M8 (бронеавтомобиль) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. M8.M8 | |
---|---|
Боевая масса, т | 7,81 |
Экипаж, чел. | 4 |
Производитель | Ford |
Годы производства | 1943—1944 |
Годы эксплуатации | с 1943 |
Количество выпущенных, шт. | 8523 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 5003 |
Ширина, мм | 2540 |
Высота, мм | 2235 |
База, мм | 3251 |
Колея, мм | 1930 |
Клиренс, мм | 285 |
Тип брони | стальная катаная и литая гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 13 / 60° — 19 / 45° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 16 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 10 / 22° |
Корма корпуса, мм/град. | 10 / 0° |
Днище, мм | 6 |
Крыша корпуса, мм | 6 |
Лоб башни, мм/град. | 19 / 15° |
Маска орудия, мм/град. | 25 / 0…60° |
Борт башни, мм/град. | 19 / 18° |
Корма башни, мм/град. | 19 / 17° |
Крыша башни, мм | 6 |
Калибр и марка пушки | 37-мм M6 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 56,6 |
Боекомплект пушки | 80 |
Углы ВН, град. | −10…+20 |
Прицелы | телескопический M70D |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4 |
Боекомплект пулемётов | 420 × 12,7-мм, 1575 × 7,62-мм |
Тип двигателя | рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Модель двигателя | Hercules JXD |
Мощность двигателя, л. с. | 110 |
Мощность двигателя, кВт | 81 |
Скорость по шоссе, км/ч | 88 |
Запас хода по шоссе, км | 400 |
Колёсная формула | 6 × 6 |
Тип подвески | на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах |
Преодолеваемый подъём, град. | 35 |
Преодолеваемый брод, м | 0,6 |
Медиафайлы на Викискладе |
M8 (англ. Light Armored Car M8), известный также под его британским названием «Грейхаунд»
Предпосылки к созданию[править | править код]
На протяжении межвоенного периода, в США был разработан ряд образцов бронеавтомобилей и других типов бронированных колёсных машин (БКМ), но в целом им уделялось сравнительно малое внимание по сравнению с гусеничными боевыми машинами. С 1919 года по начало 1930-х годов танкостроение США, прежде всего вследствие финансовых ограничений, ограничивалось постройкой прототипов, а в дальнейшем на основе изучения опыта Гражданской войны в Испании армией было сочтено, что колёсные машины обладают недостаточной для использования в современных боевых действиях проходимостью, по сравнению с гусеничными и полугусеничными, которым было отдано предпочтение. Разработка бронированных колёсных машин в основном велась по заказам кавалерии, чья доктрина предусматривала использование двух классов БКМ: разведывательных машин (англ. Scout Car) представлявших собой открытые сверху легкобронированные транспортёры для перевозки разведывательного отделения, вооружённые пулемётами на ручных открытых установках, и собственно бронеавтомобилей (англ. Armored Car), имевших башенную компоновку. Если первую роль выполняли M3, чьё серийное производство началось в 1937 году, то серийные бронеавтомобили Армии США к 1940 году были представлены лишь устаревшим M1, выпущенным в количестве 22 единиц в 1931—1937 годах
Официально в начале Второй мировой войны потребность в новом бронеавтомобиле армией не объявлялась[1], хотя отдельные разработки в этой области, с целью создания авиатранспортабельных бронемашин, всё же проводились с весны 1941 года[3]. Тем не менее, к 1941 году рядом фирм в США были в инициативном порядке разработаны свои проекты бронеавтомобилей. Частично это осуществлялась в рамках мобилизации промышленности, вне конкретных заказов армии, так как производственные возможности многих из предприятий автомобильной промышленности позволяли производить лишь колёсные, но не требуемые военными гусеничные или полугусеничные машины. Кроме того, возможным заказчиком, через программу ленд-лиза, являлась Великобритания, проявлявшая интерес к закупке в США средних и тяжёлых бронеавтомобилей
Gun Motor Carriage T21/22/23[править | править код]
История M8 началась с выдвижения Противотанковым Управлением (англ. Tank Destroyer Command) в июле 1941 года требования разработки лёгкой противотанковой САУ[сн 1]
В октябре 1941 года программа была утверждена и вскоре после вступления США в войну заказы на постройку прототипов были выданы фирме «Форд» и отделению «Фарго» фирмы «Крайслер», чьим проектам были присвоены обозначения, соответственно,
Armored Car T22[править | править код]
Первым был завершён прототип T22, 16 марта 1942 года доставленный для испытаний на Абердинский полигон и 19—20 марта своим ходом по пересечённой местности переведённый в Форт-Нокс для испытаний Бронетанковым комитетом (англ. Armored Force Board). Испытания прошли успешно и по их итогам было вынесено заключение, что после некоторой доработки T22 будет отвечать требованиям как Противотанкового Управления, так и кавалерии. В то же время, к бронеавтомобилю были высказаны серьёзные претензии: шасси, использовавшее конструктивную схему и компоненты коммерческого автомобиля, помогало обеспечить простоту и дешевизну производства, но в то же время обладало недостаточной, по мнению Бронетанкового комитета, проходимостью; кроме того, размеры машины позволяли разместить на ней только двухместную башню, в то время как предпочтительной считалась трёхместная. Тем не менее, ввиду срочной необходимости в бронеавтомобиле и с учётом опыта конструкторского отдела и производственных возможностей заводов «Форд», Армией США 21 апреля 1942 года, ещё до начала испытаний проектов конкурентов, для серийного производства был избран T21
Кавалерия, однако, не была довольна выбранной для неё машиной: в то время как ей требовался лёгкий бронеавтомобиль с лучшей подвижностью, чем у разведывательной машины M3, T22 оснащался тем же двигателем, что и последняя, но был на 40 % тяжелее, имея худшую проходимость на пересечённой местности. Однако ввиду проводящейся реорганизации кавалерийских подразделений, основной задачей которых оставлялась разведка, эти протесты были проигнорированы Бронетанковым комитетом[7]. Тем не менее, испытания прототипов в Форт-Ноксе выявили ряд недостатков T22, для устранения которых «Форд» был построен очередной, пятый, прототип, получивший обозначение T22E2. Доработанный прототип отличался изменённой конфигурацией корпуса в районе люков механика-водителя и его помощника, добавлением спонсонов корпуса под размещение радиостанций, а также рядом изменений в конструкции башни и орудийной установки[8]. Бронетанковый комитет настоял также на введении установки зенитного 12,7-мм пулемёта в кормовой части башни, изменении напряжения бортовой электросети с 6 на 12 вольт, а также оснащении T22E2 бензоэлектрическим агрегатом для питания радиостанций при отключённом двигателе[6]. 22 июня 1942 года T22 был принят на вооружение как стандартный, под обозначением «Лёгкий бронеавтомобиль M8» (англ. Light Armored Car M8)[8].
