Что такое 8D-аудио — обсуждаем новый тренд / Аудиомания corporate blog / Habr
В сети набирает популярность 8D-музыка. На YouTube ролики с этими записями уже обладают сотнями тысячами просмотров. Сегодня расскажем, что такое 8D-аудио и как оно «устроено».
Фото Ludo Rouchy / CC BY
Что такое 8D-музыка
Хочется начать с того, чем 8D-музыка не является. Это не новый музыкальный жанр и даже не новая технология. Это метод постобработки аудиозаписи, когда диджеи берут уже существующий трек и микшируют его, создавая эффект движения звука вокруг слушателя.
По сути, 8D-аудио эмулирует звучание surround-формата Ambisonics. Последний подразумевает, что слушатель находится в центре «акустической сферы», по краям которой расставлены источники звука. Название 8D просто обозначает, что звук поступает с восьми направлений: слева, справа, спереди, сзади, плюс четыре их комбинации.
Сложно сказать, кто является создателем первой 8D-записи. Однако сегодня можно найти большое количество каналов на YouTube, авторы которых выкладывают подобную музыку. Один из самых крупных — 8D Tunes с пятью миллионами подписчиков. А вот пример его работы — 8D-вариант композиции Twenty One Pilots «Nico and the Niners».
Другой пример канала — AviionMusic, у которого сейчас 390 тысяч подписчиков.
Как это работает
Полости в ушной раковине человека имеют свои характеристики резонансов и отражений, которые зависят от частоты звуковой волны и угла её падения. Наш мозг способен замечать эти искажения и определять направление, откуда идет звук. Интенсивность искажений для каждого человека индивидуальна и описывается так называемой передаточной функцией головы (head-related transfer function, или HRTF). Используя фильтрацию, учитывающую передаточную функцию головы, и специальное программное обеспечение, можно создать эффект «перемещения» источника звука «вокруг» слушателя.
Чтобы эффект получился максимально реалистичным, нужно вычислять передаточную функцию для каждого человека индивидуально. Однако музыканты пользуются уже готовыми наборами HRTF, замеренными в безэховой камере (подробно о ней мы писали в одном из предыдущих материалов). Эти наборы легли в основу специальных фильтров для программ обработки звука, например Ambeo Orbit от Sennheiser.
Иногда для имитации расположения источников звука в пространстве при обработке аудио также используется эффект Хааса. Для этого в одном из двух стереоканалов дорожку «задерживают» на 5–30 мс. В результате звук, который достигнет нашего уха первым, будет казаться громче. Это создаст иллюзию перемещения источника звука влево или вправо.
Мнения о 8D-аудио
Слушатели оставляют неоднозначные отзывы об аудиозаписях с эффектом 8D. Есть те, кто сравнивает 8D-аудио с концертным звуком. Для некоторых новый эффект подобен явлению АСМР: люди слушают такие записи, чтобы расслабиться перед сном. Есть отзывы и о более необычной реакции на 8D-звуки: кому-то записи помогают избавиться от звона в ушах или боли.
Фото William Brawley / CC BY
Есть и люди, которые выступают с критикой 8D-музыки. В тематическом треде на Hacker News ряд комментаторов отметил, что подобные записи вызывают у них тошноту и головокружение. Вероятно, такая реакция связана с отличиями в HRTF. Усредненная передаточная функция, используемая для микширования 8D-композиций, не подходит для всех, поэтому прослушивание такого контента может вызывать неприятные ощущения.
Диджей и сооснователь музыкального портала Yousic сравнивает 8D-аудио с пинг-понгом, когда голос и мелодия прыгают из уха в ухо. По его словам, это мешает по-настоящему насладиться музыкой.
От 8D-аудио не в восторге и профессиональные звукорежиссёры. Главный саунд-дизайнер студии 740 Sound Крис Пинкстон (Chris Pinkston) тоже считает, что эффект 8D отвлекает от мелодии. Крис говорит, что сам никогда не стал бы использовать его в музыке. Однако по его мнению, популярность 8D-аудио в интернете легко объяснить. Слушатели слишком привыкли к стандартным стереозаписям, и теперь любая пространственная обработка аудио кажется им необычной и привлекательной.
Возможные перспективы 8D
Хотя 8D-аудио остается любительским форматом, некоторые видят возможности его применения в студийной музыке. Например, тот же Крис Пинкстон полагает, что у эффекта 8D есть будущее не в поп-музыке, но в более «эфемерных» эмбиент-жанрах.
В других областях, скажем, в VR-приложениях или фильмах, 8D-аудио, вероятно, не найдет применения. Существует множество технологий объемного звука, способных создать более реалистичное ощущение пространства, например тот же формат Ambisonics, эффект которого эмулирует 8D. Поэтому пока 8D-аудио останется экспериментальным способом создания музыки для узкого круга почитателей подобного звучания.
Дополнительное чтение — наш Мир Hi-Fi и тг-микроформат о звуке:
Восемь аудиотехнологий, которые попадут в зал славы TECnology в 2019 году
Как превратить компьютер в радио, и другие способы извлечь музыку из выч. систем
Звуковая левитация может использоваться в медицине
Метод 8D
Метод 8D
May 3rd, 20188D — это «метод восьми дисциплин», который был разработан в компании «Ford» в 1987 г. на основе военного стандарта 1520 (коррективное действие и диспозиционная система для несоответствующих материалов). Данный стандарт использовался правительством США во время второй мировой войны. Руководство Ford определяет 8D как дисциплинированный (упорядоченный) процесс, который направлен на разрешение проблем методологическим и аналитическим путем. Каждый шаг 8D методики имеет в своем наименовании букву D, что означает дисциплина (discipline).
