Геометрическая схема ВАЗ-2101 | |||
Модификации двигателя | 1,3 л. 8-кл. | 1,5 л. 8-кл. | 1,5 л. 16-кл. |
Тип кузова/количество дверей | хэтчбек / 3 | ||
Компоновка автомобиля | Переднеприводная, расположение двигателя переднее, поперечное | ||
Колесная формула | 4 х 2 | 4 х 2 | 4 х 2 |
Длина, мм | 4006 | 4006 | 4006 |
Ширина, мм. | 1620 | 1620 | 1620 |
Высота, мм. | 1335 | 1335 | 1335 |
Колесная база, мм. | 2460 | 2460 | 2460 |
Клиренс, мм. | 160 | 160 | 160 |
Колея передняя, мм. | 1400 | 1400 | |
Колея задняя, мм. | 1370 | 1370 | 1370 |
Снаряженная масса, кг. | 930 | 930 | 930 |
Полная масса, кг. | 1305 | 1305 | 1305 |
Двигатель | |||
Двигатель | 1,3 л. 8-кл. | 1,5 л. 8-кл. | 1,5 л. 8-кл. |
Тип двигателя | 4-х цилиндровый карбюраторный | ||
Расположение двигателя | Спереди, поперек | ||
Система питания | карбюратор «Солекс 1107010» | ||
Количество цилиндров | 4 | 4 | 4 |
Диаметр цилиндров, мм. | 76 | 82 | 82 |
Ход поршня, мм. | 71 | 71 | 71 |
Степень сжатия | 9,9 | 9,9 | 9,9 |
Количество клапанов | 2 | 2 | 2 |
Объём двигателя, см.3 | 1288 | 1499 | 1499 |
Максимальная мощность, кВт/об.мин | 64/5600 | 68/5600 | 78/5600 |
Максимальный крутящий момент Нм/об.мин | 95/3400 | 100/3400 | 116/3400 |
Тип передней подвески | стойки Макферсона с поворотными кулаками | ||
Тип задней подвнски | торсионно-рычажная | ||
Тип рулевого управления | шестерня-рейка с рулевыми тягами | ||
Тормозная система | двухконтурная, с диагональным положением контуров, гидроприводом и вакуумным усилителем. | ||
Тормоза передние/задние | дисковые/барабанные | ||
Тормоз ручной | механический с тросовым приводом | ||
Трансмиссия ВАЗ-2101 | |||
Тип КПП / количество передач | Механическая / 5 трехвального типа | ||
Передаточные числа КПП ВАЗ-2108 | |||
1-я передача | 3,636 | ||
2-я передача | 1,95 | ||
9-я передача | 1,357 | ||
4-я передача | 0,941 | ||
5-я передача | 0,784 | ||
задняя передача | 3,53 | ||
Сцепление | однодисковое, сухое с троссовым приводом | ||
Динамика ВАЗ-2108 | |||
Объём масла в КПП, л. | 3,3 | 3,3 | 3,3 |
Максимальная скорость | 148 км/ч | 154 км/ч | 155 км/ч |
Время разгона (0-100км/ч), сек. | 16 | 14 | 13 |
Размер шин | 155 SR15 | 155 SR15 | 155 SR15 |
Расход топлива в городе/по трассе | 8,3 л. | 8,7 л. | 9,9 л. |
Топливо | АИ-92 | АИ-92 | АИ-95. |
Объём багажника, л. | ? | ? | ? |
Объём топливного бака, л. | 43 | 43 | 43 |
Технические характеристики автомобилей2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»
Пространства имён
Материал из Энциклопедия журнала «За рулем»
Параметры | ВАЗ-2108 | ВАЗ-21081 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-21083-20 | ВАЗ-2109 | ВАЗ-21091 | ВАЗ-21093 | ВАЗ-21093-20 | ВАЗ-21099 | ВАЗ-21099-20 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип кузова | хэтчбек | седан | ||||||||
Число дверей | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Снаряженная масса, кг | 920 | 920 | 920 | 920 | 945 | 945 | 945 | 945 | 970 | 970 |
Полезная масса, кг | 450 | 450 | 450 | 450 | 425 | 425 | 425 | 425 | 425 | 425 |
Полная масса, кг | 1370 | 1370 | 1370 | 1370 | 1370 | 1370 | 1370 | 1370 | 1395 | 1395 |
Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой при статическом радиусе шин 260 мм, не менее: | ||||||||||
до картера сцепления | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 |
до поддона картера двигателя | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 |
до нейтрализатора1 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
Полная масса буксируемого прицепа, кг: | ||||||||||
не оборудованного тормозами | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
оборудованного тормозами | 750 | 750 | 750 | 750 | 750 | 750 | 750 | 750 | 750 | 750 |
Максимальная скорость2, км/ч | 148 | 140 | 156 | 156 | 148 | 140 | 156 | 156 | 154 | 154 |
Время разгона2 с места до скорости 100 км/ч, с: | ||||||||||
с полной массой | 19 | 22 | 15 | 14.5 | 19 | 22 | 15 | 14.5 | 15 | 14.5 |
с одним пассажиром | 16 | 20 | 13 | 12.5 | 16 | 20 | 13 | 13.5 | 13 | |
Тормозной путь автомобиля при экстренном торможении с разрешенной полной массой со скорости 80 км/ч на горизонтальном участке ровного асфальтированного шоссе, м, не более: | ||||||||||
при использовании рабочей системы | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 |
при использовании одного из контуров рабочей системы | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 |
Расход топлива на 100 км пути (с пятиступенчатой коробкой передач), л, не более: | ||||||||||
на шоссе при скорости 90 км/ч на пятой передаче | 5.7 | — | 5.9 | 5.7 | 5.7 | — | 5.9 | 5.7 | 5.9 | 5.7 |
на шоссе при скорости 120 км/ч на пятой передаче | 7.8 | — | 8.0 | 7.7 | 7.8 | — | 8.0 | 7.7 | 8.0 | 7.8 |
в городском цикле | 8.6 | — | 8.6 | 8.0 | 8.6 | — | 8.6 | 8.0 | 8.8 | 8.6 |
Расход топлива на 100 км пути (с четырехступенчатой коробкой передач), л, не более: | ||||||||||
на шоссе при скорости 90 км/ч на четвертой передаче | 6.1 | 5.7 | — | — | 5.9 | — | — | — | — | — |
на шоссе при скорости 120 км/ч на четвертой передаче | 8.2 | 7.9 | — | — | 8.4 | — | — | — | — | — |
в городском цикле | 8.6 | 8.2 | — | — | 7.5 | — | — | — | — | — |
- 1Комплектуется часть автомобилей.
- 2Замеряется по специальной методике.