Серийное производство и дальнейшее развитие[править | править код]
После испытаний T22 в Форт-Ноксе, ещё до постройки прототипа T22E2, Бронетанковым комитетом было рекомендовано начать производство последнего, в количестве 2000 единиц для Противотанкового управления и 1534 — для кавалерии[8]. 1 мая 1942 года фирме «Форд» был выдан заказ на производство 5000 T22E2, однако переговоры относительно условий контракта затянули начало производства до 1943 года[9]. 9 октября 1942 года Противотанковый комитет предоставил результаты своих испытаний M8 и рекомендовал его принятие, с некоторыми доработками, на вооружение противотанковых батальонов. Рекомендации комитета включали изменения в механизмах наведения орудийной установки, органах управления механика-водителя и расположении [10]. В мае 1942 года M8 также предлагался Великобритании для производства и поставок по программе ленд-лиза, но британскую танковую комиссию не заинтересовал[8]. В то же время несмотря на рекомендацию Бронетанкового комитета и принятие M8 на вооружение, к концу лета 1942 года вопрос о выборе бронеавтомобиля для Армии США всё ещё оставался открытым: по заказу армии были разработаны пять типов бронеавтомобилей различной массы, в то время как мнения среди военного командования относительно требования к машинам этого типа расходились. Для изучения вопроса 14 октября 1942 года был сформирован Специальный бронетанковый комитет (англ. Special Armored Vehicles Board)[8].
Специальный бронетанковый комитет, после изучения имевшихся образцов бронеавтомобилей, вынес в декабре 1942 года заключение, что возлагаемые на бронеавтомобили задачи не требуют наличия нескольких типов машин и рекомендовал принятие на вооружение армии лишь одного образца, что встретило поддержку со стороны командования сухопутных сил армии. Комитет изначально противился принятию на вооружение любых бронеавтомобилей массой более и по итоговой рекомендации комитета, бронеавтомобиль для Армии США должен был иметь вооружение из 37-мм пушки и быть максимально лёгким, подвижным и дешёвым в производстве[11][12]. Из имевшихся образцов этим требованиям в наибольшей степени отвечал M8, хотя комитетом сразу же была рекомендована разработка более совершенного бронеавтомобиля[11][13]. Решение Сухопутных сил армии о принятии M8 как единственного типа бронеавтомобиля встретило неоднозначную оценку, так как ряд офицеров Бронетанковых сил выступал в поддержку более мощной машины, такой как T19 или T19E1, но все эти возражения были отвергнуты армейским руководством[11].
Производство M8 было начато на заводе «Форд» в Сент-Поле в марте 1943 года, в мае к выпуску присоединился завод в Чикаго. За время ожидания начала серийного производства M8, в конструкцию бронеавтомобиля был внесён ряд дополнительных изменений[9]. Из-за лёгкого бронирования машины и, как следствие, высокой вероятности получения боевых повреждений, желательной была признана установка самозатягивающихся (англ.)русск. топливных баков, которыми было решено оборудовать все отправляемые во фронтовые части M8[14]. По пожеланиям Противотанкового комитета были ликвидированы перископические смотровые приборы в крыше башни, а от самой крыши, на прототипах закрывавшей половину верха башни, оставлена лишь передняя часть. Ещё позднее, по настоянию Комитета вооружений, литая башня была заменена собиравшейся из катаных броневых листов сварной, хотя несколько из выпущенных в марте машин всё ещё имели литые башни[9].
Шкворневая установка зенитного пулемёта D67511По требованию кавалерии, M8 должен был оснащаться зенитной пулемётной установкой, поэтому с принятием M8 на вооружение была начата разработка установки 7,62-мм пулемёта M1919, в сентябре 1942 года заменённого на 12,7-мм M2. Заказ на разработку пулемётной установки был выдан Службе снабжения (англ. Service of Supply), однако к началу производства бронеавтомобиля установка всё ещё не была готова, хотя первый серийный M8 был вооружён сразу двумя зенитными пулемётами, оставшимися на нём после опытов. Кавалерия, со своей стороны, в августе 1943 года предложила оборудовать бронеавтомобиль кольцевой турельной установкой M32, предназначавшейся для грузовых автомобилей и успешно испытанной на M8. Это предложение было поддержано и Противотанковым комитетом, хотя последний до этого вовсе не был заинтересован в установке зенитного вооружения на свои M8, однако Комитет вооружений (англ. Ordnance Board) считал M32 неудовлетворительным из-за недостаточной жёсткости конструкции. В результате были начаты испытания альтернативных кольцевых турелей M49 и M49C, после которых 16 декабря 1943 года Комитет вооружений наконец утвердил установку последней на всех M8 нового выпуска[15].
M8 с кольцевой пулемётной установкой M50С этим решением, однако, история со вспомогательным вооружением M8 не закончилась и на серийных машинах принятие M49C отразиться не успело. К концу 1943 года фирмой «Форд» была разработана новая складная шкворневая пулемётная установка D67511, которую Комитет вооружений счёл более подходящей для M8 из-за меньшей массы[сн 2]. 18 апреля 1944 года Комитет вооружений утвердил D67511 к использованию на M8, отменив своё распоряжение о принятии M49C. Лишь после этого, более чем через год после начала серийного производства, M8 наконец начали штатно оборудоваться зенитным пулемётом. Позднее Комитетом вооружений были испытаны ещё две зенитные пулемётные устанковки для M8, но в итоге решено было оставить D67511 в качестве стандартной[14][15]. В ожидании начала установки зенитных пулемётов на M8, многие из кавалерийских частей, дислоцированных в Великобритании для высадки в Нормандии, силами полевых мастерских оснащали свои бронеавтомобили различными типами 12,7-мм шкворневых и кольцевых пулемётных установок. 23 августа 1944 года, ввиду высокой эффективности 12,7-мм пулемёта, проверенной в боях, Управлением вооружений на европейском театре военных действий была официально разрешена установка на M8 кольцевой установки M50, предназначавшейся для грузовых автомобилей[16].
