McLaren MP4/8. Шасси, удивившее дующегося Айртона Сенну
Свою последнюю победу в Формуле 1 легендарный бразильский гонщик Айртон Сенна одержал именно за рулем шасси McLaren MP4/8. Кроме того, свое триумфальное чудо в дождевом Донингтоне в 1993-м трехкратный чемпион мира также сотворил при помощи этой восхитительной, пусть и не чемпионской машины. Слово Дэмьену Смиту…
В сезоне-1993 Ален Прост выиграл свой последний титул в карьере за рулем невероятного шасси Williams FW15C и заявил об уходе из спорта непобежденным. Но основное внимание в том году все же было приковано не к триумфатору, а к его бывшему напарнику и сопернику, а ныне только сопернику Айртону Сенне.
Великий бразилец на протяжении всего сезона жаловался на его снизившийся статус в ослабленной команде McLaren, но в то же время наслаждался борьбой на трассе – особенно в тех гонках, когда ему удавалось оставить ни с чем заклятого врага, пилотировавашего поистине чемпионское шасси Williams, построенное под пристальным взором Эдриана Ньюи и оборудованное двигателем Renault.
Будучи с самого старта сезона андердогом в чемпионской битве, Сенна провел несколько потрясающих гонок на протяжении года, ставшего не только последним в его карьере в Формуле 1, но и последним полным годом, прожитым на этом свете…
Проделки и уловки Айртона держали болельщиков и прессу в напряжении весь год, и на этом фоне поблекла ключевая истина – пусть McLaren MP4/8 не обладала всеми качествами чемпионского шасси Williams FW15C, но это была по-настоящему великая машина. К тому же, она унаследовала все внешние прелести своих предшественниц и по красоте не только не уступала им, но даже в чем-то превосходила.
McLaren MP4/8Фото: autosport.com
Конструктору MP4/8 Нилу Оутли есть чем гордиться – факт. Лишь в ноябре 1992-го он и его коллеги узнали, что Honda собирается свернуть свою программу в Ф1. В ответ руководитель команды Рон Деннис сделал всё, чтобы заполучить 10-цилиндровый мотор Renault на следующий сезон, но потенциальная сделка сорвалась, и коллективу пришлось довольствоваться силовой установкой Ford HB V8.
При этом у американской компании было заводское партнерство с Benetton, а команде из Уокинга достался статус клиента и мотор предыдущей спецификации.
Это был серьезный удар по некогда доминирующей дружине, но Оутли не пал духом и проявил свой истинный талант в сложные для команды времена. Еще перед стартом сезона они знали, что у них будет не самый мощный двигатель, но на машине это никоим образом не отразилось.
Из новшеств на McLaren MP4/8 можно отметить модернизированную систему электроники и программное обеспечение, позволяющее лучше контролировать шасси и сбор данных и телеметрии. Плюс к тому в кокпите был установлен значительно облегченный управляющий блок электроники. Всё это добро было произведено в дочерней компании McLaren Group – TAG Electronics.
Вкупе с отличным шасси с улучшенной активной подвеской и системой трекшн-контроля не хуже, чем у Williams, всё смотрелось весьма перспективно.
McLaren MP4/8Фото: autosport.com
Всю зиму перед сезоном, пока инженеры и конструкторы напряженно работали на базе, Айртон дулся в Бразилии. Отказ мотористов Honda и Renault его не радовал, а необходимость сражаться с давним недругом Аленом Простом за рулем заведомо уступающей в скорости машины также не добавляла оптимизма.
В итоге бразилец просто пригрозил остаться дома. Началась сага под названием «поедет/не поедет».
Но когда Айртон прибыл на тесты и впервые сел за руль новой машины, он был просто поражен ее проворностью и управляемостью. С более короткой колесной базой, чем у Williams, и, как оказалось, достаточно мощным мотором, у MP4/8 были все необходимые ингредиенты для сражений на узких извилистых трассах. Сенна решил принять этот вызов, ему стало попросту интересно.
Но при этом ретивый бразилец продолжал держать Денниса и спонсоров McLaren на коротком поводке. На какие только ухищрения ни шел Айртон, чтобы создать фон недовольства – достаточно вспомнить его условие о продлении контракта после каждой следующей гонки с оплатой за уик-энд в размере одного миллиона долларов. Такие причудливые подробности сделки тут же облетели все первые колонки спортивных газет.
В тот год все вокруг говорили только о Сенне и McLaren, несмотря на отсутствие у них чемпионской машины. Но сами они расписываться в этом факте не собирались.
Прост выиграл дебютную гонку сезона в Южной Африке, но Айртон тут же отыгрался на домашнем автодроме в Интерлагосе в триллере с переменными погодными условиями. Затем был Донингтон Парк…
McLaren MP4/8Фото: autosport.com
Владелец английского автодрома Том Уиткрофт буквально выкрутил Берни Экклстоуну руки, в ответ получив право провести у себя долгожданный этап Формулы 1 под вывеской Гран При Европы.
Апрельская дата уик-энда почти гарантировала гонщикам проливной дождь – так и случилось. В такую погоду зрители не спешили приезжать на автодром, что повлекло за собой большие убытки Уиткрофта, но он ни разу не пожалел о своем решении.
Итогом стала одна из лучших гонок в истории Формулы 1, в которой Сенна продемонстрировал свой истинный талант. То, как он на первом круге опередил четырех соперников и вышел в лидеры гонки, забыть непросто. Айртон полностью доминировал в этом заезде, тогда как Прост и его напарник Деймон Хилл беспомощно барахтались позади – на мелководье.
Ален постарался стереть из памяти болельщиков это обидное поражение при помощи побед в Имоле и Барселоне, но в мае Сенна в шестой раз покорил Гран При Монако. Однако в дальнейшем McLaren и Айртону было очень трудно поддерживать заданный Williams и Простом темп. И проблемы с надежностью им также не помогали.
Но про бразильца не перестали говорить, а новая волна интереса к нему появилась после известия о переходе в команду из Гроува, что, по сути, и вынудило Проста завершить карьеру.
Ален не собирался второй раз входить в одну и ту же реку и сопер(напар)ничать с Сенной в Williams после двух совместных взрывоопасных сезонов в Уокинге.
Что касается напарников Айртона по McLaren в 1993-м, то Майкл Андретти испил эту чашу до дна, на собственной шкуре испытав, что значит ездить в одной команде с бразильцем. Однако в своих бедах американец в том числе был виноват сам.
После блестящего выступления в Indycar все ожидали, что он проявит себя и в Формуле 1, однако сокращенное количество тестов сыграло с ним злую шутку – не помогли и первые дождевые этапы сезона.
McLaren MP4/8Фото: autosport.com
Последней каплей терпения стало намерение Андретти летать на каждую гонку из США. Он правда собирался это делать? И в сентябре, несмотря на подиум в Монце, Майкл был уволен из команды, а на его место пришел молодой тест-пилот Мика Хаккинен, переквалифицировавший Сенну на первом же совместном этапе в Эшториле.
В тот уик-энд Прост выиграл свой четвертый титул и заявил об уходе из спорта. В концовке сезона Айртон уверенно выиграл на Сузуке и в Аделаиде, где очень тепло поприветствовал своего уже бывшего заклятого врага на подиуме. Это был очень важный момент для Формулы 1 той эпохи, особенно в свете трагедии, которая произошла с бразильцем полгода спустя.