ДВИГАТЕЛЬ | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Обозначение двигателя | ВАЗ-2108 | ВАЗ-21081 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2111-803 | ВАЗ-2108 | ВАЗ-21081 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2111-80 3 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2108-2111-80 3 |
Тип | Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, восьмиклапанный | |||||||||
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 76×71 | 76×60,6 | 82×71 | 82×71 | 76×71 | 76×60,6 | 82×71 | 82×71 | 82×71 | 82×71 |
Рабочий объем, см3 | 1288 | 1099 | 1499 | 1499 | 1288 | 1099 | 1499 | 1499 | 1499 | 1499 |
Степень сжатия | 9,9 | 9,0 | 9,9 | 9,9 | 9,9 | 9,0 | 9,9 | 9,9 | 9,9 | 9,9 |
Номинальная мощность по ГОСТ 14845-89 (нетто), кВт (л.с.) | 47,0 (63,7) | 39,7(53,9) | 51,5 (70) | 51,5 (70) | 47,0 (63,7) | 39,7 (53,9) | 51,5 (70) | 51,5 (70) | 51,5 (70) | 51,5 (70) |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1 | 5600 | 5600 | 5600 | 5400 | 5600 | 5600 | 5600 | 5400 | 5600 | 5400 |
Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м) по ГОСТ 14846-81 (нетто) | 94,8 (9,66) | 77,9 (7,94) | 106,4 (10,85) | 115,7 (11,80) | 94,8 (9,66) | 77,9 (7,94) | 106,4 (10,85) | 115,7 (11,80) | 106, 4 (10,85) | 115, 7 (11,80) |
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин-1 | 3400 | 3600 | 3400 | 2800–3000 | 3400 | 3600 | 3400 | 2800–3000 | 3400 | 2800–3000 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, мин-1 | 750–800 | 750–800 | 750–800 | 800–900 | 750–800 | 750–800 | 750–800 | 800–900 | 750–800 | 800–900 |
Система питания | Карбюратор | Впрыск | Карбюратор | Впрыск | Карбюратор | Впрыск | ||||
Топливо (октановое число) | Бензин (91-95) | Неэтилированный бензин (91-95) | Бензин (91-95) | Неэтилированный бензин (91-95) | Бензин (91-95) | Неэтилированный бензин (91-95) | ||||
Система зажигания | Бесконтактная или микропроцессорная | Бесконтактная | Бесконтактная или микропроцессорная | Объединена с системой впрыска топлива | Бесконтактная или микропроцессорная | Бесконтактная | Бесконтактная или микропроцессорная | Объединена с системой впрыска топлива | Бесконтактная или микропроцессорная | Объединена с системой впрыска топлива |
- 3С внедрением новых модификаций двигателя характеристики (например, мощности и крутящего момента) могут несколько отличаться от указанных.
ТРАНСМИССИЯ | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Обозначение двигателя | ВАЗ-2108 | ВАЗ-21081 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2111-80 3 | ВАЗ-2108 | ВАЗ-21081 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2111-80 3 | ВАЗ-21083 | ВАЗ-2108-2111-80 3 |
Сцепление | Однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной | |||||||||
Привод выключения сцепления | Тросовый | |||||||||
Коробка передач | Механическая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода | |||||||||
Число передач переднего хода | 4 или 5 | 4 | 5 | 5 | 4 или 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Передаточные числа коробки передач 4 : | ||||||||||
I передача | 3.636 | |||||||||
II передача | 1.95 | |||||||||
III передача | 1.357 | |||||||||
IV передача | 0.941 | |||||||||
V передача | 0.784 | |||||||||
задний ход | 3.53 | |||||||||
Главная передача | Цилиндрическая, конструктивно выполнена в одном блоке с коробкой передач. Дифференциал — конический, двухсателлитный | |||||||||
Передаточное число главной передачи | 3,9 | 4,1 или 3,9 | 3,7 или 3,9 | 3,7 | 3,9 | 4,1 или 3,9 | 3,7 или 3,9 | 3,7 или 3,9 | 3,7 или 3,9 | 3,7 |
Привод колес | Валами с шарнирами равных угловых скоростей шарикового типа |
- 4Передаточные числа четырехступенчатой коробки передач такие же как на пятиступенчатой, но отсутствует пятая передача.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
---|---|
Передняя подвеска | Независимая, с телескопическими амортизаторными стойками, винтовыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска | С винтовыми цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и продольными рычагами, соединенными поперечной балкой |
Подшипники ступиц | Шариковые, радиально-упорные, двухрядные |
Колеса | Дисковые, штампованные |
Размер обода | 5J-13h3, 5,5J-13h3, 4,5J-13, 5J-14h3, 5,5J-14h3, 6J-14h3 |
Шины | Радиальные, низкопрофильные, бескамерные |
Размер шины | 165/70R13, 175/70R13, 155/80R13, 175/65R14, 185/60R14 |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ | |
---|---|
Рулевой механизм | Шестерня-рейка |
Рулевой привод | Две тяги с резинометаллическими шарнирами со стороны рулевого механизма и шаровыми шарнирами со стороны поворотных рычагов |
ТОРМОЗА | |
---|---|
Рабочая тормозная система | Передние тормозные механизмы — дисковые, с подвижным суппортом и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками; Задние тормозные механизмы — барабанные, с самоустанавливающимися колодками и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном; Привод — гидравлический, двухконтурный с диагональным разделением контуров, вакуумным усилителем и регулятором давления в тормозных механизмах задних колес |
Стояночный тормоз | Ручной, с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес |
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ | |
---|---|
Схема электрооборудования | Однопроводная, отрицательный вывод источника питания соединен с «массой» (кузовом и основными агрегатами) автомобиля |
Номинальное напряжение | 12 Вольт |
Аккумуляторная батарея | 6СТ-55А, емкостью 55 А*ч |
Генератор | Переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения. Генератором мод. 37.3701 (ток отдачи 55 А при 5000 мин –1 ) комплектуются карбюраторные двигатели, мод. 9402.3701 (ток отдачи 80 А при 6000 мин –1 ) — двигатели с впрыском топлива |
Стартер | Мод. 29.3708 (номинальная мощность 1,3 кВт) или 5712.3701 (номинальная мощность 1,55 кВт) с дистанционным управлением и обгонной муфтой |
Если Вы обнаружили ошибку или хотите дополнить статью, выделите ту часть текста статьи, которая нуждается в редакции, и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте простой инструкции.