Выпуск M8 по месяцам[17] | |||||||||||||||||||||||||||||
год / месяц | 1943 | 1944 | 1945 | всего | |||||||||||||||||||||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Число выпущенных | 15 | 31 | 110 | 169 | 512 | 314 | 803 | 545 | 1000 | 800 | 562 | 468 | 241 | 223 | 241 | 234 | 256 | 243 | 232 | 234 | 234 | 215 | 232 | 144 | 162 | 150 | 153 | 111 | 8634 |
M8 имеет компоновку с расположением моторного отделения в кормовой, отделения управления — в лобовой и боевого отделения — в башне в средней части машины. Экипаж бронеавтомобиля состоит из четырёх человек: механика-водителя, помощника водителя[сн 3], наводчика и командира, выполнявшего также функции заряжающего.
Броневой корпус и башня[править | править код]
M8 имеет дифференцированную противопульную бронезащиту. Корпус бронеавтомобиля представляет собой жёсткую несущую конструкцию, собранную при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной , , , и мм. Лобовая часть корпуса имеет клиновидную форму и состоит из верхнего бронелиста толщиной 13 мм, имеющего угол наклона в 60° к вертикали и нижнего, имеющего толщину 16 мм и угол наклона 30°. Борта корпуса собраны из 10-мм листов, расположенных под наклоном в 22°; в плане корпус имеет шестигранную форму. Корма корпуса выполнена из вертикального 10-мм бронелиста. Крыша корпуса собрана из 10-мм бронелистов и над отделением управления и моторным отделением имеет наклон в, соответственно, 83° и 86°; днище корпуса имеет толщину 6 мм. Над местами механика-водителя и помощника водителя расположена рубка, лобовая часть которой состоит из 19-мм листов и имеет наклон в 45°[18].
Башня бронеавтомобиля имеет коническую форму, собираясь при помощи сварки из 19-мм листов, имеющих переменный наклон от 15° в лобовой части, до 18° в бортах и 17° в корме. Башня в основном открыта сверху, за исключением передней части, закрытой 6-мм броневым козырьком. Орудийная амбразура башни закрыта литой броневой маской сложной формы, имеющей толщину в 25 мм[18]. Посадка и высадка механика-водителя и его помощника осуществляется через индивидуальные люки в рубке, состоящие из откидных верхней и передней створок, командира и наводчика — через открытый верх башни. Для доступа к агрегатам силовой установки служат люки в крыше моторного отделения; помимо этого, почти весь кормовой лист корпуса представляет собой броневые жалюзи системы охлаждения двигателя[19].
Противопожарное оборудование бронеавтомобиля ограничивалось переносным углекислотным 1,8-кг огнетушителем. Помимо этого, M8 комплектовался двумя 1,42-кг дегазационными приборами M2[18].
Вооружение[править | править код]
Вид на установку орудия; слева направо: телескопический прицел, 37-мм пушка и 7,62-мм спаренный пулемётОсновное вооружение M8 составляет 37-мм полуавтоматическая пушка M6. Пушка имеет ствол-моноблок длиной 53,5 калибров / 1854 мм и вертикальный клиновой затвор; противооткатные устройства орудия состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Техническая скорострельность орудия составляет до 30 выстрелов в минуту, хотя на практике этот показатель снижается в несколько раз[20][21]. Ведение огня из пушки и спаренного пулемёта осуществлялось при помощи ножного спуска[22]. Пушка размещена в лобовой части башни в спаренной с пулемётом установке M23A1, обеспечивающей им углы наведения в вертикальной плоскости от −10° до +20°; горизонтальное наведение осуществляется путём поворота башни. Приводы наведения орудия — ручные, при помощи винтовых механизмов. Машины раннего выпуска имели односкоростной привод горизонтального наведения, тогда как с конца августа 1943 года был введён двухступенчатый привод[18][22]. Для наведения орудия на цель используется телескопический оптический прицел M70D, имеющий увеличение 3× и поле зрения в 12°, неподвижную прицельную сетку и подсветку прицельной сетки и шкал для стрельбы в условиях пониженной освещённости[18][23].
Правая башенная боеукладкаБоекомплект орудия в базовом варианте бронеавтомобиля состоял из 80 унитарных выстрелов с калиберными бронебойными и осколочными снарядами, а также картечью. Вследствие низкой уже к 1943 году эффективности 37-мм пушки в борьбе с германской бронетехникой и особенностей тактического применения бронеавтомобилей, основную часть боекомплекта в период Второй мировой войны обычно составляли осколочные снаряды и картечь. Из состава боекомплекта, по 8 выстрелов размещались в боеукладках первой очереди по обоим бортам башни, остальные 64 выстрела размещаются в стеллажной боеукладке в правом спонсоне корпуса. В M8, производившихся для кавалерии, на месте стеллажной боеукладки размещалась вторая радиостанция, в результате чего боекомплект этих машин поначалу составлял лишь 16 выстрелов[22]. Ввиду явной неудовлетворительности такого решения, кавалерийские части самостоятельно устанавливали различные варианты боеукладки. С мая 1944 года в войсках начала практиковаться стандартизированная установка боеукладок на 18 выстрелов под каждой из радиостанций, что доводило боекомплект до 52 выстрелов, а с июля 1944 года — установка между сиденьями командира и наводчика и позади сиденья механика-водителя двух боеукладок на, соответственно, 20 и 43 выстрела, что почти доводило боекомплект пушки до первоначального уровня[16].