Что касается McLaren, то в 1993-м они тестировали спецификацию B машины MP4/8 с 12-цилиндровым двигателем Lamborghini с брендингом Chrysler. Сенна и Хаккинен остались очень довольны испытаниями, но дальнейшего развития это сотрудничество не получило. В результате на 1994 год Рон Деннис заключил соглашение на поставку моторов с Peugeot – не самый лучший ход.
В канун гонки в Аделаиде никто и не догадывался, что в следующие три года McLaren не добьется ни единой победы в Ф1, а для Айртона Сенны этот триумф станет последним в карьере.
Подводя итог, можно сказать, что шасси MP4/8 зарекомендовало себя с самой лучшей стороны, позволив команде одержать пять побед, включая одну из самых значимых и зрелищных в истории Формулы 1. Эта машина навсегда останется в сердцах настоящих поклонников Больших Призов…
McLaren MP4/8Фото: autosport.com
Спецификация McLaren MP4/8:
Шасси: Углеродное волокно и композитная ячеистая структура
Передняя и задняя подвеска: Двойные рычаги с толкателями, пружины, амортизаторы
Колесная база: 2845 мм
Двигатель: Ford HBD7 V8
Объем двигателя: 3,494 куб. см.
Мощность двигателя: 680 л.с.
Коробка передач: McLaren поперечная полуавтоматическая 6-скоростная
Шины: Goodyear
Вес: 505 кг
Гонщики: Айртон Сенна, Майкл Андретти, Мика Хаккинен
Результаты шасси McLaren MP4/8:
Старты: 32
Победы: 5
Поулы: 0
Быстрые круги: 1
Подиумы: 4
Очки: 84
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8198/the-mclaren-that-surprised-sulking-senna
McLaren MP4/8Фото: autosport.com
Энциклопедия Формулы 1: 1950-2021
Гонки202120202019201820172016201520142013201220112010200920082007200620052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119901989198819871986198519841983198219811980197919781977197619751974197319721971197019691968196719661965196419631962196119601959195819571956195519541953195219511950ТрассыА1-РингАделаидаАидаАйн-ДиабАлгарвеАндерсторпАФУСБакуБольшая НойдаБремгартенБрэндс-ХэтчБуэнос-АйресВаленсияДалласДетройтДжиддаДижон-ПренуаДонингтон-ПаркЖакарепагуаЗандфортЗольдерИмолаИндианаполисИнтерлагосИст-ЛондонЙонамКаталунья-МонмелоКлермон-ФерранКьяламиЛас-ВегасЛе-Ман (кольцо Бугатти)Лонг-БичМаньи-КурМельбурнМехико-СитиМон-ТрембланМонжуик-ПаркМонреальМонсанто-ПаркМонте-КарлоМонцаМоспорт-ПаркМуджеллоНивель-БолерНюрбургрингОстеррайхрингОстинПедральбесПескараПоль-РикарПортуРеймсРеймс-ГуРиверсайдРуанСахирСебрингСепангСилверстоунСингапурСочиСпа-ФранкоршанСтамбулСудзукаУоткинс-ГленФиниксФудзиХарамаХерес-де-ла-ФронтераХокенхаймХунгарорингЦельтвегШанхайЭйнтриЭшторилЯс МаринаГран При70-летияАбу-ДабиАвстралииАвстрииАзербайджанаАйфеляАргентиныБахрейнаБельгииБразилииВеликобританииВенгрииГерманииЕвропыИндииИспанииИталииКанадыКитаяЛюксембургаМалайзииМароккоМексикиМонакоНидерландовПескарыПортугалииРоссииСан-МариноСахираСингапураСШАСША-ВостокСША-ЗападТихого океанаТосканыТурцииФранцииЦезарс-ПаласШвейцарииШвецииШтирииЭмилии-РоманьиЮжной АфрикиЮжной КореиЯпонииГонщикиABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWYZШассиABCDEFGHIJKLMOPRSTVWZДвигателиABCDEFGHIJKLMNOPRSTVWYZШиныAvonBridgestoneContinentalDunlopEnglebertFirestoneGoodyearMichelinPirelliНацииАвстралияАвстрияАргентинаБельгияБразилияВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГДРГерманияГонконгДанияИзраильИндияИндонезияИрландияИспанияИталияКанадаКитайКолумбияЛихтенштейнМалайзияМароккоМексикаМонакоНигдеНидерландыНовая ЗеландияПольшаПортугалияРодезияРоссияСШАТаиландУругвайФинляндияФранцияЧехияЧилиШвейцарияШвецияЮжная АфрикаЯпонияСтатистикаГонщикиШассиДвигателиШиныНацииТрассыГран ПриЧемпионатыРейтингиГонщикиШассиДвигатели
MCLAREN FORD MP4/8 — MIKA HAKKINEN
Категории …Коллекционные моделиИнструментКраска, химия, материалыМаскиКаталоги, Книги, ЖурналыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси
Производители …78artAA ModelsAberAbordageAbrexAbteilung502AcademyACEACMEAdvanced ModelingAFV clubAGM ModelsAHC ModelsAIM Fan ModelAiresAirFixAK InteractiveAKhobbyAlanAlangerAlclad IIAlex MiniaturesAlezanAlfAlmostrealALRAltayaAmercomAmerican DioramaAmerican Heritage ModelsAMG ModelsAMKAMMO MIGAmodelAmourAMPAMTAmusing HobbyAnsonAoshima (DISM)ARK modelsARM.PNTArmaHobbyArmoryARS ModelArt ModelART-modelAscensioASK ModelsASQATCAtlasAudi MuseumAurora HobbyAuthentic DecalsAuto PilenAutoArtAutobahnautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotimeAutoworldAvanstyle (Frontiart)Avart ArhiveAVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиAvisAWMAZModelBachmannBalaton ModellBangBare-Metal Foil Co.BauerBBRBburagoBegemotBest ModelBest of ShowBianteBingBizarreBM CreationsBM-ToysBobcat dealerBorder ModelBrekinaBroncoBrooklin ModelsBrummBuschby AKBy VolkCaesar miniaturesCar BadgeCararama (Hongwell)CarlineCarNelCBModelsCentauriaCenturyCentury DragonCentury WingsCHIEFF ModelsChina ModelsClassic 43ClassicbusClearPropCMCCMFCMKCMRColibri DecalsCollector’s ClassicsConradCopper State ModelsCorgiCult Scale ModelsCursorD.N.K.Daimler-MARDANmodelDarksideDasModelDAYdiecastETCHDays-goneDeAgostiniDecal ShopDel PradoDenisssModelsDetailCarsDiapetDickie SpielzeugDie-Cast superDie-cast по-домашнемуDifferent ScalesDinky ToysDiOlex ProductionDioparkDioramaTechDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDNAdnanoDoctor DecalDong GuanDorlopDragonDUPLI COLOREaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdison GiocattoliEdmon StudioEduardEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsERAERTLESCIEsval ModelsEUREKA XXLEvergreen (USA)EVR-miniExcelExotoEXPRESSO WINGSFalcon ModelsFallerFine MoldsFirst 43 ModelsFirst ResponseFirst to FightFLAGMANFlyFly Car ModelFlyHawk ModelForces of ValorFormat72Forward-68FoxtoysFranklin MintFreedom ModelsFriulmodelFrontiartFUGU_GARAGEFujimi MokeiGAMAGarageGarbuz modelsGartexGearboxGeminiJetsGems & CobwebsGIMGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGMU ModelGoldvargGorky ModelsGreat Wall HobbyGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGuiloyGuisvalGunTower ModelsHachetteHarder_SteenbeckHartoy Inc.HasbroHasegawaHat Plastic ModelsHedgeModelsHekiHellerHerpaHi-StoryHigh SpeedHighway 61HistoricHobby 2000Hobby BossHobby DesignHobby MasterHobby PlanetHobbyCraftHomerHot WheelsHot Wheels EliteHPIHumbroli-ScaleIBG ModelsICMICV (СПб)IlarioInterusISTItaleriIVYIXOJ-CollectionJada ToysJadiJASJB ModellautosJoalJohn Day ModelsJohnny LightningJolly ModelJouef EvolutionJoy CityJTKKadenKatoKAV modelsKeng