. Глушитель системы выпуска отработавших газов, полагаю, придется устанавливать продольно спереди или поперечно под полом багажника.
Подвеска передних колес – независимая, типа Макферсон, пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя – полузависимая, рычажная, пружинная с телескопическими амортизаторами. Диски колес на 12 дюймов.
Примерные параметры сведем в таблицу:
Основные параметры и характеристики автомобиля
Содержание цена, фото, плюсы и минусыДизайн и стильИнтерьерИнформационно-развлекательная системаПроизводительностьВождение и управлениеРасходыИтогиLamborghini Aventador — Lamborghini AventadorИсторияМодели Aventador LP700-4 (2011–2016) ХарактеристикиДвигательПроизводительность Aventador LP700-4 Roadster (2013–2016) Aventador SuperVeloce . . .
Содержание Самые мощные внедорожники всех времен: ТОП-10Эти джипы никому не перебороть в скорости и мощи – рейтинг 10. Mercedes Benz G 55 AMG Mansory G-Couture . . .