ВАЗ-2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»
ВАЗ-2108 | |
Технические характеристики: | |
кузов | хетчбек |
количество дверей | 3 |
количество мест | 4 |
длина | 4006 мм |
ширина | 1620 мм |
высота | 1335 мм |
колесная база | 2460 мм |
колея передняя | 1400 мм |
колея задняя | 1370 мм |
дорожный просвет | 160 мм |
объем багажника | 330 л |
расположение двигателя | спереди поперечно |
тип двигателя | 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный (инжекторный), четырехтактный |
объем двигателя | 1499 см3 |
Мощность | 78/5400 л.с. при об/мин |
Крутящий момент | 116/3000 Н*м при об/мин |
Клапанов на цилиндр | 2 |
КП | четырех- пятиступенчатая механическая |
Подвеска передняя | независимая, с телескопическими амортизаторными стойками, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости |
Подвеска задняя | с пружинами и с продольными рычагами, соединенными поперечной балкой |
Амортизаторы | гидравлические, поршневые, двустороннего действия |
Тормоза передние | дисковые |
Тормоза задние | барабанные |
Расход топлива | 8 л/100 км |
максимальная скорость | 155 км/час |
годы производства | 1984-2003 |
тип привода | передний |
снаряженная масса | 1345 кг |
разгон 0-100 км/ч | сек |
Описание модели
ВАЗ-2108 – второй советский серийный переднеприводный легковой автомобиль (первым был ЛуАЗ-969В в 1967году) и первый отечественный трехдверный хэтчбек. Модель была представлена в 1984 году и явилась основой для появления модельной гаммы «Самара/Спутник». Семейство включало автомобили с кузовами седан, трех- и пятидверный хетчбек, а также послужило базой для появления многочисленных мелкосерийных автомобилей (коммерческие ВИС, спортивные Лада Ралли, кабриолеты Наташа и т.д) Автомобили комплектовались несколькими видами двигателей, в том числе, с электронной системой впрыска, а так же роторно-поршневым двигателем Ванкеля. В период с 1997 по 2005 год семейство было модернизировано до версии «Самара-2». Официально производство модели ВАЗ-2108 прекратили в 2005-ом, однако ВАЗ-2113, пришедший ему на смену, является лишь рестайлинговой версией этого автомобиля и продолжает выпускаться. Всего было произведено около 900 тысяч «восьмерок», часть из них поставлялась на экспорт.
История появления модели
Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.
ЗР 1984 №1 стр 05
ЗР 1984 №12 стр 06
Несмотря на начавшееся распространение переднего привода по всему миру, советские автомобилестроители относились к нему поначалу весьма скептически. Особые опасения вызывала возможность выпуска в СССР технологически-сложных комплектующих, вроде шарниров угловых скоростей. Очевидным было и то, что перспективному семейству необходим принципиально новый кузов. Классическое семейство, берущее начало от ФИАТ-124 стремительно устаревало, даже будучи модернизированным до версии ВАЗ-2105 — ВАЗ-2107.
Любопытно, что имя «Самара» первоначально предназначалось для западного рынка, а для внутреннего было придумано название «Спутник», но оно «не пошло», и вскоре все автомобили семейства получили шильдики «Самара» на задней двери.
Для отечественного автомобилестроения проект развивался весьма быстрыми темпами. Если в 1975 году было принято принципиальное решение о сотрудничестве, то уже в 1978 году построен первый образец, а в 1984 году автомобиль пошел в серийное производство. Интересно, что с этим первым образцом произошел казус. Машину собрали аккурат 31 декабря 1978 года, но завести двигатель тогда не удалось. Однако уже 2 ого января 1979 года конструкторы вновь приступили к испытаниям.
Машину разрабатывали по принятой немецкой системе. Проекту было присвоено наименование «Гамма», а каждому новому образцу серия с двумя нулями – 100, 200 и 300. Первая цифра серии отражала готовность того или иного экземпляра к серийному производству. При этом необходимо учитывать, что координация трех инжиниринговых площадок: Тольятти, Штутгарт и Турин проводилась без использования современных технологий передачи данных. Между тремя городами все время «курсировали» командированные специалисты разных компаний.
Наконец, в 1984 году производится опытная партия автомобилей. Журнал «За Рулем» подробно освещает это событие на своих страницах:
…Собственно, ВАЗ 2108 не просто новая машина, а первая модель принципиально нового по конструкции семейства автомобилей. Когда в 1978 году было утверждено а него техническое задание, предпочтение было отдано компоновочной схеме с передними ведущими колесами…
…Как показали всесторонние испытания и эксплуатация в разных климатических и дорожных условиях, ВАЗ 2108 не только резко отличается по своим потребительским качествам от других распространенных у нас машин. Он не уступает лучшим зарубежным аналогам своего класса. Машина хорошо приспособлена к эксплуатации в нашей стране и в этих условиях, можем смело сказать, превосходит иностранные образцы…
ЗР 1984 №11 стр 06
ЗР 1984 №11 стр 07
Во время испытаний на брусчатке отвалилась задняя подвеска. Начало восьмидесятых, вместо передка — камуфлирующая накладка
Испытатели вспоминали, что некоторые водители попадали в кювет, завидев на дороге такое чудо
Сотрудничество с Porsсhe
Так как машина должна была стать во многом революционной, решено было привлечь к её созданию западных партнеров. Велись переговоры с несколькими компаниями, но, в конечном счете, в качестве основного партнера была выбрана немецкая Porsche.
Вот как описывает принятие решения о сотрудничестве главный конструктор ВАЗа в 1975 – 1996 гг. Георгий Константинович Мирзоев в книге «Высокой мысли пламень»:
В 1975 году президент фирмы «Порше» Э. Фурманн встретился с В. Поляковым, тогда уже министром автомобильной промышленности СССР. И в разговоре отметил, что немецкое государство причинило много бед Советскому Союзу, развязав вторую мировую войну, и что это необходимо каким-то образом компенсировать.
В результате родилось соглашение между ВАЗом и фирмой «Порше» под эгидой Госкомитета по науке и технике (ГКНТ) СССР.
Работа с партнером была рассчитана на три года, (1976-1978 гг.), плата составляла 500 тысяч дойчмарок в год. Помимо разработки «восьмерки», специалисты Porsсhe предложили прототип Нивы с алюминиевыми деталями оперения, модернизацию ВАЗ-2103, а также наработки по двигателям. В течение двух с половиной лет на Porsche находилась постоянно меняющаяся по составу группа специалистов ВАЗа, что позволяло инженерам и дизайнерам получать необходимый опыт и навыки для создания новой модели. В качестве консультантов по технологии производства, была привлечена дочерняя фирма ФИАТа UTS, хорошо знакомая с ВАЗом ещё по проекту ВАЗ-2101
Однако были ещё и десятки предприятий – поставщиков комплектующих по всей Европе. Можно сказать, что проект был международным. Ставки были высоки. Последним завоеванием ВАЗа в Европе тогда была Нива , которая разошлась по всему миру тиражом более 500 тысяч экземпляров и новая модель не должна была «ударить в грязь лицом».
В отличие от «начинки», к дизайну Спутника западные специалисты не имели никакого отношения. Образ рождался постепенно, и на этапе эскизной проработки экстерьером передней части напоминал даже американские Понтиаки тех лет.
Образец 1978 года и коллектив его создателей.
Обратите внимание на утопленные в боковины ручки дверей — позже от этого решения отказались. Существовала легенда, будто бы некий русский эмигрант с Порше подарил нашим инженерам ручку от модели 924. Впрочем, такие мифы не лишены оснований. Помимо очевидных плюсов, которое давало сотрудничество с мировым грандом инжиниринга, наша бюрократическая система часто «сбоила» и рождала неприятные прецеденты.