8D — это простой метод, и его рекомендуется использовать всегда, когда на предприятии возникает брак, для того чтобы восстановить доверие клиента. На практике 8D применяется, прежде всего, при обработке рекламаций клиентов, но также и в случаях, когда бракованная продукция до клиента не дошла, но у производителя нет четкого представления, почему брак возник и что необходимо сделать, чтобы гарантированно не допустить повторения данного вида брака в будущем. Для заполнения результатов метода обычно используют типовой бланк, но компании вправе составить стандартный бланк для своего производства. Применение данного метода будет безуспешно, если этого требует клиент, а для предприятия это остается простой формальностью.
Метод состоит из восьми шагов.
Шаг 0. Очень важный шаг. Во-первых, мы должны сразу защитить потребителя от проблем. Во-вторых, принять решение о запуске процедуры «8D», если в ней действительно есть потребность или требования потребителя.
Шаг 1. Создание команды по решению проблемы. Обычно этот шаг не вызывает проблем, поскольку все предприятия, которые внедряют современные методы менеджмента, заботятся об обучении и развитии своих сотрудников, внедряют методы командной работы, методы мозгового штурма и элементы проектного менеджмента. Хотя иногда встречаются предприятия, где умудряются «повесить» процедуру на одного специалиста, но тогда ни о каком командном подходе и мозговом штурме говорить не приходится.
Шаг 2. Описание проблемы. От этого шага очень много зависит. Его порой недооценивают. Но от того, как команда соберет предварительные данные, практически зависит вся остальная работа, ее продолжительность, потери от проблемы и потраченные ресурсы.
Шаг 3. Разработка временных действий для ликвидации последствий и оценка их результативности. Для этого шага очень важна как быстрота принятия решений, так и верификация результативности принятых решений.
Шаг 4. Анализ причины проблемы. Это один из самых главных шагов в методике. Конечно, нельзя научить человека думать, если он к 25-30 годам не научился думать. Но научить нормального среднестатистического специалиста методам «5 почему?», «Семи простым» и «Семи новым» японским методам, методологии TRIZ — это не проблема для начала 21 века.
Шаг 5. Определение долговременных корректирующих действий и верификация корректирующих действий. Если предыдущие шаги были сделаны правильно, то при определении действий необходимо четко определять ответственных, сроки и этапы работ. Кроме того, надо всегда понимать, что можно сделать с привлечением средств и что — без привлечения средств. Очень важно наличие спонсора команды. Спонсор – это руководитель, который может выделить дополнительные ресурсы и оказать другую поддержку на более высоком уровне или при наличии «столкновений ведомственных интересов» внутри предприятия.
Шаг 6. Внедрение долговременных корректирующих действий и верификация внедренных долговременных корректирующих действий. Очень важно довести до конца мероприятия. Необходимо отслеживать их выполнение на всем этапе работ.
Шаг 7. Предотвращение повторения проблемы. Один из самых важных шагов процедуры. Если вы правильно отразили решение проблемы на системе, то проблема будет исключена окончательно. Именно этот шаг отличает методику «8D» от «обычного» решения проблемы когда устраняют проблему, но не причину.
Шаг 8. Поощрение участников команды.
Этот шаг часто обходят вниманием: зачем кого-то поощрять, если уже и так все понятно? А зря недооценивают! Потому что если не выполняете последний шаг, то не стоит удивляться что, несмотря на усилия, мероприятия и т.д., сама система по решению проблем перестает работать.
Преимущества методики «8D». Это мощный инструмент по решению проблем, потому что устраняются причины, а не только сами проблемы. Кроме того, методика «8D» учит специалистов работать в команде.
Ошибки при внедрении методики. Иногда считают, что если методика простая, то не требуется обучение специалистов. Требуется! Как командной работе, так и методам принятия решений, сбора и анализа информации. Ошибки при проведении методики, формализм, «двойные стандарты», работа не командой, а отдельно назначенным специалистом — отразятся на результатах самым негативным образом.
Когда применять методику— понятно. А когда не применять? Методика «8D» малоэффективна, когда:
- мы не можем описать проблему и понять в чем ее суть;
- очень хорошо и так понятно, в чем причина проблемы;
- нет ресурсов на решение проблемы;
- проблему может решить один специалист.
Анализ применения методики 8D на российских предприятиях
Статья посвящена изучению метода 8D, истории его возникновения и применения на российских предприятиях. Рассмотрены особенности применения метода, получаемые эффекты, его достоинства и недостатки.
Ключевые слова: метод 8D.
В современном мире организациям все время нужно заботиться о своем имидже, прежде всего за счет изменения качества продукции и услуг, но иногда на производстве возникают дефекты и чтобы поддержать свой имидж компания должна незамедлительно среагировать на них. Арсенал методов широк и постоянно пополняется, одним из таких методов является метод 8D.