Fai ToysKESS ModelKineticKing starKinsmartKitechKitty HawkKK ScaleKorean modelsKOVAPKovozavody ProstejovKremlin Vehicle parkKV ModelsKyoshoK_S Precision MetalsLa Mini MinieraLada ImageLastochkaLCD MODELSLenmodeLLeo ModelsLIFE in SCALELion-ToysLionRoarLiveResinLledoLooksmartLouis SurberLS CollectiblesLucky DiecastLucky ModelsLucky PlanLUSO-toysLuxcarLuxury CollectiblesLuxury die-castM-SmartM2 MachinesM4 MAC DistributionMacadamMACHETEMagic ModelsMaistoMake UpMAKSIPROFMaquetteMarklinMARSMars ModelsMarsh ModelsMaster BoxMaster ToolsMasterClubMasterCraftMatchboxMatrixMax-ModelsMaxi CarMAXI COLORMaxichampsMaxModelsMD-modelsMengMercuryMeritMetroMicro Scale DesignMIG productionsMilestone MiniaturesMilitaryWheelsMiniarmMiniArtMiniaturmodelleMinichampsMiniClassicMinicraftMiniCraft Scale ModelsMiniHobbyModelsMiniPeopleMiniTankMiniWarPaintMIRAMirage HobbyMirror-modelsMISTERCRAFTMMPModel PointModel-IconsModelCarGroupModelcollectModelerModelGunModelProModelSvitModimioMODUS 90MolotowMondo MotorsMondseeMonogramMONTI SYSTEMMoonMoremMotipMotor MaxMotoramaMotorartMotorheadMotoScaleModelsMPCMPMMR CollectionMr.HobbyMTech (M4)Nacoral S.A.NEONeomegaNew PenguinNew RayNH DetailNickelNik-ModelsNittoNochnonameNorevNorscotNorth Star ModelsNostalgieNVANZG ModelleOKB GrigorovOld CarsOLFAOlimp ModelsOne by One ProductionONYXOrionORNST modelOTTO ModelleOvs-DecalsOxfordPacific88Palma43Panda HobbyPaniniPANTHEONPanzerstahlParagonPasDecalsPasModelsPaudi ModelsPB Scale ModelsPegas-ModelsPegoPhoenix MintPinKoPlatzPlusmodelPMSPorsche MuseumPotato CarPremium ClassiXXsPremium Scale ModelsPremium XPrint ScaleProDecalsProgetto KPrommodel43Provence MoulagePSTPt ModelsQuartzoQuickboostQuinta StudioRacing Champions inc.RAROGRastarRB ModelRBA CollectiblesRebel CustomRecord — M.R.F.Red BoxRed LineRenn MiniaturesRenner WerbemittelReplicarsResKitRevellRextoysREXxRickoriddikRietzeRiichRiich ModelsRIORMZ CityRoad ChampsRoad KingsRob-TaurusRodenROSRossoRosso & FlyRoubloffRPG-modelRPMRTMRusAirRussian collectionRye Field ModelS-ModelSaicoSC Johnson (USA)ScaleGarageSchabakSchucoSEAT (дилер.)SG-ModellingShelby CollectiblesShurikenSignatureSIKUSkale WingsSKIFSky-HighSmerSMMSnakeModelSochi 2014SolidoSophiArtSouth FrontSOVA-MSoviet ArmourSparkSpecial HobbyStarlineStart Scale ModelsSTC STARTSTMSunnysideSunstarSuper ASX-ArtS_BT-ModelT.R.L. ModelTakomTameo KITsTamiya (J)TarmacTech4TecnomodelTeknoThunder ModelTic TocTiger ModelTin WizardTins’ ToysTMTmodelsTOGATomicaTop MarquesTop Model CollectionTopSpeedToxso ModelTraxTriple 9 CollectionTristarTrofeuTrumpeterTSM ModelUCC CoffeeUltimate DiecastULTRA modelsUM Military TechnicsUM43UMIUnimaxUniversal HobbiesunoMAGUT ModelsV.V.M / V.M.M.V43Vallejovanamingo-nnVanboVanguardsVAPSVector-ModelsVeremVictoriaVintage Motor BrandsVIPcarVitesseVM modelsVMmodelsVmodelsVoka-ГРАНЬVrudikWar MasterWasanWaterlooWeiseWellyWhite BoxWhite RoseWikingWilderWingsyWinModelsWIX CollectiblesWM KITWSIXQ Xuntong ModelYat MingYVS-ModelsZ-ModelsZebranoZedvalZip-maketZISSZZ ModellаRтБаZаАвто-бюроАвтоисторияАвтопанорамаАвтопаркАГАТАиФАканАнтонюкАрсеналартель УниверсалъАтелье Etch modelsАтомБурБеркутБригадирВекторВитязьВойны и битвыВосточный экспрессГараж на столеДекали BossДекали ModelLuxДекали SF-AutoДилерские модели БЕЛАЗДругойЗвездаИмпериалъКазанская лабораторияКиммерияКОБРАКолхоZZ DivisionКомбригКомпаньонЛитература (книги)ЛОМО-АВМмастер DimscaleМастер Дровишкинмастер КолёсовМастер СкаляровМастерПигментМастерская Decordмастерская JRМастерская SECМастерская АВТОДОРМастерская ГоСТМастерская ЗнакМастерская КИТМаэстро-моделсМикродизайнМикроМирМиниградМинимирМир МоделейМодел.лабМОДЕЛИСТМоделстройМодельхимпродуктМР СТУДИЯНаш АвтопромНаши ГрузовикиНаши ТанкиОгонекПАО КАМАЗПетроградъПетроградъ и S_BПламенный моторПланета ПатворковПобедаПрапорПрестиж КоллекцияПромтракторРетроЛабРусская миниатюраРучная работаСарлабСВ-МодельСделано в СССРСергеевСМУ-23.SСоветский автобусСолдатикиСПБМСТАРТ 43Студия МАЛТАРАНТемэксТехнологТехноПаркТри А СтудиоТри БогатыряТРЭКСХерсон МоделсЦейхгаузЧЕТРАЭлеконЭскадраЮный коллекционерЯ-Моделист
Марки моделей …AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAURUSAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBUFFALOBUGATTIBUICKBussingCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDALLARADATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDESOTODEUTZ DIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWENVISIONFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALINVICTAIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOM LEONCINOOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMRAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVASAVIEM SCAMMELSCANIASCIONScuderiaSEAGRAVESEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWESTERN STARWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВИСВНИИТЭ-ПТВолжский автомобильГорькийЕрАЗЗАЗЗИLЗИSЗИМЗИУИЖКАЗКамский грузовикКИМКРАЗКубаньКурганский автобусЛАЗЛенинградЛикинский автобусЛуаЗМАЗМЗКТМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловский автобусПЕТРОВИЧРАФРуссобалтСаранский самосвалСемАРСМЗСТАРТТАРТУУАЗУралЗИСУральский грузовикЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ
Типы товаров …ДекалиЗапчасти, аксессуарыЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобус / ФургонМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбусФигурки
Масштаб …1:21:31:51:61:81:91:101:121:141:161:181:201:211:221:241:251:261:271:281:301:321:331:341:351:361:371:381:391:401:421:431:441:451:461:471:481:501:511:521:541:561:571:601:641:681:691:721:751:761:801:831:871:901:951:961:1001:1031:1081:1101:1201:1211:1251:1261:1301:1421:1441:1451:1481:1501:1601:2001:2201:2501:2851:2881:3001:3501:3901:4001:4501:5001:5301:5501:5701:6001:7001:7201:8001:10001:11001:12001:12501:15001:2700
McLaren-Lamborghini V12: Несбывшиеся мечты — все новости Формулы 1 2021
Несколько лет McLaren-Honda доминировала в чемпионате мира – начиная с 1988 года о конкуренции соперники могли только мечтать. Но ничто не вечно – поражение дуэт потерпел ещё до своего распада. Уже в конце 1991 года чувствовалось, что Williams-Renault выходит вперёд, а с 1992-го англо-французские машины властвовали в Формуле 1 безраздельно. К тому же в середине 1991-го года умер основатель Honda, Соичиро Хонда, и после окончания сезона-1992 японская компания покинула чемпионат.