Вспоминает испытатель Константин Кукушкин:
…Предложенная фирмой конструкция боковой двери никак не хотела укладываться в норму. В. Филимонов и я долго бились с провисанием двери, переработав несколько вариантов.
В результате поиска получилась дверь, отвечающая всем нормам, и при этом на 200 г легче.
Об этом были написаны соответствующие отчёты и «форганги» Но нас по-прежнему заставляли «мучить» конструкцию, разработанную фирмой.
Когда же её в конце концов окончательно забраковали, фирма предложила новую – нашу, изготовленную нами год назад, прилизав её и облагородив внутреннюю панель. Дверь была принята как предложение фирмы!...
Бывали и забавные ситуации. Специалисты Порше предложили поставить соответствующий шильдик на тех деталях, к которым приложили руку. Однако советская сторона отказалась, и в итоге об участии именитой фирмы в создании автомобиля напоминали лишь заметки в журналах: «При участии немецких специалистов…»
Помимо разработки самого автомобиля и постановки его на производство, предстояло решить ещё массу организационных вопросов в отношении поставщиков. Ниже один из показательных примеров.
Вспоминает технолог А.Зевакин:
…С изготовлением остекления для новых автомобилей ВАЗ-2108 на Борском стеклозаводе сложностей было немало. Ветровое стекло и стекло двери задка были приняты к изготовлению без особых возражений. А вот освоение опускных стёкол дверей и окон боковины встретило сильное сопротивление стекольщиков…
…И только благодаря вмешательству Г. Мирзоева, который сумел договориться с их московским Главком, завод дал согласие изготовить пробную партию стёкол…
Такие проблемы были со многими комплектующими. Резиновые уплотнители для стекол, ударопоглащающие бамперы из стеклонаполненного полиуретана — все давалось «с боем». Советская промышленность по многим направлениям выходила с «восьмеркой» на новый уровень производства, но уровень этот давался очень нелегко.
Первоначально, семейство должно было включать в себя модели с двумя типами кузовов (трех- и пятидверный хэтчбек ) и тремя двигателями объемом 1.1, 1.3 и 1.5 литра, однако позже стала понятна и необходимость освоения седана , которое растянулось до 1990-ого года. Кроме того, на базе ВАЗ-2108 было создано целое семейство спортивных модификаций , а так же построены различные концепты
Автомобили-конкуренты
Seat Rondo (1982-1986)
Skoda Favorit (1987-1995) — аналог «девятки» даже внешне
В 1989 году «За рулем» «с некоторыми сокращениями» приводит тест английского журнала «Car», проведшего тест Форда Эскорта и «Восьмерки»
А вот тест журнала «Motor» со страницы diecast43 в ЖЖ
Экспорт и окончание производства
В 1990 году на Брюссельском автосалоне бессменный дилер советских автомобилей в Европе компания Scaldia – Volga представляет подготовленный к мелкосерийному производству стильный кабриолет Lada Natasha. В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге открываются небольшие производства, где новые автомобили выпускаются уже мелкими партиями. Основная часть их уходит на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользовались успехом за счет демпинговых цен и, в целом, сбалансированной конструкции.
Lada Natasha
На автосалоне кроме вышеупомянутой Lada Natasha, фирма представила также рестайлинговую версию «восьмерки» Lada Carlota и «заряженную» Lada Samara RSI, созданную в отделе спортивных автомобилей ВАЗа. Пластиковый обвес изготовляла немецкая фирма Pichler, а тюнинговая фирма Mangoletti адаптировала под форсированный 1600-кубовый мотор «гоночную» систему впрыска, предусмотрев два варианта — мощностью 100 и 130 л.с. С первой «Мисс Россия» Машей Калининой в качестве хозяйки стенда Scaldia Volga и продукция АвтоВАЗа завоевала за рубежом определенную популярность.
После успеха Scaldia Volga и другие экспортеры автомобилей ВАЗ начинают разрабатывать рестайлинговые версии «зубила». Так, например, Норвежская компания «Конела-Норге-Бил», по примеру Lada Carlota, выпускает модель Lada Konelia. Она оснащала свои Лады альтернативной оптикой. Кстати, данное оформление передка напоминает ранние эскизы Пашко, приведенные выше.
Lada Konelia (Konela)в журнальной статье
Lada Konelia
Так как ВАЗ-2108 был не только автомобилем для внутреннего рынка, но и для внешнего, ему требовалась серьезная рекламная компания. Для продвижения новой модели фирма «Автоэкспорт» использовала самые передовые технологии – и рекламу в автомобильных изданиях, и создание видео – роликов и, конечно же, формирование спортивного имиджа марки. На этом стоит остановиться подробнее.
Французская реклама Самары
К началу девяностых передовая модель АвтоВАЗа начинает устаревать и завод теряет экспортные рынки.
Если в 1988 году АвтоВАЗ поставил за рубеж 306 641 автомобиль, то в 2008 году на экспорт было поставлено 106 562 штук. Однако данная статистика лукавит, т.к. до 80% поставок приходится на страны бывшего СССР, которые по понятным причинам раньше не считались экспортными рынками.
Попытка возобновить экспорт. Lada Baltic.
В 2004 году Лада-113 сменила в производстве ВАЗ 2108. На этом закончилась официальная история первого массового советского легкового переднеприводного автомобиля
Полезные ссылки
Модификации ВАЗ-2108
Подробные ТТХ
Спортивные модификации ВАЗ-2108
Экспериментальные модели ВАЗ-2108
ВАЗ-2109
ВАЗ-21099
ВАЗ-2113-2115
Ремонт ВАЗ-2108-21099
Книга «Высокой Мысли Пламень»
Сайт АвтоВАЗа ]
Статья подготовлена при участии Александра Астапенкова
➤ Характеристики Восьмерки — полный обзор ВАЗ 2108
История
В 1984 году с конвейеров АвтоВАЗ сошел автомобиль, полностью отличавшийся от всех предыдущих моделей. Он получил заводское обозначение ВАЗ-2108.
ВАЗ-2108Эту модель можно считать новой эрой АвтоВАЗа, поскольку 2108 во всем отличался от классических автомобилей этого производителя. Этому авто изначально присвоили и имя – «Спутник» (экспортные модели назывались по другому – «Samara»). Впоследствии отечественное имя не особо прижилось, но вместе с тем оно стало названием целого семейства автомобилей (состоящее всего из трех моделей), базой для которых выступил ВАЗ-2108. В народе же это авто получило свои прозвища – «Восьмерка» и «Зубило». На конвейере эта модель просуществовала до 2004 года, после чего ее заменила одна из моделей семейства 10-й серии.
В целом же, «Восьмерку» можно считать родоначальником всех выпускаемых сейчас автомобилей ВАЗ, поскольку в них используется концепция этой модели.