8D — это «метод восьми дисциплин», который был разработан в компании «Ford» в 1987 г. на основе военного стандарта 1520 (коррективное действие и диспозиционная система для несоответствующих материалов) [5]. Данный стандарт использовался правительством США во время второй мировой войны. Руководство Ford определяет 8D как дисциплинированный (упорядоченный) процесс, который направлен на разрешение проблем методологическим и аналитическим путем [6]. Каждый шаг 8D методики имеет в своем наименовании букву D, что означает дисциплина (discipline).
8D — это простой метод, и его рекомендуется использовать всегда, когда на предприятии возникает брак, для того чтобы восстановить доверие клиента. На практике 8D применяется, прежде всего, при обработке рекламаций клиентов, но также и в случаях, когда бракованная продукция до клиента не дошла, но у производителя нет четкого представления, почему брак возник и что необходимо сделать, чтобы гарантированно не допустить повторения данного вида брака в будущем. Для заполнения результатов метода обычно используют типовой бланк, но компании вправе составить стандартный бланк для своего производства.
Применение данного метода будет безуспешно, если этого требует клиент, а для предприятия это остается простой формальностью. Первый вопрос, который должен задаваться при проведении метода 8D, это «Кто виноват?», а не «Что делать?».
Таким образом, как уже было упомянуто выше, метод состоит из восьми ступеней, представленных в таблице 1
Таблица 1
8 ступеней метода 8D[на основе 6]
Ступень |
|
Пояснение |
D0 |
Инициирование процедуры по методу 8D и извещение поставщикам |
Данный шаг является формальным и означает начало анализа |
D1 |
Создание команды для решения проблем |
Для данного метода обычно рекомендуется команда в количестве 3–7 человек |
D2 |
Описание проблем на основе анализа 5W2H (Who, What, When, Where, Why, How, How many) |
На данной ступени описывается подробная информация о дефекте |
D3 |
Разработка временных действий для ликвидации последствий и оценка их результативности |
Временные действия должны быть внедрены как можно скорее, таким образом, чтобы защитить потребителя от брака до полного решения нашей проблемы |
D4 |
Анализ причины проблемы на основе использования различных инструментов (Например, диаграммы Парето и Исикавы) |
Данный этап считается самым тяжелым, т. к. нужно определить коренные причины появления проблемы |
D5 |
Определение долговременных корректирующих действий и их верификация |
На данном этапе мы определяем все возможные решения нашей проблемы |
D6 |
Внедрение долгосрочных корректирующих действий и их валидация |
Реализация окончательных корректирующих действий и анализ результативности |
D7 |
Выбор и реализация предупреждающих действий |
Данный этап является наиболее важным, если вы не хотите повторения вашей проблемы. Следует описать действия, которые будут применяться для этого |
D8 |
Подведение итогов |
Поощрение участников команды, определение эффективности метода |
На проведение данного метода обычно уходит несколько недель. На рисунке 1 предоставлен наиболее распространенный график выполнения каждой из 8 ступеней [3].
Рис. 1 Временной график выполнения метода
Как и в любом методе, у метода 8D есть свои достоинства и недостатки, что представлено в таблице 2.
Таблица 2
Достоинства и недостатки метода 8D
Достоинства |
Недостатки |
1. Эффективный метод для устранения причин возникновения дефекта, за счет того, что рамках метода 8D проводится доскональное изучение системы, в которой возникло несоответствие, и предотвращение возникновения подобного явления в будущем [10] |
1. Обучение данной методике обычно трудоемко, т. к. требует обучения использования других инструментов качества |
2. Улучшает контроль над качеством поставок |
2.Требует жестких сроков реализации этапа |
3. Уменьшает риск появления новых дефектов |
|
В России метод 8D получил широкое распространение, однако многие компании адаптируют метод и расширяют его для российского рынка, то представлено в таблице 3.
Таблица 3
Примеры компаний, использующих методику 8 D [на основе 8]
Компании |
Практический опыт применения метода 8D |
1. ОАО «АВТОВАЗ», ЗАО «РЕНО» |
Данные компании контролируют применение 8D и других методик у своих поставщиков. |
2. ОАО «КАМАЗ» |
В контракте с поставщиками обговаривают, что поставки могут быть отменены, если поставщик разработает отчет применения метода 8D. |
3. «КАМАЗ-Дизель» |
Упор сделан на передачу контроля производственному персоналу, устранение дефектов в месте их возникновения, на стандартизацию работ, разработку инструкций выполнения операций на рабочие места. Вводится маркировка на ответственных деталях |
Как уже было сказано выше, успех применения метода в общем порядке требует обучения персонала. В России есть множество предприятий, которые обучают своих сотрудников методикам улучшения производства, включая метод 8D. Примеры таких компаний и их затрат приведены в таблице 4.
Таблица 4
Примеры компаний, обучающих свой персонал методике 8D
№ |
Название компании |
Затраты на одного рабочего в год |
% от годовой выручки |
Количество дней затраченных на обучение в год |
1 |
«Трубодеталь» |
7727 |
0,12 |
8 |
2 |
«Выксунский металлургический завод» |
5600 |
0,09 |
14 |
3 |
«РусГидро» |
6571 |
0,03 |
8 |
4 |
«ТехноНИКОЛЬ» |
4375 |
0,03 |
— |
5 |
«Казанское моторостроительное производственное объединение» |
3026 |
0,04 |
20 |
6 |
«Азот» ОХК «Уралхим» |
3394 |
0,04 |
9 |
Данные компании являются успешными в своих отраслях. Одной из причин такого успеха является то, что они думают об обучении своего персонала, т. к. это позволяет сократить проблемы на производстве, а при их появлении незамедлительно использовать методики анализа, одной из которых является метод 8D.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компания должна быть готова к проведению метода 8D заранее, обучая свой персонал использованию разных методик контроля качества.