Боеприпасы пушки M6[20][24] | |||||||||
Тип снаряда | Марка снаряда | Длина выстрела, мм | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Марка взрывателя | Дульная скорость, м/с | ||
Бронебойный сплошной с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий | APC M51 Shot | 369 | 1,579 | 0,871 | — | — | 884 | ||
Бронебойный сплошной остроголовый, трассирующий | AP M74 Shot | 330 | 1,515 | 0,871 | — | — | 884 | ||
Осколочный | HE M63 Shell | 358 | 1,420 | 0,730 | 38 (тротил) | B.D. M58[сн 4] | 792 | ||
Картечь | Canister M2 | 369 | 1,583 | 0,857 | 122 стальные шариковые пули | — | 762 | ||
Учебный | TP M51A1 / M51A2 Shot[сн 5] | 321 / 369 | 1,514 / 1,538 | 0,849 / 0,871 | — | — | 792 |
Справа: Боеприпасы пушки M3:
|
Таблица бронепробития для пушки M6[20] | |||||
Снаряд \ Расстояние, м | |||||
Гомогенная сталь, мм | |||||
M51 Shot (угол встречи 60°) | 63[25] | 53; 55[25] | 46; 47[25] | 40 | 35 |
M51 Shot (угол встречи 30°)[26] | н/д | н/д | 20 | н/д | 17 |
Поверхностно закалённая сталь, мм | |||||
M51 Shot (угол встречи 60°) | н/д | 46 | 40 | 38 | 33 |
Стальная броня без указания типа, мм | |||||
M51 Shot (угол встречи 90°) | н/д | 61[21] | 55[27] | н/д | н/д |
M74 Shot (угол встречи 90°) | н/д | 36[21] | н/д | н/д | н/д |
M51 Shot (угол встречи 70°) | н/д | н/д | 53[28] | н/д | н/д |
M74 Shot (угол встречи 70°) | н/д | н/д | 25[28] | н/д | н/д |
Бронепробиваемость приводится по принятой в США методике измерения пробивной способности. Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным. |
Таблица бронепробития для пулемёта M2, мм[29] | |||||
Тип преграды \ Расстояние, м | |||||
Armor-Piercing M2 | |||||
Гомогенная сталь (угол встречи 90°) | н/д | 25 | 18 | 8 | |
Поверхностно закалённая сталь (угол встречи 90°) | н/д | 23 | 13 | 5 | |
Armor-Piercing-Incendiary M8, M20 | |||||
Гомогенная сталь (угол встречи 90°) | 22 | н/д | н/д | н/д | |
Поверхностно закалённая сталь (угол встречи 60°) | 16 | н/д | н/д | н/д | |
Бронепробиваемость приводится по принятой в США методике измерения пробивной способности |
Для самообороны экипажа, а также для ведения спешенного боя, M8 комплектовался четырьмя 7,62-мм самозарядными карабинами M1 и 400 патронами к ним, а также двенадцатью ручными гранатами и четырьмя дымовыми шашками M1 или M2. Помимо этого, в двух бортовых ящиках для снаряжения штатно могли перевозиться по три противотанковые мины M1A1 (англ.)русск., но в большинстве случаев эта возможность в войсках не использовалась, ввиду опасности для машины детонации находившихся вне защиты брони мин от огня противника.[18]
Средства наблюдения и связи[править | править код]
На марше механик-водитель и помощник водителя M8 могут вести обзор через открытые люки, тогда как для обзора в бою каждый из них располагал закрытой триплексным стеклоблоком смотровой щелью в крышке люка, а также двумя открытыми смотровыми щелями, в крышке люка и в борту рубки, закрывавшимися броневыми заслонками. Командир и наводчик, за исключением наблюдения через прицел для последнего, вовсе не имели иных средств наблюдения, кроме обзора через открытый верх башни[18][30].
Для внешней связи машины кавалерии стандартно оборудовались парой радиостанций SCR 506 и SCR 508. Часть машин раннего выпуска, из-за нехватки SCR 508, оборудовались вместо них комплектом из передатчика SCR 193 и приёмника SCR 312, некоторые машины также оборудовались вместо SCR 508 радиостанцией SCR 510. M8 для противотанковых частей оснащались лишь одной радиостанцией, модели SCR 608 или SCR 610[18][31]. Помимо этого, M8 комплектуются набором сигнальных флагов M238. Для внутренней связи бронеавтомобиль оснащён танковым переговорным устройством RC-99 на всех четверых членов экипажа[18][30].
Двигатель и трансмиссия[править | править код]
На M8 стандартно устанавливается рядный 6-цилиндровый автомобильный четырёхтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, фирмы «Геркулес», модели JXD. При рабочем объёме 5244 см³, JXD развивает максимальную мощность в 110 л. с. при 3200 об/мин и максимальный крутящий момент в 30 кгс·м (298 Н·м) при 1150 об/мин. Топливный бак, объёмом 212 литров, размещён в передней части моторного отделения; топливом для двигателя служит бензин с октановым числом не ниже 72. Два радиатора системы охлаждения двигателя с их вентиляторами располагаются в кормовой оконечности моторного отделения[18][19][32].
M8 имеет механическую трансмиссию, в состав которой входят[18][30]:
- Однодисковый главный фрикцион сухого трения
- Механическая пятиступенчатая () коробка передач с синхронизаторами и диапазоном от 6,499:1 до 1:1
- Карданный вал, соединяющий коробку передач с раздаточной коробкой
- Двухступенчатая раздаточная коробка Warner Gear Co. с постоянным зацеплением шестерен и передаточными числами 1,956:1 и 1:1
- Карданные валы, соединявшие раздаточную коробку с мостами
- Дифференциалы ведущих мостов с передаточным числом 6,667:1
Ходовая часть[править | править код]
Командно-штабная машина M20M20 — командно-штабная машина на базе M8. Выпущена 3791 единица.
Постройка зенитной самоходной установки (ЗСУ) на шасси M8 была предложена ещё в 1941 году, на начальной стадии разработки проекта бронеавтомобиля[5]. Нет данных о том, что разработка предложенной ЗСУ с вооружением из 20-мм автоматических пушек была начата, тогда как башня для пулемётной ЗСУ была создана фирмой W. L. Maxson в ноябре 1942 года. Прототип ЗСУ, получившей обозначение Самоходный многоствольный пулемёт T69 (англ. Multiple Gun Motor Carriage T69), был изготовлен W. L. Maxson и прибыл на Абердинский полигон в конце апреля — начале мая 1943 года. Вооружение T69 состояло из счетверённой установки 12,7-мм пулемётов M2, имевшей электроприводы вертикального и горизонтального наведения и размещавшейся в открытой сверху и частично спереди башне большего, чем на бронеавтомобиле, размера. Для питания электроприводов при отключённом основном двигателе, ЗСУ оборудовалась бензоэлектрическим агрегатом[33][34].