От любой классической модели ВАЗ-2108 отличалась абсолютно всем – кузовом, силовой установкой и ее расположением, трансмиссией. Мало того, этот автомобиль был создан практически «с нуля», и никаких узлов от предшественников в конструкции не задействовалось. Конечно, много чего было позаимствовано у зарубежных автопроизводителей, а в разработке этого авто принимали участие конструкторы других автомобильных компаний, в том числе и Porsche, но все же основная заслуга в создании отечественных конструкторов.
Поэтому стоит рассмотреть этот автомобиль подробнее, включая конструктивные особенности ВАЗ-2108, технические характеристики, виды силовых установок, трансмиссий, особенности кузова и массогабаритные размеры.
Двигатели и их характеристики
Начнем с силовых агрегатов. Для этого автомобиля предусматривалось несколько основных моторов с разными объемами и тех. характеристиками. Но схема двигателя ВАЗ-2108 – одинаковая для всех.
Это были моторы на 4 цилиндра с верхним положением ГРМ (8-клапанным) и распредвала. Отличительная особенность от установок предшествующих моделей заключалась в ременном приводе газораспределительного механизма. Также изменился и способ регулирования теплового зазора клапанов – от рокеров отказались в пользу регулировочных шайб.
Система питания изначально была карбюраторной, но в последствии ее заменили на инжектор. Охлаждение – жидкостного типа с принудительной циркуляцией ОЖ (объем ее составлял 7,8 литра для всех видов двигателей).
Двигатель восьмеркиСистема смазки – комбинированного типа (одни узлы смазывались под давлением, а другие – разбрызгиванием). Масла в двигателе требовалось 3,5 литра.
Изначально на моторах использовалась бесконтактная система зажигания, но после ее заменили на микропроцессорную (она использовалась как на карбюраторных, так и инжекторных версиях).
Наконец, пожалуй, одна из самых примечательных особенностей – двигатель располагался в моторном отсеке поперечно, что позволило увеличить пространство в салоне, уменьшить размеры капота и расположить его под уклоном.
Теперь о том, какие были у ВАЗ-2108 технические характеристики. Имеющиеся основные силовые установки были: 1,1-литровым, 1,3-литровым и 1,5-литровым. Маркировка двигателей ВАЗ-2108 была взята по обозначению марки (кроме инжекторной модели). Так, базовой считалась модель с мотором на 1,3 литра, ее и обозначили как ВАЗ-2108. А для других версий, чтобы обозначить установленный мотор, к индексу добавили дну цифру. В итоге, 1,1-литровая версия маркировалась как ВАЗ-21081, а 1,5-литровая – 21083.
Использовать же такое обозначение для инжекторного мотора не стали, и он обозначался как ВАЗ-2111.
Далее рассмотрим, какие же имел каждый двигатель ВАЗ-2108 характеристики. Итак, базовой была версия без дополнительных индексов. Объем двигателя ВАЗ-2108 составлял 1,3 литра, что позволяло ему развивать мощность в 63,7 л. с., а максимальный крутящий момент составлял 94 Нм при 3600 об/мин. коленчатого вала.
ВАЗ-2108 с 1,1-литровым мотором получили после некоторой переработки базового мотора (уменьшили ход поршня), тем самым повлияв на объем. Двигатель этот выдавал всего 53,9 л. с., а крутящий момент составлял 79 Нм при тех же оборотах мотора, что указаны выше.
Характеристики ВАЗ-2108 с 1,5 литрами объема и карбюраторной системой питания составляла: мощность – 70 л. с., крутящий момент – 106 Нм при 3400 об/мин.
Мотор ВАЗ-2111, устанавливавшийся на «Восьмерку» практически не отличался по показателям от карбюраторной версии. Мощность у них была одинаковой, а вот крутящий момент у инжекторной модели был несколько выше 115 Нм.
Это были описаны основные версии силовых установок. Но заводом также выпускалась и модель, оснащенная роторно-поршневым мотором ВАЗ-415 (двигатель Ванкеля). У этой установки показатели были самые лучшие, он развивал 140 л. с. При моменте в 186 Нм. Это был двухкамерный агрегат с карбюраторной системой питания. Но поскольку ресурс двигателей ВАЗ-415 был не очень большим, особой популярностью такая версия «Восьмерки» не пользовалась.
Трансмиссия
Далее рассмотрим, какие были у ВАЗ-2108 технические характеристики трансмиссии. На этом авто использовались КПП трехвального типа (4-х или 5-ступенчатая) и с установленным в картере дифференциалом. Управление ею осуществлялось рычагом, установленным в салоне. Но поскольку и силовая установка, и КПП размещались поперечно, то переключение скоростей осуществлялось не напрямую (как у классических моделей), а посредством дистанционной тяги.Количество масла в коробке ВАЗ-2108 составляло: 4-ступенчатая версия – 3,0 литра, 5-скростная – 3,3 литра. Масло в КПП ВАЗ-2108 заливалось трансмиссионное. Сцепление было однодисковым, сухого типа и с тросовым приводом.
Новая трансмиссияНесмотря на установленный в картере дифференциал, размеры КПП ВАЗ-2108 были меньше, чем у классических версий.
Оба типа коробки передач ставились только на 1,3-литровю версию. Мотор с 1,1 литрами объема не комплектовался 5-ступенчатой КПП, а для всех 1,5-литровых модификаций не было предусмотрено 4-ступенчатой КПП.
Примечательно, что по характеристикам обе коробки идентичны, и разница сводится только к наличию/отсутствию 5-й скорости.
Передаточные числа КПП ВАЗ-2108 обеих версий до 5-й передачи — одинаковы, и все приведены они в таблице:
Передаточные числа КПП ВАЗ-2108 | |
Скорость | Значение |
1-я | 3,636 |
2-я | 1,95 |
3-я | 1,357 |
4-я | 0,941 |
5-я | 0,784 |
Задняя | 3,53 |
Привод от коробки на ведущие колеса осуществлялся при помощи двух приводных валов, каждый из которых в своей конструкции имел по два шарнира равных угловых скоростей шарикового типа.
Далее – динамико-скоростная характеристика автомобиля ВАЗ-2108 с разным техническим оснащением. Естественно, самой слабой по этим данным является 1,1-литровая версия. Максимальный скоростной показатель у нее составляет всего 140 км/ч, а до «сотки» она ускоряется за 22 секунды. Среднее же потребление бензина у нее составляет 7,9 литра.
Скоростная характеристика ВАЗ-2108 с 1,3-литровым агрегатом и обеими версиями коробки имеет максимальный показатель в 148 км/ч, а 100 км/ч такая версия «берет» за 19 секунд. Но наличие 5-й скорости влияет на расход бензина. Версия с 4-ступенчатой коробкой в среднем потребляет 8,2 литра, а наличие дополнительной скорости позволило снизить этот показатель до 7,8 литра.
1,5-литровая версии «восьмерки» с разной системой питания и 5-скоростной коробки имеет практически идентичные показатели. Максимальная скорость этих модификаций составляет 156 км/ч, а вот динамические показатели и потребление топлива немного разняться. Карбюраторная версия ускоряется до 100 км/ч за 15 секунд, а инжекторная это делает на 0,5 секунды быстрее.