Литература:
1. http://quality.eup.ru/MATERIALY15/corr8d.htm
2. http://quality.eup.ru/MATERIALY14/8d.htm
3. http://www.lean-consult.ru/products/berezlivoe-proizvodstvo/seminary/8d—metod-resenia-lokalnyh-problem
4. http://ardic.ru/news/item/138-metod-resheniya-problem-8d-intervyu-s-ekspertom.html
5. http://kamaz.net/ru/investor/supplier/quality/8d/
6. http://quality-one.com/eight-disciplines/
7. http://www.12manage.com/methods_ford_eight_disciplines_8D_ru.html
8. http://www.hr-portal.ru/varticle/reshenie-problem-8d-ford
9. http://www.up-pro.ru/library/production_management/systems/valerij_ mogilevec_vnedrenie_lininstrumentov.html
10. http://www.up-pro.ru/library/personnel_management/training/rejting-obuchenie13.html
11. http://ibusiness.ru/blog/ekspyertiza/29027
8D Звук – слушать онлайн на LightAudio
LightAudio Найти Главная/8D Звук Где нас нет 8D — Oxxxymiron 4:26 In My Mind — 8D Объёмный звук 3:02 Звук гитары 8D — DalaMuz 2:29 8D объемный звук — sevaman 3:19 Медуза — 8D 2:45 Бонни — (8D) 3:33 Переплёт из стали (8D Great) — Люся Чеботина 2:18 Panda E (8D MUSIC) — CYGO 4:43 Полюбэ (8D Great) — MOZGI 2:52 Сомбреро (8D music) — Gidayyat, Hovannii 3:15 Моя вселенная(8D Music) — ЕА7 3:34 Танцуй пантера — 8D 4:13 Ноты (8D) — HammAli & Navai 3:19 хочу к тебе 8D AUDIO — Егор натс 2:26 Контрольный (8D music) — Макс Корж 5:05 Слушать в наушниках — Звуки природы 8D 0:10 детство — минус 3:28 Книги и Музыка (8D AUDIO) Объемный звук — Johny Core, Thomas Mraz, Junis 3:13 Звуки винды — Аноним 😀 1:31 little place (8D) ЗВУК — Bizzikei 2:37 Прибой — Звуки Природы 7:12 Звук — 8D 4:26 5 минут назад — PHARAOH, Boulevard Depo 3:41 МЕНЯ БОМБИТ — 55×55 1:59 La Calin — Durmuus 2:47 Ай ай ай — Неизвестен 30:00 Спички — Headphones 2:00 Novella — Novella (8D) 3:38 Звук — 8D 245:12 льда — кубик 2:22 Natural — 8D 3:07 Hell PW — deadraky 1:26 мотивации — o.sychewa 4:13 Нурминский — джип 3:35 1.6 прямоток)) — VW GOLF GTI 0:25 Flo Rida — Right Round — Flo Rida 3:25 Born This Way — Lady GaGa 0:25 IDFC — Blackbear 4:01 ЛИЦЕМЕР (8D MUSIC) — ДК 2:32 Below Us — Seven Lions 2:21© 2020 lightaudio.ru
Почта → [email protected]Рассказы об оружии. Бронеавтомобиль Д-8
Иногда по какой-то неизвестной причине энергия и напор создателей передаются их произведениям. Может быть, поэтому мы до сих пор спорим о картинах, зданиях, автомобилях, самолетах и прочих вещах, созданных человеческой энергией. Не миновала чаша сия и советские бронеавтомобили, хотите верьте, хотите – нет.Но, копаясь в истории, мы очень часто находим этому подтверждения.
Речь сегодня пойдет в основном о легком бронеавтомобиле Д-8, созданном на базе автомобиля «ГАЗ-А».
Но справедливости ради начать рассказ следует о человеке. О конструкторе этого броневика Николае Ивановиче Дыренкове. Сын крестьянина из Ярославской губернии, окончивший ремесленную школу при механико-техническом училище Комарова стал одним из ведущих конструкторов автобронетехники СССР.
Наверное, закономерно и то, что его жизнь закончилась так же, как у многих неординарных людей того времени. 13 октября 1937 года он был обвинен в участии в диверсионно-террористической организации и расстрелян на полигоне в «Коммунарке».
Да, большинство проектов Н. И. Дыренкова остались в чертежах, в единичных прототипах, в нескольких десятках машин. Более 50 единиц автомобильной, железнодорожной и гусеничной бронетехники. Существует даже марка брони «Д»! Буква «Д» в названии этой техники и стала памятником этому конструктору…
Николай Дыренков активно работал над созданием бронеавтомобилей. Под его руководством (1929-1932 годы) Опытно-конструкторское и испытательное бюро Управления механизации и моторизации РККА разработало целый ряд интересных машин.
Рассказ о бронеавтомобиле Д-8 начнем с истории, в истинность которой поверить сложно. Однако некоторые действительно серьезные исследователи вроде автора книги «Автомобили России и СССР» Л. М. Шугурова рассказывают именно эту версию. А так как в тиражировании слухов и лжи Лев Михайлович замечен не был, то мы позволим себе повторить за ним.