Испытания T69 стрельбой на Абердинском полигоне показали необходимость усиления пулемётной установки и креплений прицелов, а также изменения механизма сбора и удаления стреляных гильз. Комиссией полигона испытания ЗСУ результаты испытаний были признаны удовлетворительными, однако против принятия установки на вооружение высказался Комитет зенитной артиллерии (англ. Antiaircraft Artillery Board). По мнению комитета, T69 уступала в массе, проходимости, внутреннему объёму и точности огня уже выпускавшемуся серийно аналогу на полугусеничном шасси бронетранспортёра M3/M5 — ЗСУ M16/M17. Несмотря на то, что в пользу T69 высказывался отдел артиллерийско-технической службы Армии США, по мнению которого, новая ЗСУ имела ряд преимуществ перед M16/M17, разработка T69 была прекращена в марте 1944 года[33][34].
Мексиканские M-8, 1968M8 (САУ) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. M8.M8 | |
---|---|
Классификация | самоходная гаубица |
Боевая масса, т | 15,7 |
Компоновочная схема | отделение управления спереди, моторное сзади |
Экипаж, чел. | 4 |
Разработчик | Firestone Tire and Rubber Company[1] |
Производитель | корпус, шасси, двигатель и сборка: GMC Cadillac Motor Car Division[2][3] башня: GMC Fisher Body Ternstedt Manufacturing Division[4] орудие и боеприпасы: GMC Oldsmobile Forge Division, цеха №№ 34, 36 и 56[4][5] |
Годы производства | 1942—1944 |
Годы эксплуатации | 1943—1945 |
Количество выпущенных, шт. | 1778 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 4978 |
Ширина, мм | 2324 |
Высота, мм | 2718 |
Клиренс, мм | 356 |
Тип брони | стальная катаная гомогеная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 29 / 45° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 44 / 18° |
Борт корпуса, мм/град. | 25 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 25 / 50° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 25 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 25 / 17° |
Днище, мм | 10—13 |
Крыша корпуса, мм | 13 |
Лоб башни, мм/град. | 38 / 0…63° |
Маска орудия, мм/град. | 38 / 0…60° |
Борт башни, мм/град. | 25 / 20° |
Корма башни, мм/град. | 25 / 20° |
Крыша башни, мм | открытая |
Калибр и марка пушки | 75-мм M2 или M3 |
Тип пушки | гаубица |
Длина ствола, калибров | 15,9 |
Боекомплект пушки | 46 |
Углы ВН, град. | −20…+40 |
Дальность стрельбы, км | 8,8 |
Прицелы | M9 |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм M2HB |
Тип двигателя | спаренный |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 110 брит. л.с. |
Скорость по шоссе, км/ч | 56 |
Запас хода по шоссе, км | 161 |
Удельная мощность, л. с./т | 20,5 |
Тип подвески | попарно сблокированная, на горизонтальных пружинах |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,88 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,45 |
Преодолеваемый ров, м | 1,6 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
75-мм самоходная гаубица M8 «Скотт» (англ. 75 mm Howitzer Motor Carriage M8 Scott, в советской военной историографии классифицировалась как «лёгкий танк «Скотт»)[6] — самоходная артиллерийская установка США времён Второй мировой войны, класса самоходных гаубиц, лёгкая по массе. Создана в 1941—1942 годах на базе лёгкого танка M5 «Стюарт». За время серийного выпуска с сентября 1942 по январь 1944 года было произведено 1778 САУ M8, которая оказалась удачным использованием шасси устаревшего танка. M8 активно использовалась в боях в Европе в 1943—1945 годах, хотя к 1945 году была в основном заменена в войсках вариантом танка M4 «Шерман» со 105-мм гаубицей. Своё словесное наименование («Скотт»), традиционное для американской бронетехники,[7] получила в честь американского генерала времён американо-мексиканской войны и гражданской войны — Уинфилда Скотта.
Разработка лёгких САУ велась в США ещё с 1920-х годов, первоначально в качестве базовой машины использовались тракторные шасси, затем — шасси лёгкого танка T1. Однако, многочисленные проекты САУ того периода не вышли за стадию прототипов, как по причине скудного финансирования армии в годы Великой депрессии, так и из-за примитивности конструкции, в большинстве случаев заключавшейся в простой установке пушки на тракторном шасси с минимальным броневым прикрытием или вовсе без него[8].
Первая сравнительно современная САУ появилась в США только в 1939 году. 75-мм самоходная гаубица T3 (англ. 75mm Howitzer Motor Carriage T3) использовала значительно более совершенное шасси лёгкого танка M1, а её вооружение состояло из 75-мм лёгкой гаубицы M1, установленной в полностью закрытой рубке и 7,62-мм пулемёта, размещённого в маленькой башенке. Был построен один прототип T3, однако по результатам испытаний на вооружение она не была принята из-за слишком тесной рубки[9]. Однако сама компоновка была сочтена перспективной и работы в этом направлении продолжились. С принятием на вооружение в июне 1940 года танка M3, дальнейшие работы велись на его базе. В 1941—1942 годах велись работы по созданию САУ T18 и T52, а позднее — T41 (все три установки были разработаны и изготовлены инженерами компании «Файрстоун» в соответствии с рекомендациями, полученными от танкистов-испытателей Абердинского танкового полигона по опыту испытаний предыдущих моделей),[10] также размещавших орудие в неподвижной рубке, однако все работы по ним были прекращены с появлением T47[1].
В отличие от всех предыдущих проектов, на T47 орудие размещалось во вращающейся башне. Такая компоновка была признана значительно превосходящей более ранние проекты, работы по которым были прекращены[11]. Тем временем в апреле 1942 года было начато производство улучшенного варианта M3 — M5, на базе которого продолжилась дальнейшая разработка. Были опробованы несколько вариантов башни, в результате для производства была выбрана открытая сверху башня с ручным механизмом поворота и увеличенным с 1188 до 1384 мм по сравнению с базовым танком диаметром башенного погона. Гаубица M1 для установки в ней была модифицирована, получив обозначение M2. В мае 1942 года T47 был принят на вооружение под обозначением 75-мм самоходная гаубица M8 (англ. 75mm Howitzer Motor Carriage M8).