В McLaren перешли на моторы Ford Cosworth, но с самого начала было ясно, что это лишь временный вариант. Команде нужен был не просто хороший мотор – требовался сильный и надёжный партнёр, а у Ford были крепкие связи с Benetton, фактически имевшей полузаводской статус.
Поиск партнёра начался практически одновременно со стартом сезона 1993 года. В те годы выбор не ограничивался двумя или тремя вариантами – в 1993 году моторы командам поставляли восемь разных поставщиков. Но большинство из них либо не готовы были поставлять двигатели McLaren (в том числе два лучших варианта – Renault и Ferrari), либо не годились для амбициозных планов Рона Денниса.
Другая часть этой истории началась примерно тогда же, когда и отношения между McLaren и Honda. В 1987 году американский гигант Chrysler, которым тогда руководил великий Ли Якокка, купил знаменитый итальянский бренд Lamborghini. Именно по его инициативе в рамках компании было создано специальное подразделение Lamborghini Engineering, которое возглавил бывший руководитель Ferrari Даниэль Аудетто. С 1989 года это подразделение начало поставлять двигатели командам Формулы 1. Создавал их ещё один бывший сотрудник Ferrari – Мауро Форгьери.
Больших успехов у V12 Lamborghini не было, но и использовали их не самые сильные команды. Ни Larrousse, ни Ligier, ни Minardi, ни даже Lotus в 1990-м нельзя было отнести к грандам Формулы 1. Была попытка и создать собственную команду, но из-за финансовых проблем у основного спонсора из Мексики проект провалился, выродившись в команду Modena, пилоты которой считанное число раз сумели выйти на старт сезона 1991 года. Лучшим результатом в истории Lamborghini стало третье место Агури Сузуки в Японии-1990 – том самом Гран При, на котором Сенна выбил с трассы Проста и завоевал свой второй титул.
В конце 1992 года Якокка ушёл с поста председателя совета директоров Chrysler, его преемником стал Боб Итон. Он, вместе с президентом компании, Бобом Лутцем, решил вывести проект Lamborghini Engineering на новый уровень. Для этого им нужен был надёжный партнёр – топ-команда Формулы 1. Учитывая, что с 1992 года системы управления двигателем Lamborghini поставляла компания TAG, McLaren подходила на эту роль как нельзя лучше.
Первые контакты между сторонами произошли в мае 1993 года. Хотя впоследствии Рон Деннис утверждал, что никогда всерьёз не собирался подписывать контракт с Chrysler, поверить в это довольно трудно, особенно учитывая тот факт, что с начала лета McLaren отвлекла значительные ресурсы для того, чтобы создать специальную версию своей машины под мотор Lamborghini – McLaren MP4/8B.
Сделать это было не так просто, так как мотор Ford Cosworth имел формулу V8, а Lamborghini V12. И хотя это была самая лёгкая и компактная версия итальянского мотора за несколько лет, она всё равно была длиннее и тяжелее двигателя Ford. На создание тестового шасси ушло целых три месяца.
«Потребовалось три месяца серьёзной работы, прямо посреди сезона, – вспоминал позже Джорджио Асканелли, гоночный инженер Сенны. – Новая система старта, пересмотренное шасси, коробка передач, проводка… Было много работы. Только такая команда, как McLaren, могла это сделать. Но мы выехали на трассу, имея на своей машине нечто особенное. Мотор был немного длиннее и тяжелее, чем V8, но более стабильным и более комфортным для шин. И он был значительно мощнее».
Первые испытания состоялись 20 сентября 1993 года. Айртон Сенна вывел на трассу Сильверстоун абсолютно белую машину, получившую прозвище McLambo, под капотом которой бился 12-цилиндровый мотор. Формально он, кстати, назывался не Lamborghini, а Chrysler V12. В головной компании так и не определились, какой бренд они будут продвигать – ведь Chrysler также нуждался в рекламе на европейском рынке. На тестах присутствовал вице-президент Chrysler Франсуа Кастайн.
Вернувшись в боксы после нескольких кругов и покинув кокпит, Айртон первым делом отправился звонить Рону Деннису. С присущим ему темпераментом, бразилец постарался убедить босса команды, что моторы Lamborghini – именно то, что нужно McLaren, чтобы вернуться на вершину. Он был уверен, что даже нынешнее шасси с этим мотором позволило бы претендовать на титул.
Конечно, не всё прошло идеально. Первым делом Сенна попросил сместить максимум тяги двигателя с верхних оборотов ближе к середине. Это немного снизило общую мощность мотора, зато сделало его гораздо более управляемым. И даже теперь мотор выдавал примерно 750 лошадиных сил, на 70 л.с. больше, чем клиентский Ford Cosworth. Позади остался даже V12 Ferrari – лишь двигатель Renault V10 был всё же немного мощнее.
После вторых тестов, которые прошли в Эшториле в начале октября, Айртон уже не скрывал своего удовлетворения. «Всё очень хорошо, нужно только ещё немного повысить мощность и постараться не перестараться со сложностью, – сказал бразилец. – Я уверен, что в следующем году этот мотор может выглядеть отлично. Было бы здорово выступить на нём уже на ближайшей гонке в Японии».
Последняя фраза вызвала настоящую бурю, но её быстро погасил Рон Деннис. Он заверил журналистов, что команда не собирается использовать моторы Lamborghini в текущем сезоне – а относительно следующего переговоры всё ещё идут. Испытания, тем временем, продолжались – за руль McLaren MP4/8B сел Мика Хаккинен.
«Мотор Ford был хорош, но мы многого ждали от V12 Lamborghini в плане мощности и оказались правы – нажимая на педаль ты действительно чувствовал ускорение, – вспоминал позже финн. – Конечно, не обошлось без проблем. Для начала, мотор был очень длинным, что не лучшим образом влияло на шасси. Он потреблял больше топлива, оказался чересчур тяжёлым и требовал более эффективного охлаждения. Но это был действительно впечатляющий мотор».
В Chrysler уверяли, что к 1994-му году решат все проблемы, для чего выделят дополнительное финансирование – гораздо большее, чем то, что выделялось до сих пор. Прогресс просто поражал – едва выехав на трассу, Мика превзошёл время, поставленное на McLaren MP4/8 с мотором Ford, на 1,4 секунды! Правда, и взрывались эти V12 регулярно.