«…Во время визита на завод одного из заместителей наркома обороны в 1931 году тот, просматривая в кабинете Дыренкова американский журнал «Арми Орднанс», обратил внимание хозяина кабинета на последние модели бронеавтомобилей США. Они имели низкий силуэт и сильно наклонённые броневые листы, способствующие рикошетированию пуль.
Дыренков ответил, что работа над подобной моделью у него уже идёт и завтра он готов её продемонстрировать. После ухода гостя Дыренков распорядился снять легковой кузов со своего служебного автомобиля, вызвал плотника и уже к вечеру на шасси стоял фанерный макет со следами карандаша, которым изобретательный инженер размечал выкройки прямо по листам фанеры.
Затем подогнанный по шасси макет разобрали и по импровизированным фанерным лекалам вырезали из бронелистов панели, собрали из них кузов, установили его на шасси.
Самым трудоёмким оказалась сушка окрашенного масляной краской броневика посредством паяльных ламп. Но к полудню Дыренков смог представить высокому гостю готовый для пробных стрельб корпус Д-8, смонтированный на шасси ГАЗ-А…»
Версия, конечно, интересная. Романтическая. Однако верится в неё слабо. Армия и армейская боевая техника — вещи достаточно серьёзные. И шутки в этой среде редкость. Особенно в те времена. Да и бронеавтомобиль не кокарда на фуражке, а достаточно сложная техника.
Гораздо более достоверна версия М. Коломийца, изложенная в книге «Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945».
Понимание того, что армии необходимы легкие разведывательные бронемашины пришло ещё во времена Гражданской войны. Ведущие армии мира пересаживались на автомобили, танки, транспортеры всех типов. Будущая война рисовалась достаточно мобильной, скоростной.
Можно долго и муторно пенять тем же Ворошилову и Буденному на некую отсталость, но то что товарищи прекрасно отдавали себе отчет в полезности механизации армии – факт, который будут оспаривать совсем уж господа, которые нам не товарищи.
Но вернемся к нашим… американцам.
Имея достаточно развитое автомобилестроение, американцы, естественно, стали разрабатывать бронеавтомобили на имеющихся шасси. Армии (любой, не только американской) были необходимы небольшие, легкие, но достаточно скоростные автомобили, которые могли бы вести разведку и выполнять функции автомобилей связи.
Именно поэтому уже в 1930 году были разработаны сразу три легких броневика. Т-8 (Шевроле), Т-9 (Плимут), Т-10 (Оверланд-Уиппет). Машины были фактически близнецами, так как бронекорпуса были унифицированы для всех шасси. Однако использование коммерческих автомобилей имело и свои недостатки.
Бронелисты и вооружение резко увеличивали вес автомобиля, а использование башни уменьшало устойчивость. Так что, ходовые качества «американцев», мягко говоря, были посредственными.
СССР же не мог похвастаться наличием большого количества исходных моделей шасси. Фактически мы выпускали единственный легковой автомобиль ГАЗ-А, фактически копию Форд-А. Естественно, что этот автомобиль было решено использовать как шасси для советского легкого бронеавтомобиля.
Итак, уже в августе-сентябре 1930 года начальник УММ РККА Иннокентий Андреевич Халепский несколько раз обсуждал идею советского легкого броневика с начальником Опытно-конструкторского и испытательного бюро Дыренковым. Итогом таких обсуждений стало задание лично Дыренкову в кратчайшие сроки подготовить проект в сентябре 1930 года.
И. А. Халепский
Проект новой машины был готов через месяц. Уже в октябре ОКИБ представили Халепскому готовые чертежи. После рассмотрения проекта, начальник УММ дал указание (25 декабря) на производство двух опытных образцов. Будущие бронеавтомобили отличались вооружением.
Первый имел на вооружении один пулемет. Второй был дополнен зенитной турелью на крыше автомобиля.
Неиссякаемая энергия Дыренкова позволила ему изготовить опытные образцы машин в кратчайшие сроки. Уже 9 февраля 1931 года машины были готовы «в металле». Названия они получили тоже лично от Дыренкова: первый вариант Д-8р, второй — Д-12р.
Тут необходимо привести цитату, которая, наверное, полностью «убивает» романтическую версию создания этих броневиков:
«На основании полученного от Вас задания мною разработаны и построены следующие образцы бронирования:
1. На легковом шасси «Форд-А» разведывательный двухместный бронеавтомобиль при одном пулемете действующем, одном запасном и четырех огневых точках. Обозначение Д-8р.
2. На таком же шасси при таком же вооружении, но с несколько удлиненным кузовом и добавленной установкой стандартной зенитной авиатурели. Обозначение Д-12р».
Конструктивно обе модификации были весьма похожи. Корпуса прототипов собирались из незакалённой броневой стали толщиной от 3 до 7 мм. Пытаясь повысить пулестойкость корпуса, Дыренков установил лобовые и кормовой бронелисты под большими углами наклона.
По каждому борту имелись двери для посадки экипажа из двух человек (водителя и командира). В крыше был сделан люк для наблюдения.
Вооружение бронемашины состояло из одного 7,62-мм пулемета ДТ, стрельба из которого могла вестись через четыре шаровые установки в лобовом, кормовом и бортовых листах корпуса. Боекомплект состоял из 43 магазинов (2709 патронов), уложенных по бортам.