Что касается расхода, то 8,0 литра в среднем потребляет карбюратор, и 7,7 литра – инжектор.
Ходовая часть
На ВАЗ-2108 передние колеса являлись не только управляемыми, но еще и ведущими. Удалось это организовать благодаря использованию передней независимой подвески. Основным составным элементом передней подвески ВАЗ-2108 являются стойки МакФерсона, которые помимо основной функции выполняли еще и роль поворотных кулаков. Состояли они из корпуса, амортизатора и пружины, собранных в единую конструкцию. Крепились к кузову стойки внизу рычагами, а вверху – опорами. Левая и правая стойки объединялись стабилизатором поперечной устойчивости.
Сзади же использовалась торсионно-рычажная подвеска, в конструкцию которой входила балка с крепежными кронштейнами, амортизатор и пружина.
Рулевое управление у этой машины – типа «шестерня-рейка» с рулевыми тягами для соединения с поворотными кулаками. Никакого усилителя рулевого управления не предусматривалось.Тормозная система – двухконтурная, с диагональным положением контуров, гидроприводом и вакуумным усилителем. На передних колесах устанавливались дисковые тормозные механизмы, а сзади – барабанные. Ручной тормоз – механического типа с тросовым приводом и воздействием на задние механизмы.
Такая схема ходовой ВАЗ-2108 является достаточно удачной и применялась она не только на моделях семейства «Спутник», но и на всех последующих автомобилях ВАЗ.
Массогабаритные показатели
Напоследок о несущей части. «Восьмерка» имела трехдверный кузов хэтчбек. После на ее базе выпустили 5-дверный хэтчбек ВАЗ-2109 и седан ВАЗ-21099.
Размеры ВАЗ-2108 составляли: длина – 4,006 м, ширина -1,75 (с учетом одного бокового зеркала), высота — 1,402 м. Дорожный просвет – 170 мм.
Снаряженная масса авто – 920 кг, а при полной загрузке «Восьмерка» весит больше – 1370 кг.
Несмотря на то, что модель уже давно не выпускается, она все еще остается популярной и пользуется спросом. Тем более, что этот автомобиль является отличным полем для экспериментов по улучшению внешнего вида и технических характеристик.
История создания ВАЗ 2108
Модификации автомобиля |
2108 1.3 |
21083 1.5 |
21083-20 1.5 i |
Двигатель |
|||
Расположение двигателя |
Спереди поперечно |
||
Объем двигателя |
1300 см3 |
1500 см3 |
|
Количество цилиндров / Клапанов на цилиндр |
4 / 2 |
||
Ход поршня |
71 мм |
||
Диаметр цилиндра |
76 |
82 |
|
Cтепень сжатия |
9,9 |
||
Система питания |
Карбюратор |
Распределенный впрыск |
|
Мощность (л.с/ об. мин) |
64 / 5600 |
70 / 5600 |
78 / 5400 |
Крутящий момент (Нм / об.мин) |
94 / 3500 |
106.4 / 3500 |
115 / 3000 |
Тип топлива |
АИ-92 |
||
Трансмиссия |
|||
Колесная формула / ведущие колеса |
4Х2 / передние |
||
Коробка передач |
механическая |
||
Число передач |
5 вперед, 1 назад |
||
Рулевое управление |
|||
Тип |
реечный |
||
Усилитель |
|||
Тормозная система |
|||
Передние тормоза |
Дисковые |
||
Задние тормоза |
Барабанные |
||
Подвеска |
|||
Тип передней подвески |
Амортизационная стойка |
||
Тип задней подвески |
Винтовая пружина |
||
Кузов |
|||
Тип кузова / количество дверей |
Хэтчбек / 3 |
||
Кол-во посадочных мест |
5 |
||
Длина |
4006 мм |
||
Ширина |
1650 |
1620 |
|
Высота |
1402 |
1400 |
|
Колесная база |
2560 |
2660 |
|
Колея передних колес, мм |
1400 |
||
Колея задних колес, мм |
1370 |
||
Клиренс |
160 мм |
||
Объем багажника (min / max) |
270 / 1000 |
272 / 604 |
|
Снаряженная масса |
900 |
925 |
|
Допустимая масса |
1325 |
1370 |
|
Эксплуатационные характеристики |
|||
Время разгона до 100 км / ч |
16 с |
14 с |
13 c |
Максимальная скорость |
160 км / ч |
||
Размер шин |
R13 165 / 70 |
||
Расход топлива в городе (л / км) |
8,6 / 100 |
8 / 100 |
|
Объем бака |
43 литров |
ВАЗ 2108 Восьмерка технические характеристики
Эксплуатационные характеристики ВАЗ 2108 восьмерка
Максимальная скорость: 160 км/ч
Время разгона до 100 км/ч: 16 c
Расход топлива на 100км по городу: 8.6 л
Объем бензобака: 43 л
Снаряженная масса автомобиля: 900 кг
Допустимая полная масса: 1325 кг
Размер шин: 165/70 SR13
Характеристики двигателя
Расположение: спереди, поперечно
Объем двигателя: 1300 см3
Мощность двигателя: 64 л.с.
Количество оборотов: 5600
Крутящий момент: 94/3500 н*м
Система питания: Карбюратор
Турбонаддув: нет
Газораспределительный механизм: OHC
Расположение цилиндров: Рядный
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 71 мм
Степень сжатия: 9.9
Количество клапанов на цилиндр: 2
Рекомендуемое топливо: АИ-92
Тормозная система
Передние тормоза: Дисковые
Задние тормоза: Барабанные
Рулевое управление
Тип рулевого управления: Шестерня-рейка
Усилитель руля: нет
Трансмиссия
Привод: Передний
Количество передач: механическая коробка — 5
Подвеска
Передняя подвеска: Амортизационная стойка
Задняя подвеска: Винтовая пружина
Кузов
Тип кузова: хэтчбек
Количество дверей: 3
Количество мест: 5
Длина машины: 4006 мм
Ширина машины: 1650 мм
Высота машины: 1402 мм
Колесная база: 2560 мм
Колея передняя: 1400 мм
Колея задняя: 1370 мм
Дорожный просвет (клиренс): 160 мм
Объем багажника максимальный: 1000 л
Объем багажника минимальный: 270 л
Производство
Год выпуска: с 1980 по 2005
ВАЗ-2108 — Вікіпедія
ВАЗ-2108 Супутник / Лада Самара — тридверний легковий автомобіль малого класу з приводом на передні колеса і поперечним розташуванням двигуна Волзького автозаводу. Випускався з 1984 року до 2005 року.
ВАЗ-2108 з «довгим» переднім криломВАЗ-2108 випускався Волзьким автомобільним заводом. В цей час не випускається. Випускається її наступниця — 2113, яка зовні відрізняється від 2108 зміненою формою передка (крила, капот, оптика), іншими бамперами, наявністю пластикових накладок на порогах і спойлером на задній двері.