«Да, я никогда не забуду эти ощущения, – рассказывал Хаккинен. – Это было просто удивительно. Мощность всё росла и росла, мы практически летели. Но затем на прямой Hangar перед Stowe двигатель взорвался. Я имею в виду настоящий взрыв! Очень мощный, может быть самый сильный из тех, что я пережил. Я был просто шокирован. Куски мотора и поршни разлетались в разные стороны, я видел, как они просвистели мимо моего шлема! Взрыв был такой мощности, что пробил дыру в днище. Но, тем не менее, те тесты стали одним из самых впечатляющих моментов в моей карьере. И какой у него был звук…»
Оценки инженеров были очень близки к тем, что давали гонщики. Так, много лет спустя бывший инженер McLaren Иан Райт утверждал, что если бы на MP4/8 в 1993 году стояли моторы Lamborghini, команда легко выиграла бы тот чемпионат. Может быть, это слишком оптимистичная оценка, но потенциал на следующий сезон определённо был.
Считалось, что соглашение между McLaren и Chrysler вот-вот будет заключено. В Larrousse уже даже успели смириться с потерей Lamborghini , найдя себе нового, может быть даже более подходящего партнёра – Peugeot. Французская компания как раз покинула гонки на выносливость, одержав там множество побед, чтобы прийти в Формулу 1.
И вдруг грянула сенсация – McLaren подписала контракт с Peugeot. Решающим фактором стали деньги: Chrysler не готовы были платить за поставку своих моторов, а в Peugeot на это пошли. И это перевесило всё остальное – результаты тестов, позитивные отзывы Сенны и Хаккинена и даже тот факт, что у Peugeot не было опыта в создании двигателей Формулы 1.
«Мы разочарованы, если не сказать сильнее, – прокомментировал ситуацию PR-директор Chrysler Том Ковалески. – За последние несколько месяцев мы очень много работали, в том числе совместно с McLaren и TAG Electronics. Машина была очень быстра, отзывы Айртона Сенны звучали обнадёживающе. Была твёрдая уверенность в совместном будущем. Это решение может многое сказать о Формуле 1. Не секрет, что любая компания должна следить за своими издержками, и мы хотели продемонстрировать свой экономный и эффективный подход».
Может быть, свою роль сыграл тот факт, что в McLaren как раз выпустили свой собственный суперкар, F1, который считался прямым конкурентом Lamborghini. Так или иначе, сегодня мы знаем, что решение Денниса разрушило всё. После неожиданного отказа со стороны McLaren в Lamborghini планировали продолжить сотрудничество с Larrousse, но разочарование Chrysler было так велико, что уже в конце года марка Lamborghini была продана индонезийцам и покинула чемпионат. В Larrousse были вынуждены переключиться на клиентские моторы Ford, но дела шли из рук вон плохо, команде катастрофически не хватало финансирования, и сезон 1994 года оказался для неё последним.
Сенна, не веривший в альянс McLaren и Peugeot в краткосрочной перспективе, покинул команду и перешёл в Williams. Он, наконец, получил то, что хотел, но всем известно, чем закончилось это сотрудничество.
Команде McLaren работа с Peugeot тоже ничего хорошего не принесла. Машина 1994 года, MP4/9, оказалась одной из худших в истории команды. К тому же французские моторы постоянно горели, так что уже спустя год в McLaren поспешили от них избавиться, переключившись на Mercedes. Забавно, что ещё через несколько лет корпорация Daimler, владеющая брендом Mercedes, купила Chrysler.
Лучший результат в гонке | Победа в: Гран-При Бельгии 1968, 1974, 1982, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1999, 2000, 2004, 2005, 2010, 2012 Гран-При Италии 1968, 1984, 1985, 1989, 1990, 1992, 1997, 2005, 2007, 2012 Гран-При Канады 1968, 1973, 1974, 1976, 1988, 1990, 1992, 1999, 2005, 2007, 2010, 2011, 2012 Гран-При Мексики 1969, 1988, 1989 Гран-При Южной Африки 1972, 1984 Гран-При Швеции 1973 Гран-При Великобритании 1973, 1975, 1977, 1981, 1982, 1984, 1985, 1988, 1989, 1999, 2000, 2001, 2005, 2008 Гран-При Аргентины 1974, 1975 Гран-При Бразилии 1974, 1984, 1985, 1987, 1988, 1991, 1993, 1998, 1999, 2001, 2005, 2012 Гран-При Испании 1975, 1976, 1988, 1989, 1998, 1999, 2000, 2005 Гран-При Франции 1976, 1984, 1988, 1989, 2000 Гран-При Германии 1976, 1984, 1988, 1989, 1990, 1998, 2008, 2011 Гран-При Нидерландов 1976, 1984, 1985 Гран-При США-Восток 1976, 1977 Гран-При Японии 1977, 1988, 1991, 1993, 1998, 1999, 2005, 2007, 2011 Гран-При США-Запад 1982, 1983 Гран-При США 1982, 1988, 1989, 1990, 1991, 2001, 2007, 2012 Гран-При Сан-Марино 1984, 1986, 1988, 1989, 1991, 1998 Гран-При Монако 1984, 1985, 1986, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1998, 2000, 2002, 2005, 2007, 2008 Гран-При Австрии 1984, 1985, 1986, 1998, 2000, 2001 Гран-При Европы 1984, 1993, 1997, 2007 Гран-При Португалии 1984, 1987, 1988 Гран-При Австралии 1986, 1988, 1991, 1992, 1993, 1997, 1998, 2003, 2008, 2010, 2012 Гран-При Венгрии 1988, 1991, 1992, 1999, 2000, 2005, 2007, 2008, 2009, 2011, 2012 Гран-При Люксембурга 1998 Гран-При Малайзии 2003, 2007 Гран-При Турции 2005, 2010 Гран-При Китая 2008, 2010, 2011 Гран-При Сингапура 2009 Гран-При Абу-Даби 2011 |
---|
8 июня 2021 года, 23:47
БЕССМЕРТНЫЙ КОРПУС Все желающие высказать своё отношение к Истории РОССИИ, ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ Отечественной войны, рассказать свою личную историю, вспомнить своих родных, близких, друзей, соседей, защищавших на фронте и в тылу свободу и независимость нашей Родины — Союза Советских Социалистических Республик в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов , приглашаются ЗАПИСАТЬСЯ в БЕССМЕРТНЫЙ КОРПУС и поделиться с товарищами по оружию об этом на КАРОПКА.РУ Участников: 6 Тема: Свободная тема | |
17 мая 2021 года, 11:02
Подводный флот Подводный и надводный флот стран мира, его моделирование и все с этим связанное. Можно чуть-чуть не по теме… Участников: 129 Тема: Моделирование | |
28 марта 2021 года, 20:01
MAGmodel Группа для жителей Магнитогорска. Участников: 23 Тема: Моделирование | |
19 января 2021 года, 22:28
LUFTWAFFE_WWII Моделирование немецких самолётов Участников: 1 Тема: Моделирование | |
14 января 2021 года, 21:48
Т-34 Клуб любителей и знатоков это великой машины. Участников: 274 Тема: Моделирование | |
22 декабря 2020 года, 15:30
Постройка модели броненосца Петр Великий М 1:250 Все интересующиеся Участников: 2 Тема: Моделирование | |
19 декабря 2020 года, 22:45
им. слесаря-интелегента Полесова или долгострой-наше все! Венцом академической деятельности слесаря-интеллигента была эпопея с воротами дома № 5. Жилтоварищество этого дома заключило с Виктором Михайловичем договор, по которому Полесов обязывался привести железные ворота дома в полный порядок и выкрасить их в какой-нибудь экономический цвет, по своему усмотрению. С другой стороны, жилтоварищество обязывалось уплатить В. М. Полесову, по приеме работы специальной комиссией, 21 р. 75 коп. Гербовые марки были отнесены за счет исполнителя работы. Виктор Михайлович утащил ворота, как Самсон. В мастерской он с энтузиазмом взялся за работу. Два дня ушло на расклепку ворот. Они были разобраны на составные части. Чугунные завитушки лежали в детской колясочке, железные штанги и копья были сложены под верстак. Еще несколько дней пошло на осмотр повреждений. А потом в городе произошла большая неприятность… В общем, всех близких по духу прошу любить и жаловать Участников: 1 Тема: Моделирование | |
15 октября 2020 года, 10:39
СтендоЕресь Модели стим/дизель/киберпанк стилистики.Альтернативные конверсии наборов и детских игрушек. Модели не подпадающие под большинство или ряд канонов стендового моделизма, НО все же являющиеся стендовыми моделями. Участников: 1 Тема: Моделирование | |
17 августа 2020 года, 12:34
Зеркало 1win Актуальное зеркало Букмекерской конторы 1win Участников: 1 Тема: Свободная тема | |
2 июля 2020 года, 11:43
Scale Hamster Подписчики youtube-канала Scale Hamster Участников: 1 Тема: Моделирование |
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
McLaren Racing — Heritage — MP4 / 8
С уходом Honda из F1 McLaren не объявляла о своем новом поставщике двигателей до ноября 1992 года, а когда в конечном итоге было объявлено имя, это был Ford. Возврат к мощности Cosworth, впервые с 1983 года, как было раскрыто, произойдет через командную разработку силовой установки Ford HB.