Ходовая часть Д-8р, вместе с двигателем, трансмиссией и другими элементами, полностью переходила от грузового автомобиля Форд-А. Колеса не имели какой-либо защиты, а шины были обычными, пневматическими.
Вообще, если внимательно посмотреть на эти бронеавтомобили, возникает ощущение что смотришь на механическую, легкобронированную тачанку. Представить Д-8 или Д-12 ведущий огонь в наступлении сложновато. А вот убегающим от догоняющего противника и отстреливающегося из пулемета — легко.
Или стоящий бронеавтомобиль на фланге обороны и обстреливающий наступающего противника как мобильная пулеметная точка. Вполне себе нормальное тактическое решение.
Что это? Опыт гражданской войны или требования верхушки РККА, которая к тому времени состояла из «кавалеристов»? Ответа на этот вопрос нет. Только домыслы и мнения…
Весной 1931 года Д-8р и Д-12р, после некоторых доработок, предъявили на испытания. В составленном комиссией НТК УММ РККА отчете от 27 мая говорилось следующее:
«1. «Форд-А» (Д-8, Д-12). Имеющиеся на машинах установки для ДТ расположены без учета возможности ведения из них огня. Установка пулемета у водителя вследствие невозможности приведения пулемета до горизонтального положения, так как голова стрелка упирается в крышу и отсутствие угла снижения допускает возможность ведения пулеметного огня только по высоким целям.
Стрельба из боковых установок также невозможна ввиду трудности приспособления стрелка к этим установкам. Если стрелять с левой установки, то мешает задняя стенка машины и спина водителя. При стрельбе из правой установки можно стрелять прямо перед собой. При этом стрелку приходится втискиваться между водителем и задней стенкой корпуса.
Сектора обстрела при стрельбе из правой и левой установок совершенно отсутствуют. Такое же положение и при стрельбе из задней установки, имеющей те же недостатки, что и бортовые.
Установка турели на Д-12 не оправдывает своего назначения, так как она имеет недостаточный угол возвышения и не защищает стрелка от поражения с воздуха (турель авиационного типа).
Перестановка пулемета из одного гнезда в другое в бою на ходу совершенно невозможна, так как пулемет после стрельбы сильно перегревается и взять его голыми руками совершенно невозможно.
Если иметь не один, а 2-3 пулемета, установленных в имеющихся установках, то они делают совершенно невозможным ведение огня из машины вследствие стесненности стрелка. Условия наблюдения для командира машины (он же стрелок) совершенно не отвечают тактическим требованиям».
Итак, судя по отзыву комиссии, автомобили «не получились». Причем «довести их до ума» было достаточно сложно. Но предложить что-то более подходящее ни автомобильная промышленность, ни конструкторское бюро Дыренкова не могли. Халепский вынужден был отдать приказ о принятии легкий бронеавтомобилей на вооружение. Серийные машины назывались просто — Д-8 и Д-12.
Рассказывать об эксплуатации этих машин в войсках можно долго. Первые машины были направлены в разведывательные подразделения. Однако, уже первые месяцы эксплуатации выявили множество недостатков этих автомобилей. От машин стали отказываться. Всеми правдами и неправдами их передавали в учебные подразделения.
Точно так же не сложилась у Д-8 авиадесантная служба. В силу ряда причин, легкий вес, отсутствие альтернативных вариантов техники, прочности конструкции, Д-8 решили ввести в состав авиадесантных частей. Правда до выброски парашютным способом дело не дошло. Машины предполагалось десантировать посадочным способом.
Под фюзеляжем тяжелого бомбардировщика ТБ-3 подвешивался Д-8. Десантирование даже было показано иностранным военным советникам на Больших Киевских маневрах 1935 года. Но даже такое использование Д-8 не спасло машины от отправки в учебные подразделения…
Для того чтобы понять претензии военных, необходимо вернуться в 1931 год. В журнале НТК УММ №26 от 27 июня 1931 года есть следующая запись. Понятно, что она не включает в себя всех претензий военных к данному автомобилю, но выглядит достаточно серьезно:
«…2. Опытные бронемашины Д-8 и Д-12. Признать, что Д-8 и Д-12 не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к легким разведывательным автомобилям ввиду неудобства пользования вооружением, плохой видимости для водителя и перегрузки передней оси (300 кг). Необходимо внести следующие изменения и дополнения:
1. Сохранение бронирования моторной будки до передней стенки броневого корпуса;
2. Для улучшения видимости водителя переднюю стенку броневика перенести назад;
3. Для улучшения наблюдения при поворотах срезать выступающий мыс передней стенки автомобиля;
4. Все шаровые установки упразднить;
5. Установить вооружение в один пулемет ДТ, пулеметная установка должна обеспечить круговой обстрел поверх кузова как по земным, так и по воздушным целям;
6. Конфигурацию изменить в соответствии с пунктом 5;
7. Прорезать в корме люк для наблюдения при движении задним ходом».
Наша задача не оценить автомобиль, а ознакомиться с его устройством.
Цельносварной, полностью закрытый безбашенный корпус бронемашины выполнялся из 4-7-мм листов катаной стали, обеспечивавшей противопульную защиту — бронировка выдерживала попадание обычных пуль, выпущенных с расстояния 80-100 м.