Первый прототип новой САУ успешно прошёл испытания на Абердинском испытательном полигоне в сентябре того же года, и после мелких доработок был уже вскоре запущен в производство. За время серийного выпуска, с сентября 1942 по январь 1944 года, детройтским заводом «Кадиллак» было произведено 1778 САУ M8 (орудийные башни к ним изготавливались там же в Детройте, на заводах «Тернштедт», исключение составляли орудия и боеприпасы к ним, поставлявшиеся из Лансинга, с завода «Олдсмобиль», — все указанные предприятия были филиалами одной и той же корпорации, — «Дженерал Моторс», — это упрощало и ускоряло производственный цикл), что сделало её второй по численности самоходной гаубицей США периода Второй мировой войны[12]. В ходе производства существенных изменений в конструкцию M8 не вносилось, если не считать замены гаубицы M2 на M3, имевшую лишь незначительные отличия производственного характера. На машинах поздних выпусков также были введены некоторые из внедрённых на модификации танка M5A1 улучшений — фальшборты на надгусеничных полках и дополнительные ящики на корме танка, а также специфическое для M8 размещение запасных траков снаружи на бортах башни.
Год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1942 | 1 | 24 | 101 | 247 | 373 | ||||||||
1943 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 62 | 62 | 62 | 62 | 62 | 60 | 1330 |
1944 | 75 | 75 | |||||||||||
Всего | 1778 |
M8 имела аналогичную базовому танку компоновку. По сравнению с M5, изменения коснулись лишь башни, боевого отделения и верхней лобовой детали. Экипаж САУ, как и базового танка, состоял из четырёх человек — водителя, помощника водителя, наводчика и командира, исполнявшего также обязанности заряжающего.
Броневой корпус и башня[править | править код]
Вооружение[править | править код]
Основным вооружением M8 являлась гаубица M2 или, на машинах поздних выпусков, M3, созданные на основе лёгкой полевой гаубицы M1. По баллистике, эти три орудия были идентичны друг другу; гаубицы M2 и M3 отличались между собой лишь противооткатными механизмами.
Боекомплект орудия состоял из 46 унитарных выстрелов. Ассортимент боеприпасов M2 и M3 был сокращён по сравнению с полевой гаубицей и включал в себя лишь осколочно-фугасные, кумулятивные и дымовые снаряды. Несмотря на унитарное заряжание, метательный заряд размещался в гильзе в картузах, что позволяло регулировать его мощность в зависимости от текущих задач, хотя и не столь гибко, как при раздельно-картузном заряжании. Метательный заряд состоял из базового картуза и трёх дополнительных, обозначавшихся цифрами от 1 (минимальный заряд) до 4 (максимальный).
Боеприпасы гаубиц M2 и M3[13] | ||||||
Тип снаряда | Марка | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Дульная скорость, м/с | Дальность табличная, м |
осколочно-фугасный | HE M48 Shell | 8,26 | 6,61 | 676 (тротил) | 381 (заряд № 4) | 8750 (заряд № 4) |
осколочно-фугасный | HE M41A1 Shell | 7,88 | 6,23 | 503 (тротил) | 381 (заряд № 4) | 8750 (заряд № 4) |
кумулятивно-трассирующий | HEAT-T M66 Shell | 7,39 | 5,93 | ? | 305 | 7200 |
дымовой | WP M64 Shell, Smoke | 8,56 | 6,91 | ? (белый фосфор) | 381 (заряд № 4) | 8750 (заряд № 4) |
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда M66 не зависит от дистанции, и составляет 91 мм гомогенной брони при встрече по нормали. |
Вспомогательным вооружением M8 служил 12,7-мм пулемёт «Браунинг» M2HB, закреплённый на кольцевой установке в кормовой части башни. Боекомплект пулемёта состоял из 400 патронов в лентах по 50 патронов. Основным назначением пулемёта являлась противовоздушная оборона, однако на практике, как и на другой американской бронетехнике, он обычно использовался против наземных целей.
Для самообороны экипажа, M8 в войсках США оснащалась 11,43-мм пистолетом-пулемётом Томпсона M1928A1, тремя 7,62-мм карабинами M1, 600 11,43-мм и 735 7,62-мм патронами к ним, а также восемью ручными гранатами.
Первые M8 появились в войсках США к началу Итальянской кампании, заменяя полугусеничные САУ M3 на шасси бронетранспортёра M3[14]. Хотя в качестве средства огневой поддержки M8 и уступала среднему танку M4 «Шерман» по ряду показателей, она значительно превосходила его в подвижности, а вдвое меньшая, чем у M4, масса позволяла M8 действовать в недоступной или малопригодной для более тяжёлой техники местности, что имело немалое значение в условиях гористого итальянского ландшафта. Благодаря этим качествам, M8 успешно использовались американскими войсками на итальянском театре военных действий до самого конца войны[14].
M8 применялись и в боевых действиях в Северо-Западной Европе в 1944—1945, однако к тому времени их роль в основном перешла к танкам M4(105) «Шерман», вооружённым 105-мм гаубицей и гораздо более подходившим для непосредственной огневой поддержки. M8 сохранялись лишь на вооружении кавалерийских разведывательных эскадронов. Некоторое количество этих САУ использовалось и на Тихоокеанском театре военных действий[15]. По программе ленд-лиза, 174 САУ M8 были также поставлены французским войскам, использовавшим их в боях в Северо-Западной Европе[15].
- ↑ 1 2 Chamberlain, Peter ; Ellis, Chris. British and American tanks of World War II: the complete illustrated history of British, American and Commonwealth tanks, gun motor carriages and special purpose vehicles, 1939-1945. (англ.) — Arco Publishing Company, 1969. — P.96,127 — 222 p.
- ↑ Green, Michael. American Tanks & AFVs of World War II. (англ.) — Botley, Oxford: Osprey Publishing, 2014. — P.317 — 376 p. — (General Military) — ISBN 978-1-78200-979-5.
- ↑ Doyle, David. Standard Catalog of U.S. Military Vehicles. (англ.) Архивная копия от 2 октября 2016 на Wayback Machine — 2nd ed. — Iola, WI: Krause Publications, 2003. — P.429 — 504 p. — ISBN 0-87349-508-X.