Это был легкий и экономичный 3,5-литровый V8, отнюдь не плохой двигатель, но нельзя было избежать того факта, что, в то время как McLaren ранее могла использовать специальные силовые агрегаты от таких компаний, как TAG Porsche и Honda, его новый высокотехнологичный MP4 / 8 должен полагаться на проприетарную единицу.Более того, одна, которая будет на одну спецификацию позади той, что использовалась Benetton в своем B193, потому что у Ford уже был с ними контракт на поставку.
Рон Деннис очень старался заключить сделку с Renault и даже рассматривал возможность покупки Ligier, чтобы получить двигатели Renault. McLaren, естественно, захотела бы использовать горюче-смазочные материалы Shell, и в конечном итоге это оказалось камнем преткновения для спонсора Renault, Elf. Таким образом, не было альтернативы, кроме как инвестировать около 6 миллионов фунтов стерлингов в разработку HB.
Таким образом, началось проектирование нового MP4 / 8 без четкого представления о том, какой двигатель будет использоваться, хотя возможности компьютерного проектирования McLaren, по крайней мере, позволили бы команде разработчиков наверстать упущенное.
Обладая батареей передовых новых технологий, автомобиль был самой сложной конструкцией компании, но с новым программным обеспечением электронного управления двигателем, системой управления шасси, сбора данных и телеметрии. Разработан и изготовлен дочерней компанией McLaren Group TAG Electronic
.Системы, разработанные специально для McLaren, эти системы сопровождались новой легкой электронной панелью управления в кабине.Установленный на новом, улучшенном шасси, экономичный двигатель Ford HB дал McLaren повод для оптимизма. Была надежда, что, несмотря на то, что машине не хватало чистой мощности, она компенсировалась бы еще лучшей подготовкой и инженерией, умными гоночными стратегиями, шасси и электроникой от TAG. Новый автомобиль также должен был иметь более совершенную активную настройку подвески и антипробуксовочную систему.
И Айртон Сенна вел его. Или он? Временами это казалось неопределенным. Какое-то время он, казалось, бегал от гонки к гонке, пока они с Деннисом обсуждали его финансовые требования со спонсорами.Тем не менее, сезон принес пять побед одновременно, когда Williams Renault была доминирующей силой, по сравнению с одноэлементным успехом Benetton с двигателем последней спецификации. Итоги McLaren в 1993 году были тем более примечательными, потому что, хотя Сенна вернулся после зимнего отдыха дома в Бразилии, различные изменения правил означали, что, когда Майкл Андретти присоединился к команде из США, ему фактически не хватило времени для ознакомления с трассами.
Как следствие, показав хорошую скорость во время предыдущих тестов в MP4 / 7, он не смог добиться успеха в MP4 / 8 из-за нехватки «времени для сидения» и в конечном итоге был заменен одним из будущих спортсменов. свежее от Lotus, Мика Хаккинен.
Сенне очень понравился MP4 / 8, особенно после тестов в Сильверстоуне, где он пробежал там свои самые быстрые круги почти в первый раз. Он доказал свою ценность для команды в самой первой гонке в Кьялами, заняв второе место после Уильямса Проста, несмотря на то, что у него была активная проблема с дисквалификацией.
Он быстро последовал за этим, одержав победы дома в Интерлагосе и в одном из величайших гонок Гран-при всех времен на мокрой дороге в Донингтон-парке. Андретти, тем временем, разбился во всех трех турнирах.
Несмотря на сильную гонку во Франции и подиум с третьим местом в Монце, американец, сын чемпиона мира 1978 года Марио Андретти, не смог вернуть волшебство, которое он продемонстрировал в гонках lndycar, и после итальянской гонки Хаккинен вышел из теста. от водителя к водителю команды.
Сенна, тем временем, продолжал впечатлять, одержав рекордную шестую победу в Монако, несмотря на массивный шунт на углу Сент-Девоте во время тренировки. Никто, наблюдавший за ним в действии, не сомневался в приверженности бразильца, даже несмотря на то, что MP4 / 8 подвел его в Имоле, Монреале, Эшториле и Хунгароринге.Хуже всего было в Сильверстоуне, когда команда впервые использовала новый двигатель Ford Series Vlll, только в качестве очередного топлива — ошибка чтения, из-за которой он застрял на последнем круге третий год подряд. Тем не менее, его сезон закончился на подъеме.
В Сузуке, а затем снова в Аделаиде Сенне удалось одержать великолепные победы. Выяснилось, что австралийский успех станет для него последним и в то время позволил McLaren объявить себя самой успешной командой Гран-при всех времен.
Сенна отставал от чемпиона того года Алена Проста на 23 очка, но не раз уступал ему, особенно в Донингтоне, на менее мощной машине. Задолго до Аделаиды, когда в команде накалились эмоции, он объявил, что покинет McLaren после шести сезонов и трех чемпионатов мира, чтобы присоединиться к Williams. Тем временем команда пошла навстречу неопределенному будущему, тестируя MP4 / 8B с двигателем Lamborghini V12, прежде чем подписать контракт на поставку с Peugeot на предстоящий сезон.
Посмотреть всю коллекцию автомобилей McLaren Heritage
ПОД КОЖЕЙ: MP4 / 8 — McLaren Applied
Как завораживающие круги Сенны воплотили творческий дух McLaren Applied.
Донингтон-Парк, апрель 1993 года. Героический Айртон Сенна пересекает финишную черту, чтобы выиграть Гран-при Европы, обогнав не менее чем Михаэля Шумахера, Дэймона Хилла и Алена Проста на своем начальном круге.