Бронелисты приваривались к каркасу с рациональными углами наклона, величина которых была особенно значительной в передней и кормовой частях корпуса. Под наклоном была расположена даже крыша корпуса, оборудованная люком, через который можно было вести наблюдение за местностью, а при необходимости и покинуть машину.
Для посадки экипажа, состоявшего из двух человек, в бортах корпуса имелись прямоугольные двери с небольшими окнами, прикрытыми бронекрышками со смотровыми щелями. Двери крепились на наружных шарнирных петлях и открывались вперед, по направлению движения.
Перед дверями на специальных кронштейнах к бортам корпуса крепились запасные колеса.
Слева в отделении управления, совмещенном с боевым, размещался водитель, справа — командир бронемашины, выполнявший обязанности пулеметчика, — ему приходилось обслуживать 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе корпуса.
Из запасного пулемета можно было вести огонь через одну из двух амбразур, симметрично расположенных в задней стенке корпуса.
Обзор водителю и командиру обеспечивали лобовые окна, оборудованные бронекрышками со смотровыми щелями и смотровые щели в бортовых дверях.
В моторном отсеке, расположенном в передней части корпуса, был установлен 29,4-киловаттный (40 л. с.) четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «ГАЗ-А», позволявший полуторатонному броневику развивать на дорогах с твердым покрытием максимальную скорость 85 км/ч. При полной заправке топливом запас хода Д-8 составлял 190 км.
В ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса на спицах с пулестойкими шинами. Над передними и задними колесами имелись крылья обтекаемой формы, которые внизу смыкались с подножками, образуя с ними единое целое. На передних крыльях были установлены фары в полусферических корпусах обеспечивавшие движение в темное время суток.
Вроде бы, при всех недостатках данного бронеавтомобиля, говорить о какой-то военной судьбе глупо. Никто не будет использовать заведомо плохие машины в бою. Это конечно логично. Но есть и другая логика. Плохая машина, с кучей недостатков все равно лучше, чем полное отсутствие бронемашин…
Именно по этой банальной причине Д-8 участвовали в Зимней войне. Пусть и немногочисленные, буквально штучные экземпляры были в составе 9-й армии в Карелии, в 177-м разведбате 163-й стрелковой дивизии, в 114 разведбате 84 СД.
Судьба большинства машин была трагической. Они были либо потеряны в следствии боев, либо в следствии поломок. За исключением, наверное, Д-8 114-го батальона.
Точно так же можно сказать и об использовании Д-8 в период Великой Отечественной войны. Малочисленные сохранившиеся Д-8 были на фронте. Работали они как машины связи. По крайней мере до конца 1942 года.
Трагедия этих машин ещё и в том, что в период отступления в 1941 году даже те немногочисленные автомобили, что находились в частях западных округов (по некоторым данным начало войны 45 единиц, 19 из которых требовали ремонта) были попросту брошены отступающими.
Тактико-технические характеристики Д-8:
Боевая масса: 1,6 т.
Экипаж — 2 человека.
Габаритные размеры:
длина — 3500 мм;
ширина — 1700 мм;
высота — 1600 мм;
клиренс — 224 мм.
Вооружение: два 7,62-мм пулемета ДТ (боекомплект — 2079 патронов).
Толщина брони: 3-7 мм.
Двигатель: Ford. Тип — 4-х цилиндровый карбюраторный, мощность — 40 л.с.
Максимальная скорость движения: 85 км/ч.
Запас хода по шоссе: 225 км.
Преодолеваемые препятствий:
стенка — 0,15 м;
ров — 0,7 м.
В 1933 году на базе Д-8 были созданы легкие броневые дрезины. При помощи специального домкрата Д-8 переоборудовался в железнодорожный вариант. При установке бронеавтомобиля на рельсы при помощи бандажей на выходе получалась автодрезина, способная разгоняться до скорости в 100 км/ч.
Переход на рельсы силами экипажа занимал не более 10 мин. Броневые дрезины в целом получили высокую оценку, но в массовое производство не пошли.
Насколько был плох этот блин? Скажем так, от возможностей советской инженерии и промышленности на тот момент было взято все. Но эти машины – только начало большого пути.
Вообще, когда мы смотрим на профпригодность той или иной техники, мы судим по тому, как она использовалась у наших врагов. Это лучший показатель.
Финские войска захватили несколько броневиков и относясь к любой трофейной технике весьма бережливо, отремонтировали и долгое время продолжали использовать вплоть до 1943 года.
В целом же можно сказать вот что: мысль советских конструкторов зачастую опережала возможности промышленности, что и порождало несколько сомнительные проекты.
Однако это было только начало, повторимся, начало долгого пути, итогом которого стала та советская оборонная промышленность, которой мы пользуемся и по сей день.
Такой же неоспоримый факт, как и то, что Д-8 стал кирпичиком в стене, которую до сих пор никто не пробил.