- ↑ 1 2 Hyde, Charles K. Arsenal of Democracy: The American Automobile Industry in World War II. (англ.) — Detroit, Mich.: Wayne State University Press, 2013. — P.129,166 — 264 p. — (Great Lakes Books) — ISBN 978-0-8143-3951-0.
- ↑ Earley, Helen J. ; Walkinshaw, James R. Oldsmobile: A War Years Pictorial. (англ.) — Lansing, MI: Earley Enterprises, 1997. — P.30,46,206 — 208 p. — ISBN 0-9657968-0-9.
- ↑ Самоходная артиллерийская установка. // Советская военная энциклопедия. / Под общ. ред. Н. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1979. — Т.7 — С.234 — 686 с.
- ↑ Практически любой образец бронетехники, при постановке его на вооружение Армии США получает словесное наименование по имени того или иного армейского генерала XIX — XX века.
- ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 317—319.
- ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 319.
- ↑ Hunnicutt, R. P.. Stuart: A History of the American Light Tank. (англ.) — Novato, Calif: Presidio Press, 1992. — P.320-321 — 512 p. — ISBN 0-89141-462-2.
- ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 322.
- ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 325.
- ↑ R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 499.
- ↑ 1 2 R.P. Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank, 1992, стр. 403.
- ↑ 1 2 М.Барятинский. Легкий танк «Стюарт». — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 2003, стр. 16
- М. Барятинский. Лёгкий танк «Стюарт». — Москва: Моделист-Конструктор, 2003. — 36 с. — (Бронеколлекция № 3 (48) / 2003).
- М. Барятинский. Бронетанковая техника США 1939-1945 гг. — Москва: Моделист-Конструктор, 1997. — 36 с. — (Бронеколлекция № 3 (12) / 1997).
- R.P.Hunnicutt. Stuart. A history of the American Light Tank. — Presidio Press, 1992. — 508 с. — ISBN 978-0-89141-462-9.
M8 на wwiivehicles.com
Диаметр отверстий под метрическую резьбу М1, М2, М3, М4, М5, М6, М8, М10, М12, М14, М16
В таблице указаны диаметры сверл и отверстий для нарезания метрической резьбы с крупным шагом.
Обозначение резьбы | Шаг резьбы, мм | Диаметр сверла под резьбу, мм | Диаметр отверстия под резьбу с полем допуска, мм | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
4H5H; 5H; 5H6H; 6H; 7H | 6G; 7G | 4H5H; 5H | 5H6H; 6H; 6G | 7H; 7G | |||
Номинальный | Предельные отклонения | ||||||
М1 | 0.25 | 0.75 | 0.75 | 0.77 | +0.04 | +0.06 | — |
М1.1 | 0.25 | 0.85 | 0.85 | 0.87 | +0.04 | +0.06 | — |
М1.2 | 0.25 | 0.95 | 0.95 | 0.97 | +0.04 | +0.06 | — |
М1.4 | 0.3 | 1.1 | 1.1 | 1.12 | +0.04 | +0.06 | — |
М1.6 | 0.35 | 1.25 | 1.25 | 1.27 | +0.05 | +0.07 | — |
М1.8 | 0.35 | 1.45 | 1.45 | 1.47 | +0.05 | +0.07 | — |
М2 | 0.4 | 1.6 | 1.6 | 1.62 | +0.06 | +0.08 | — |
М2.2 | 0.45 | 1.75 | 1.75 | 1.77 | +0.07 | +0.09 | — |
М2.5 | 0.45 | 2.05 | 2.05 | 2.07 | +0.07 | +0.09 | — |
М3 | 0.5 | 2.5 | 2.5 | 2.52 | +0.08 | +0.1 | +0.14 |
М3.5 | 0.6 | 2.9 | 2.9 | 2.93 | +0.08 | +0.11 | +0.15 |
М4 | 0.7 | 3.3 | 3.3 | 3.33 | +0.08 | +0.12 | +0.16 |
М4.5 | 0.75 | 3.75 | 3.7 | 3.73 | +0.09 | +0.13 | +0.18 |
М5 | 0.8 | 4.2 | 4.2 | 4.23 | +0.11 | +0.17 | +0.22 |
М6 | 1 | 5 | 4.95 | 5 | +0.17 | +0.2 | +0.26 |
М7 | 1 | 6 | 5.95 | 6 | +0.17 | +0.2 | +0.26 |
М8 | 1.25 | 6.8 | 6.7 | 6.75 | +0.17 | +0.2 | +0.26 |
М9 | 1.25 | 7.8 | 7.7 | 7.75 | +0.17 | +0.2 | +0.26 |
М10 | 1.5 | 8.5 | 8.43 | 8.5 | +0.19 | +0.22 | +0.3 |
М11 | 1.5 | 9.5 | 9.43 | 9.5 | +0.19 | +0.22 | +0.3 |
М12 | 1.75 | 10.2 | 10.2 | 10.25 | +0.21 | +0.27 | +0.36 |
М14 | 2 | 12 | 11.9 | 11.95 | +0.24 | +0.3 | +0.4 |
М16 | 2 | 14 | 13.9 | 13.95 | +0.24 | +0.3 | +0.4 |
М18 | 2.5 | 15.5 | 15.35 | 15.4 | +0.3 | +0.4 | +0.53 |
М20 | 2.5 | 17.5 | 17.35 | 17.4 | +0.3 | +0.4 | +0.53 |
М22 | 2.5 | 19.5 | 19.35 | 19.4 | +0.3 | +0.4 | +0.53 |
М24 | 3 | 21 | 20.85 | 20.9 | +0.3 | +0.4 | +0.53 |
М27 | 3 | 24 | 23.85 | 23.9 | +0.3 | +0.4 | +0.53 |
М30 | 3.5 | 26.5 | 26.3 | 26.35 | +0.36 | +0.48 | +0.62 |
М33 | 3.5 | 29.5 | 29.3 | 29.35 | +0.36 | +0.48 | +0.62 |
М36 | 4 | 32 | 31.8 | 31.85 | +0.36 | +0.48 | +0.62 |
М39 | 4 | 35 | 34.8 | 34.85 | +0.36 | +0.48 | +0.62 |
М42 | 4.5 | 37.5 | 37.25 | 37.3 | +0.41 | +0.55 | +0.73 |
М45 | 4.5 | 40.5 | 40.25 | 40.3 | +0.41 | +0.55 | +0.73 |
М48 | 5 | 43 | 42.7 | 42.8 | +0.45 | +0.6 | +0.8 |
М52 | 5 | 47 | 46.7 | 46.8 | +0.45 | +0.6 | +0.8 |
3М8 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 января 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 января 2018; проверки требуют 4 правки.3М8 | |
Основные характеристики | |
Назначение | Зенитная управляемая ракета |
Разработчик | ОКБ-8 |
Масса снаряженной, кг | 2455 |
Диаметр, мм | 850 |
Длина, мм | 8436 |
Размах крыла, мм | 2702 |
Размах рулей, м | 2206 |
Дальность пуска макс.: | |
в задней полусфере, км | до 25 |
в передней полусфере, км | до 50 |
Скорость полёта цели, км/ч | до 3600 |
Скорость полёта, М | 2,4..3 |
Боевая часть | осколочно-фугасная 3Н11 |
Наведение | комбинированное |
Взрыватель | радиокомандный 3Э26 |
Носители | 2П24 |
Модификации | 3М8М, 3М8М1, 3М8М2, 3М8М3 |
КС-40 (индекс ГРАУ — 3М8, по классификации НАТО — SA-4A) — советская зенитная управляемая ракета зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг».