Автомобіль ВАЗ-2108 вперше з’явився в 1984 році. Ця модель з трьохдверним кузовом хетчбек стала воістину епохальною подією не тільки для Волжського автозаводу, але і для вітчизняних автоаматорів. Запропоновано було іменувати її на внутрішньому ринку — «Супутником», але назва не прижилася і врешті-решт затвердилося експортне — «Самара». Модель ВАЗ-2108 Спутник / Lada Samara поклала початок масовому випуску в країні передньоприводних легкових автомобілів. Автомобіль вийшов, звичайно, надійніший у керуванні, безпечний і економічний у порівнянні з класичними «Жигулями». Корозійна стійкість кузова також стала об’єктивно краще.
У новинку було все: передньопривідна компоновка, кузов хетчбек, поперечне розташування двигуна, безконтактна система запалювання, передня підвіска типу McPherson, рейкове рульове управління, тросовий привід зчеплення, пластмасові енергопоглинаючі бампери. Автомобілі перших випусків страждали, як прийнято, «дитячими хворобами», які завод усував прямо по ходу виробництва, на споживачах. Особливо дошкуляли тоді недовговічні і дефіцитні компоненти системи електронного запалювання (особливо рання модель комутатора 36.3734). Втім, і карбюратори типу — «Солекс» особливо розслабитися не давали (і не дають досі), не кажучи вже про стійки, знос чохлів і самих шарнірів рівних кутових швидкостей, «гримлячі» передня панель і оббивка салону та ненадійну конструкцію замків дверей. Частково з деякими несправностями на пізніших випусках змогли впоратися, наприклад, з самовідгвинчуванням гайок передніх маточин та обривом троса зчеплення, але більшість проблем можуть траплятися і далі.
Втім, скрипи і тріск, які видають оббивка і панелі, можуть говорити і про неправильної експлуатації (з перевантаженням, від якої повело кузов) або про нещільне прилягання панелей оббивки до правління після аварії кузова. Незважаючи на широкі двері, вихід і вхід на заднє сидіння тримісне утруднені. Ця обставина, як правило, тлумачиться на користь якогось іміджу молодіжної спортивності, хоча в усьому світі це, швидше, ознака «автомобіля для домогосподарок» (дешевше і безпечніше при перевезенні маленьких дітей — не вилізуть). Салон комплектують гобеленовими анатомічними сидіннями з достатнім запасом регулювання у трьох напрямках, оббивка дверей дефектами не страждає, як і інша периферія в салоні (хоча й починають «акомпанувати» вже після невеликого пробігу). Серед прикрих дрібниць зустрічаються такі, як відсутність підголовників для задніх сидінь і попільнички, незручність доступу до ременів безпеки передніх сидінь (дуже далеко зрушена назад стійка кузова), високе розташування кромки багажника. Запасне колесо розташоване в ніші багажника. Місткість багажника збільшується при складеній спинці заднього сидіння (на жаль, вона не складається по частинах і не приймає до кінця горизонтальне положення, що не дозволяє перевозити дійсно громіздкі предмети).
Машина оснащується рядними 4-циліндровими бензиновими двигунами. Спочатку базовим двигуном на ВАЗ-2108 був узятий 1,3-літровий 65-сильний (ВАЗ-2108) з чотириступінчастою коробкою передач. Його відрізняє, при правильному і своєчасному технічному обслуговуванні, достатня надійність. Він здатний без проблем пройти 150 тис. км (за умови не гоночного темпераменту власника). Єдине, з чим доведеться миритися, так це з частою заміною масляного фільтру і необхідністю обслуговування запалення і регулювання клапанів тільки на СТО. Модифікація ВАЗ-21083, що випускається з 1987 року, оснащується карбюраторним двигуном робочим об’ємом 1,5 л. ВАЗ-21083i — інжекторним двигуном робочим об’ємом 1.5л. Дещо пізніше, для експорту в деякі країни, почали виробництво модифікації ВАЗ-21081 з рядним 4-циліндровими бензиновим 1,1-літровим 53-сильним не дуже темпераментним двигуном. У 1996 році випуск цієї модифікації завершили.
З 1994 року Волзький автозавод випускав ВАЗ-2108-91 з РПД ВАЗ-415 об’ємом 1,3 літра, потужністю 140 к.с. при 6500 об / хв, але, звичайно — обмеженими партіями.
На цьому автомобілі вперше в модельному ряду ВАЗу була застосована п’ятиступінчаста коробка передач, яка надалі стала встановлюватися на всі моделі сімейства «Самара» (перший радянський легковий автомобіль з п’ятиступінчастою КПП — Москвич-2141). Також ці автомобілі вперше для російської автомобільної промисловості стали забарвлюватися металізованими емалями в серійному виробництві.
У 1990 році був проведений рестайлінг передньої частини, в результаті якого «вісімка» придбала іншу форму крил і позбавилася від горезвісного «дзьоба». На ринку версії з окремим «дзьобом» в передку і «коротким крилом» (до 1991 року випуску) поступаються місцем моделям ВАЗ-21083 з «довгим крилом». Досить багато пропозицій про продаж ВАЗ-21081 і ВАЗ-21083 з велюровим салоном і зручнішою панеллю «люкс» з тахометром і маршрутним комп’ютером (стандарт для седанів ВАЗ-21099 і версій з інжекторними двигунами), які також встановлюють на автомобілі, що побували в аварії (щоб подорожче спихнути). Свого часу невдалий дизайн «дзьоба» викликав до життя цілу прошарок дрібних фірм і фірмочок, які намагалися випускати різні накладні деталі оформлення, що міняли невдалу зовнішність «вісімки». Існує ще ряд моделей, які за своїми характеристиками не відрізняються від базових моделей, але з Через різницю в розташуванні вузлів та агрегатів отримали власні індекси. Експортні варіанти, що випускаються для Великої Британії — ВАЗ-21086, ВАЗ-21087, ВАЗ-21088. Це аналоги відповідно моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, але з правостороннім розташуванням рульової колонки. Відповідно змінено розташування педалей управління і вакуумного підсилювача гальм. Змінений алгоритм руху двірників вітрового скла. Вони рухаються зліва направо, що обумовлено ‘дзеркальним’ механізмом приводу двірників.
За оголошенням зрідка зустрічаються кабріолети західного виробництва з інжекторними двигунами (Natasna, Bohemia Cabrio). Іноді пропонують моделі з правим кермом з Великої Британії (такі машини носять заводські індекси: 21086 з двигуном 1,3 л; 21087 — 1,1 л; 21088 — 1,5 л). Попадається також двомісний фургон ВАЗ-2108Ф (ВАЗ-1706) Човник (назва говорить сама за себе) з високим пластиковим дахом (загальна висота 1900 мм) і вантажним відсіком об’ємом 2,2 м3. Його вантажопідйомність 450 кг, а навантажувальна висота за рахунок оригінальної конструкції задніх дверей знижена до 550 мм. Зараз можна вибрати варіанти з різними панелями приладів («висока» або «низька»), з системою уприскування палива і різним додатковим устаткуванням. Остання новинка — встановлюється на заводі на частину випуску системи захисту автомобіля від угону. Цей, у цілому вдалий автомобіль, навіть після понад 15 років випуску залишається популярним у покупців, в основному завдяки низькій ціні, хорошим їздовим властивостям і доступності ремонту.