Сенна, сидящий за рулем MP4 / 8, может претендовать на один из величайших кругов, когда-либо виденных в истории Формулы-1.
«Это была гонка, в которой действительно было видно все самое лучшее от этой конкретной машины», — вспоминал босс Сенны в McLaren Рон Деннис. «Автомобиль был полностью электронным, имел активную езду и способность запоминать практически каждый параметр, например, переключение передач.
«Это дало возможность водителю сосредоточиться на вождении. Мы внесли большой вклад в эту гонку, потому что машина много думала о гонщике. Все, что нужно было водителю, — это проехать на нем, и, конечно же, Айртон отлично справился с этим! »
Айртон Сенна мчится к победе в Донингтон-парке в 1993 году
Когда Honda покинула Формулу-1 в 1992 году, McLaren Racing обратилась к TAG Electronics (теперь McLaren Applied), чтобы обеспечить высокопроизводительные электронные компоненты для своих автомобилей с двигателями Ford.TAG Electronics, дочерняя компания McLaren, специализируется на производстве высокопроизводительной автоспортивной и автомобильной электроники.
В период с 1989 по 1992 год компания TAG Electronics, возглавляемая доктором Удо Цукером, зарекомендовала себя в автоспорте, поддерживая автомобили группы C в чемпионате мира по спортивным автомобилям. Компания также помогла создать новаторские электронные системы легендарного дорожного автомобиля McLaren F1. Но команда всегда верила, что сможет доказать свои инженерные способности на вершине автоспорта — Формуле-1.
Члены команды TAG Electronics и год их присоединения к
Помимо поставок двигателей для McLaren Racing, Honda также предоставила электронные блоки управления (ЭБУ), договоренность о которых закончилась, когда они покинули спорт. Это открыло двери для TAG Electronics.
Работая на верхнем уровне двухъярусного склада в Уокинге, а дорожный автомобиль McLaren F1 создавался этажом ниже, команде было поручено спроектировать и изготовить множество новых деталей для претендента McLaren 1993 года всего за три месяца.
MP4 / 8 был первым автомобилем F1, оснащенным полным пакетом TAG Electronics, включая новые ЭБУ, датчики, катушки зажигания и цифровой дисплей водителя.
Мозг MP4 / 8 — TAG 2.12F ECU
«Перед началом сезона 93 года McLaren попросила нас осмотреть двигатель Ford, чтобы выяснить, как мы можем интегрировать с ним наши системы», — сказал Боб Макдональд, руководитель отдела высокопроизводительных компонентов в McLaren Applied.
«Мы принимаем вызов — всегда были и всегда будем.Тогда мы стремились доказать, что можем быть надежным поставщиком для команд Формулы 1. Мы пришли к выводу, что главная задача заключалась в том, чтобы обеспечить интеграцию наших компонентов с усовершенствованной системой активной езды, над разработкой которой гоночная команда проделала отличную работу.
«Benetton также использовала двигатель Ford HB V8, но мы считаем, что качество и бесшовная интеграция нашего электронного блока позволили McLaren получить преимущество в производительности».
Новаторский подход McLaren Applied родился на основе новых методов и инноваций, сформулированных командой еще в начале 1990-х годов.«Мы были сосредоточены и полны решимости создать самые лучшие системы в сети», — добавил Макдональд. «Мы даже создали собственную лабораторию для калибровки топливных форсунок, чего тогда не делала ни одна другая компания».
Одна из задач, с которыми столкнулась команда, помогая McLaren конкурировать с доминирующей тогда Williams, заключалась в создании уникальных компонентов, которые никогда не производились.
«У нас не было линии по производству деталей F1, потому что мы не были основным поставщиком», — сказал Дитер Шульц, тогдашний руководитель отдела электронного проектирования.«Фактически, некоторые компоненты, которые мы встроили в MP4 / 8, даже не существовали. Но нам удалось добиться успеха благодаря высококачественной инженерии и дизайну ».
Гонка инноваций в автоспорте не прекращается. Чтобы выиграть чемпионат мира, требуется преданная команда с разнообразным набором навыков, и тот же принцип может быть применен к бизнесу в сфере автомобильной электроники.
От дизайнеров до инженеров, от финансовых команд до поддержки администраторов — все должны работать в меру своих возможностей.
«Мы невероятно много работали, но у нас был отличный командный дух.Независимо от задачи или крайнего срока, мы все сплотились, чтобы выполнить работу в соответствии с безупречно высокими стандартами, установленными в McLaren. Иногда мы работали по 12–15 часов в день и даже «ночуем», чтобы подготовить компоненты к Гран-при », — сказал Марк Букер, глава подразделения Motorsport.
«Покупатель, который приходил утром, иногда даже готовил нам завтрак! Несколько чашек кофе, и мы вернулись к производству. Мы были в нем вместе.
«MP4 / 8 был феноменальным гоночным автомобилем.Полностью автоматическая коробка передач, полностью активная подвеска и двусторонняя телеметрическая система, что означало, что гоночная команда могла изменять конфигурацию автомобиля, пока он находился на трассе ».
McLaren MP4 / 8
Команда также устанавливает стандарты обслуживания клиентов, а также компонентов.
«Обслуживание клиентов было и всегда будет иметь первостепенное значение для McLaren Applied, — добавил Букер. «Иногда мы даже вручную доставляем компоненты на гоночные трассы по всему миру».
Букер вспоминает необычный момент, когда он стал свидетелем гения Сенны, на этот раз вне гоночной машины.«Мне посчастливилось оказаться в пределах слышимости Айртона во время тренировки в сезоне 93-го.
«Айртон спрашивал своего механика, можно ли поднять заднюю левую подвеску на 2 мм в определенном углу трассы. Это был непостижимый уровень внимания к деталям. Он был просто гением, и McLaren предоставила ему машину, в которой он процветал ».
К концу сезона F1 1993 года компания TAG Electronic systems разработала новые решения, в том числе коллектор с двойным впрыском, который помог увеличить поток воздуха и топлива в двигатели.
В учебниках истории McLaren Applied 1993 год запомнился как год возможностей, упорного труда и фантастических достижений, подкрепленных основными ценностями, которые определяют его успех сегодня.
Креативность, смелость и отвага. Группа преданных своему делу людей, бесстрашно стремящихся к преимуществу.
Сегодня McLaren Applied — это именно то, что теперь в глобальном масштабе.
Следите за нами в Twitter и LinkedIn, чтобы быть в курсе последних новостей и интересных событий McLaren Applied.
McLaren MP4-8 — F1technical.net
Активный: 1993
Команда: McLaren International Ltd
Дизайнеры: Нил Отли, Анри Дюран, Майкл Джеффрис, Дэвид Норт, Дэйв Нилсон, Тим Госс
Пилоты: Майкл Андретти (7), Мика Хаккинен (7), Айртон Сенна (8)
McLaren MP4 / 8 был разработан Нилом Оатли и считался очень продвинутым и прочным шасси. Работа над дизайном началась без того, чтобы команда знала, какой двигатель будет использовать, поэтому она возлагала надежды на передовые возможности McLaren в области компьютерного проектирования, чтобы наверстать упущенное время в процессе проектирования автомобиля.
Обладая батареей передовых новых технологий, автомобиль был самой сложной конструкцией компании, но с новым программным обеспечением электронного управления двигателем, системой управления шасси, сбора данных и телеметрии. Разработан и изготовлен дочерней компанией McLaren Group TAG Electronic
.Системы, разработанные специально для McLaren, эти системы сопровождались новой легкой электронной панелью управления в кабине.