Разработка ракеты для ЗРК 2К11 «Круг» была начата в Свердловском ОКБ-8 под руководством Л. В. Люльева[1]. Разработкой бортовой аппаратуры 1СБ7 занималось конструкторское бюро НИИ-20 под руководством Н. Я. Хитрова. В 1960 году были проведены бросковые запуски. К первым тестовым испытаниям ЗРК 2К11 ракета готова не была, поэтому запускались ракеты В-750 из состава ЗРК С-75[2]. К 1962 году основные проблемы, препятствующие использованию ракеты были устранены, далее ЗУР 3М8 проходила испытания в составе зенитно-ракетного комплекса[3].
Зенитная управляемая ракета 3М8 предназначена для использования в составе ЗРК 2К11. Ракета 3М8 имеет две ступени. Двухступенчатая конструкция обусловлена невозможностью работы маршевого двигателя при низких скоростях. Во второй ступени размещён маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель 3Ц4. В центральной части ступени расположена осколочно-фугасная боевая часть 3Н11, массой 150 кг, с радиовзрывателем 3Э26 и баллоном воздушного аккумулятора давления. В качестве окислителя используется воздух, в баках размещён керосин общей массой 270 кг, и изопропилнитрат массой 27 кг. Полный вес второй ступени составляет около 1400 кг. На первой ступени находятся стартовые твердотопливные ракетные двигатели 3Ц5 с зарядами 4Л11, состоящими из баллистического твёрдого топлива РСИ-12К, для разгона до числа Маха 1,5…2. Масса каждого заряда составляет 173 кг[1].
Управление производится поворотными крыльями, размещённых по Х-образной схеме. Крылья поворачиваются в диапазоне 28° с помощью гидропневматического привода. По +-образной схеме размещены стабилизаторы. Компоновка второй ступени с поворотным крылом обеспечивает создание достаточной тяги для взлёта ракеты при углах возвышения пусковой установки от 10° до 60°. Ракета позволяет поражать цели на дальностях от 11 до 45 км при высоте от 3 до 23,5 км. В модифицированных версиях зона поражения была расширена по максимальной дальности до 50 км, а по высоте поражения — до 24,5 км, кроме того появилась возможность вести стрельбу по целям вдогон на дальности до 20 км. Минимальные границы запуска ЗУР также были уменьшены по дальности до 6—7 км, а по высоте — 150 метров[1][4].
Круг-М[править | править код]
На базе ЗУР 3М8 разрабатывалась универсальная ракета для борьбы не только с самолётами, но и с баллистическими ракетами. В конструкцию ракеты были внедрены элементы ГСН от ЗУР 3М9, а также установлена новая боевая часть с направленным действием. ЗУР была способна поражать баллистические ракеты на дальности до 150 км. Однако, в связи с началом разработок комплекса С-300В работы в данном направлении были свёрнуты. Наименование «Круг-М» впоследствии получила модернизированная версия противосамолётного ЗРК 2К11М[4].
КС-42[править | править код]
Корабельная версия ракеты 3М8 для ЗРК М-31 морского базирования. Характеристики соответствовали базовому варианту[4].
Ракета-мишень[править | править код]
В 1994 году была продемонстрирована радиоуправляемая ракета-мишень 9М316М «Вираж».[5]
- ↑ 1 2 3 Василин Н.Я., Гуринович А.Л., Зенитные ракетные комплексы, стр. 212—214
- ↑ Давыдов М.В., Годы и люди, стр. 195
- ↑ Давыдов М.В., Годы и люди, стр. 196
- ↑ 1 2 3 Василин Н.Я., Гуринович А.Л., Зенитные ракетные комплексы, стр. 222—224
- ↑ Independent Belorussian Site — Russian Anti-Aircraft Missiles & Systems (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 марта 2013. Архивировано 27 марта 2013 года.
- Давыдов М. В. Часть 2. Зенитные ракетные системы // Годы и люди. — (из истории ОАО «НИЭМИ», электронная версия издания с исправлениями и дополнениями, внесенными в период 2002-2010 гг.). — Москва: Радио и связь, 2009. — ISBN 5-256-01601-6.
- Василин Н.Я., Гуринович А.Л. Самоходные зенитные ракетные комплексы // Зенитные ракетные комплексы. — Справочное издание. — Минск: Белорусский дом печати, 2001. — 461 с. — 11 000 экз.
Как предотвратить заболевание ОРВИ у ребенка. Какие меры профилактики наиболее действенны. Что делать, если ребенок все-таки заболел ОРВИ. Какие средства помогут быстрее справиться с вирусной . . .
Какие виды бандажей для беременных бывают. Как правильно подобрать и носить бандаж во время беременности. Когда нужно начинать использовать бандаж. Какие есть показания и противопоказания . . .