У 1998 році на базі моделей 21083 та 21213 був розроблений позашляховик ВАЗ-210834 Лада Тарзан, в 2000 році ВАЗ-210832 Супутник / Самара.
З 2001 р. була прийнята нова програма комплектації моделей: варіанти виконання для автомобілів з карбюраторним двигуном: «стандарт» (ВАЗ-21083-00), «норма» (ВАЗ-21083-01) і «люкс» (ВАЗ-21083-02). У модельному ряду АТ «АВТОВАЗ» 2001—2002 рр. представлені модифікації ВАЗ-21083 з карбюраторним і вприсковим двигунами.[1]
Індекс | Модель двигуна | Об’єм | Система живлення | Клапани/ГРМ | Потужність при об/хв | Крутний момент при об/хв | Роки випуску |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Двигуни Р4 | |||||||
1.1 8V | ВАЗ-21081 | 1099 см³ | карбюратор | 8/SOHC | 54 к.с. (40 кВт)/5600 | 79 Нм/3600 | 1987-1997 |
1.3 8V | ВАЗ-2108 | 1289 см³ | карбюратор | 8/SOHC | 64.6 к.с. (48,1 кВт)/5600 | 95 Нм/3400 | 1984-1997 |
1.5 8V | ВАЗ-21083 | 1499,8 см³ | карбюратор | 8/SOHC | 71 к.с. (50,3 кВт)/5600 | 100 Нм/3400 | 1986-2005 |
1.5i 8V | ВАЗ-2111-80 | 1499,8 см³ | інжектор | 8/SOHC | 76 к.с. (55,9 кВт)/5600 | 118 Нм/2800 | 1994-2005 |
1.6 8V | ВАЗ-21084 | 1580 см³ | карбюратор | 8/SOHC | 82 к.с. (60,7 кВт)/5800 | 125 Нм/3700 | |
1.3 | ВАЗ-415 | 1308 см³ | карбюратор | — | 140 к.с. (103,6 кВт)/6000 | 186 Нм/4500 |
- ВАЗ-2108-91 — зовні повністю ідентична ВАЗ-2108, але з двосекційним РПД ВАЗ — 415 потужністю 140 к.с. об’ємом 1300 см3.
- ВАЗ-21081 — зовні повністю ідентична ВАЗ-2108, встановлений двигун об’ємом 1100 см3. Модель в основному поставлялася на експорт.
- ВАЗ-21083 — зовні повністю ідентична ВАЗ-2108, встановлений карбюраторний двигун об’ємом 1500 см3.
З 2001 р. була прийнята нова програма комплектації моделей. У результаті модель ВАЗ-21083 отримала подовжені індекси, в залежності від комплектації:
- * ВАЗ-21083-00 — комплектація «стандарт»
- * ВАЗ-21083-01 — комплектація «норма»
- * ВАЗ-21083-02 — комплектація «люкс»
Перша серійна інжекторная модель ВАЗ-21083 мала індекс ВАЗ-21083-20 і була випущена в 1994 році. З 2001 р. була прийнята нова програма комплектації моделей, в результаті чого комплектації моделі ВАЗ-21083-20 привласнили найменування «стандарт».
Повний список модифікацій легкових ВАЗ-21083 з інжектором:
- * ВАЗ-21083-20 — комплектація «стандарт»
- * ВАЗ-21083-21 — комплектація «норма»
- * ВАЗ-21083-22 — комплектація «люкс»
- ВАЗ-210834 — у 1998 році на базі моделей 21083 та 21213 був розроблений позашляховик ВАЗ-210834 з двигуном 21213 і Лада Тарзан з двигуном 21231.
- ВАЗ-21084 — зовні повністю ідентична ВАЗ-2108, встановлений двигун об’ємом 1600 см3. Являє собою мотор ВАЗ-21083 з збільшеним по висоті на 1,2 мм блоком, трохи зміненою головкою і новим колінчастим і газо-розпридільчим валами. Поршень діаметром 82 мм, обрізаний по висоті на 1,8 мм, тут буде мати хід 74,8 мм. Випускалася дрібними серіями в умовах дослідно-промислового виробництва.
- ВАЗ-21085 — ідентична ВАЗ-2108, але з 16-ти клапанним інжекторним двигуном об’ємом 1500 см3 потужністю 93 к.с..
- ВАЗ-21086 — являє собою модель ВАЗ-2108 з правим розташуванням рульового колеса.
- ВАЗ-21087 — являє собою модель ВАЗ-21081 з правим розташуванням рульового колеса.
- ВАЗ-21088 — являє собою модель ВАЗ-21083 з правим розташуванням рульового колеса.
- ВАЗ-21089 — зовні повністю ідентична ВАЗ-2108, але з двосекційним РПД ВАЗ — 414 потужністю 120 к.с. Випускалася дрібними партіями до появи нового РПД ВАЗ — 415 потужністю 140 к.с. Потім на зміну прийшла модель ВАЗ-2108-91 з двигуном РПД ВАЗ — 415.[1]
- Lada Samara Van або Lada Samara Enterprise — 2-дверний фургон створений на основі ВАЗ-2108 для ринку Європи.
- Lada Samara Natasha — кабріолет на основі ВАЗ-2108, був створений Scaldia-Volga за допомогою одного з найстаріших бельгійських кузовобудівників Garage Meeus. З листопада 1990 по грудень 1995 року випущено 456 таких кабріолетів.[2]
- Приморський бульвар
- Фанат — 1989
- Гра всерйоз
- Ризик без контракту
- Російський транзит
- На прізвисько «Звір»
- Класик
- У смузі прибою
- Бандитський Петербург
- Далекобійники — в 1 серії «російський конвой»
- Одного разу збрехавши
- Кат 1990
В ігровій та сувенірній індустрії[ред. | ред. код]
- У 2009 році модель ВАЗ-2108 у масштабі 1:43 вийшла в рамках проекту «Автолегенди СРСР» від видавництва «ДеАгостіні».
- З 1989 року випускається заводом «Тантал» (1:43), хоча з кінця 90х спостерігаються великі порушення в литві кузова.
- Також модель виробляється китайською фірмою Welly у масштабі приблизно 1:34.
Сколько часов в сутки должен спать новорожденный. Как меняется режим сна младенца по неделям и месяцам. Что делать, если ребенок плохо спит ночью. Важные советы . . .
Какие критерии важны при выборе зимней обуви для малышей. Какие материалы обеспечивают лучшую защиту от холода и влаги. Как правильно подобрать размер детской зимней обуви. . . .