Д-8 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2015; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2015; проверки требуют 18 правок.Д-8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Опытные экземпляры Д-8 и Д-12 (на заднем плане) на Ижорском заводе, 1931 год. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классификация | Лёгкие бронеавтомобили | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 1,6 (Д-8) 1,65 (Д-12) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | заднеприводная, шасси легкового автомобиля | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | ОКИБ УММ РККА п/р Н.И. Дыренкова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | Ижорский завод | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы разработки | 1931 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1931—1932 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | 1932—1942 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 62 (из них 28 Д-8 и 34 Д-12) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | СССР Финляндия Германия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 3540 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 1705 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 1900 Д-9/2100 Д-12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 2630 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 1590 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 224 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | Стальная катаная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса, мм/град. | 5 — 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса, мм/град. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | механические пулеметные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 7,62-мм ДТ на Д-8 или 2 7,62-мм на Д-12 — 1 ДТ и 1 зенитный пулемет Максима | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 85 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 30 по проселочной дороге | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 225 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 190 по проселочной дороге | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ёмкость топливных баков, л | 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 25,3 (Д-8) 24,2 (Д-12) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 4 × 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | зависимая, на листовых рессорах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 15° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 0,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
Д-8 (название дано по первой букве фамилии главного конструктора, Н.И. Дыренкова) — советский лёгкий бронеавтомобиль межвоенного периода и времён Великой Отечественной войны. При создании бронеавтомобиля применялось заднеприводное (4 × 2) шасси отечественного легкового автомобиля «ГАЗ-А». Будучи разработан в 1931 году, Д-8 является первым советским серийным лёгким бронеавтомобилем [1]. [2]
Бронеавтомобиль был спроектирован Н. И. Дыренковым, затем построен в опытных образцах, испытан, и со второй попытки принят на вооружение Красной Армии. [3]
Обе бронемашины выпускались в течение 1931—1932 годов ограниченной серией в 62 машины (включая по одному прототипу). 28 машин были выпущены в модификации Д-8, 34 — Д-12. Все были собраны в 1931 году, но последние 10 машин окончательно приняли только в первой половине 1932. [4]
Использовалось шасси серийного легкового автомобиля Форд-А. Вооружение Д-8 — один переставляемый пулемет ДТ обычно в установке правом лобовом листе, рядом с водителем, кроме того, еще 2 отверстия для шаровых установок пулемета ДТ в правом и левом бортовых листах позади водителя и 2 отверстия в кормовом листе, но вести огонь из всех этих установок было трудно — из лобовой по целям ниже горизонтали из-за упирания головы стрелка при прицеливании в низкую крышу, а из боковых и кормовых сектора обстрела были очень малые, к ДТ 2079 патронов в 43 дисковых магазинах; Д-12, кроме того, имел на турели пулемет Максима в качестве зенитного, с чем были связаны легкие изменения корпуса, боекомплект Д-12 — 2079 патронов в 43 дисковых магазинах к ДТ и 1000 в 4 лентах к Максиму. Бронирование противопульное, с наклонным расположением броневых листов, обеспечивающим рикошет пуль от корпуса. Скорость по проселочной дороге составляла около 30 км/ч, при движении по снегу и бездорожью экипаж использовал цепи. [5].
То же в 1931 году разработана модификация Д-8, получившая наименование Д-12 — Д-12, кроме ДТ, имел на турели пулемет Максима в качестве зенитного. [6]
3 Д-8 зимой 1939-1940 гг. были оставлены неисправными и захвачены финнами, 1 отремонтирован финнами и как учебный использовался в финской танковой школе до 1943 года [7][8].
2 Д-12 в 1938г. были переданы Монголии (зафиксированы на фотографии http://forum.tankfront.ru/download/file.php?id=853&mode=view). В июле 1941 года они числились в бронебригаде.
Д-8 в финской армии, 1942Эпизодически применялись частями РККА в ходе Советско-финской («Зимней») и Великой Отечественной войн (1.06.1941 г. в военных округах 45, 26 2-й категории, 10 — 3-й (требуют среднего ремонта), 9 — 4-й (требуют капитального ремонта)) В Зимней войне СССР против Финляндии в 1939 г. было безвозвратно потеряно 3 Д-8. [9]
Сноски[править | править код]
Источники[править | править код]
- ↑ Солянкин и др., 2002, с. 297.
- ↑ Коломиец, 2007, с. 163 и 301.
- ↑ Коломиец, 2007, с. 163 и 166.
- ↑ Коломиец, 2007, с. 166 и 378.
- ↑ Коломиец, 2007, с. 163-165 и 376.
- ↑ Коломиец, 2007, с. 165.
- ↑ Коломиец, 2007, с. 285.
- ↑ Потери АБТВ РККА в Зимней войне 1939-40гг. Кубинец 27 дек 2013, 22:10 и 22:16
- ↑ Коломиец, 2007, с. 285 и 301.
- Барятинский М. Б. Бронеавтомобили Красной Армии 1918—1945. — М.: Моделист-конструктор, 2003. — 64 с. — (Бронеколлекция, специальный выпуск № 4). — 2200 экз.
- Коломиец М. В. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. — М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2007. — 384 с. — (Советские танки). — 6000 экз. — ISBN 978-5-699-21870-7.
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. — М.: Экспринт, 2002. — Т. 1. 1905—1941. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1..
- Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.
- Д-8 (рус.). Aviarmor.net. Дата обращения 28 декабря 2014.
- Д-12 (рус.). Aviarmor.net. Дата обращения 12 января 2018.
Как предотвратить заболевание ОРВИ у ребенка. Какие меры профилактики наиболее действенны. Что делать, если ребенок все-таки заболел ОРВИ. Какие средства помогут быстрее справиться с вирусной . . .
Какие виды бандажей для беременных бывают. Как правильно подобрать и носить бандаж во время беременности. Когда нужно начинать использовать бандаж. Какие есть показания и противопоказания . . .