Однако уходHonda привел к тому, что McLaren изо всех сил пыталась завершить сделку по новому двигателю на 1993 год, и только в ноябре 1992 года было объявлено, что двигатели Ford HB будут использоваться в MP4 / 8.
Это был легкий и экономичный 3,5-литровый V8, отнюдь не плохой двигатель, но нельзя было избежать того факта, что, в то время как McLaren ранее могла использовать специальные силовые агрегаты от таких компаний, как TAG Porsche и Honda, его новый высокотехнологичный MP4 / 8 должен полагаться на проприетарную единицу. Более того, одна, которая будет на одну спецификацию позади той, что использовалась Benetton в своем B193, потому что у Ford уже был с ними контракт на поставку.
Рон Деннис очень старался заключить сделку с Renault и даже рассматривал возможность покупки Ligier, чтобы получить двигатели Renault.McLaren, естественно, захотела бы использовать горюче-смазочные материалы Shell, и в конечном итоге это оказалось камнем преткновения для спонсора Renault, Elf. Таким образом, не было альтернативы, кроме как инвестировать около 6 миллионов фунтов стерлингов в разработку HB.
Трек производительности
На трассе Айртону Сенне очень понравился MP4 / 8, особенно после тестов в Сильверстоуне, где он пробежал там свои самые быстрые круги почти в первый раз. Он доказал свою ценность для команды в самой первой гонке в Кьялами, заняв второе место после Уильямса Проста, несмотря на то, что у него была активная проблема с дисквалификацией.
Он быстро последовал за этим, одержав победы дома в Интерлагосе и в одном из величайших гонок Гран-при всех времен на мокрой дороге в Донингтон-парке. Андретти, тем временем, разбился во всех трех турнирах. Майкл Андретти не смог произвести впечатление, и позже его заменил тест-пилот McLaren Мика Хаккинен в последних трех гонках сезона.
Несмотря на закулисные проблемы, когда руководитель команды Рон Деннис спорил с Сенной о его спонсорских сделках, Сенна одержал 5 побед в 1993 году по сравнению с одиночными победами Benetton в том же году.Победа бразильца на завершающем сезон Гран-при Австралии также оказалась его последней в Формуле-1, а также позволила McLaren называть себя самой успешной командой Формулы-1 того времени.
Шасси
Передняя подвеска: на двойных поперечных рычагах, толкатель, внутренняя пружина / демпфер / привод
Задняя подвеска: на двойных поперечных рычагах, толкатель, внутренняя пружина / амортизатор / привод
Амортизаторы подвески: Bilstein
Диаметр колеса: спереди: 13 дюйм / задний: 13 дюймов
Ширина обода колеса: передний: 11,5 дюйма / задний: 13,7 дюйма
Шины: Goodyear
Тормоза: Brembo
Тормозные колодки: Carbone Industrie / Hitco / Brembo
Рулевое управление: McLaren
Радиаторы: McLaren / Calsonic
Топливные баки: ATL
Аккумулятор: GS
Приборы: TAG Electronics
Трансмиссия
Коробка передач: Шестиступенчатая поперечная полуавтоматическая McLaren
Приводные валы: McLaren
Сцепление: AP
Размер
Колесная база: 2902 мм
Колея: передняя: 1692 мм / задняя: 1607 мм
Формульная масса: 505 кг
Запас топлива: 215 литров
Двигатель
Тип: Ford HB
No.цилиндров: V8 (75 °)
Топливо и масло: Shell
Свечи зажигания: Champion
Электроника: TAG electronics
Оригинальный автомобиль McLaren MP4 / 8 Формулы 1 1993 года Айртона Сенны
Этот McLaren MP4 / 8 был автомобилем, которым управлял Айртон Сенна для его рекордной шестой победы на Гран-при Формулы 1 в Монако, побив предыдущего рекордсмена Грэма Хилла и установив рекорд, который останется непоколебимым до наших дней.
Автомобиль, который принесет Айртону Сенне его последнюю победу в Монако, теперь должен вернуться в княжество в 2018 году и быть продан новому владельцу. Что впечатляет, машина полностью исправна и готова к соревнованиям по винтажному автоспорту.
McLaren MP4 / 8
Нил Оатли разработал McLaren MP4 / 8 для сезона Формулы-1 1993 года с передовым электронным оборудованием, включая системы контроля тяги, активную подвеску и полуавтоматическую трансмиссию с подрулевым переключателем.
Если у MP4 / 8 была какая-то большая слабость, так это его двигатель. Ранее доминирующий McLaren использовал двигатель Honda, производство которого было прекращено в конце сезона 1992 года, что является причиной глобальной рецессии, которая повлияла на продажи автомобилей, заставив Honda затянуть пояса.
Гонка за новым двигателем поглотила Рона Денниса, он хотел Renault V10, но не смог договориться о сделке, и ему пришлось довольствоваться Ford-Cosworth HBD7 V8. Хотя у Renault он был почти на 80 л.с. ниже, а у Ferrari V12 — на 60 л.с., агрегат Ford-Cosworth был меньше и легче, что позволило уменьшить колесную базу и улучшить распределение веса.
Айртон Сенна был в паре с Майклом Андретти в начале сезона 1993 года, и эти двое мужчин сражались с гонщиками Williams, Benetton и Ferrari — все они имели значительное преимущество в силе. Сенна и Прост продолжили свое легендарное соперничество: один или другой из них одержали победы в первых 10 гонках, а Дэймон Хилл и Михаэль Шумахер одержали победы в конце сезона, прежде чем Сенна завершил его, выиграв последние две гонки.
Сенна пилотировал этот автомобиль с шасси №6 в восьми гонках сезона 1993 года, включая Гран-при Испании, Монако, Канады, Франции, Великобритании, Германии, Бельгии и Италии.
Выдающаяся гонка станет знаменитой победой в Монако, гонкой, которая считается самым ярким событием сезона, а победа в Монако уступает только победе на чемпионате мира.
McLaren MP4 / 8 1993 года Айртона Сенны — Шасси № 6
Шасси № 6, предлагаемое теперь в удивительно оригинальном рабочем состоянии, отправится домой новому владельцу после аукциона Bonhams в Монако 11 мая.
Как вы, несомненно, догадываетесь, невозможно точно оценить, сколько может быть продан автомобиль с таким происхождением — это невероятно желанный автомобиль, который будет приветствоваться с распростертыми объятиями на любом автомобильном мероприятии в мире.
Можно с уверенностью сказать, что он превзойдет ставку в 7,5 миллионов долларов на Ferrari 2001 года, выигравшую Гран-при Монако Михаэля Шумахера, но это действительно зависит от того, кто находится в комнате (и разговаривает по телефону) в тот день.
С его культовой красно-белой ливреей Мальборо, это чистая золотая родословная Айртона Сенны и тот факт, что он принадлежит к одной из самых успешных эпох McLaren в спорте. Если вы хотите узнать больше об этом автомобиле или зарегистрироваться для участия в торгах, нажмите здесь, чтобы просмотреть список на Bonhams.
Изображения предоставлены Bonhams
, его работа была предоставлена компанией Bonhams Popular & Track Magazine, официальный блог Pinterest, официальный блог eBay Motors, BuzzFeed и многие другие.Силодром был основан Беном в 2010 году, за годы, прошедшие с тех пор, как сайт стал мировым лидером в секторе альтернативных и винтажных автомобилей, с миллионами читателей по всему миру и многими сотнями тысяч подписчиков в социальных сетях.
Эта статья и ее содержание защищены авторским правом, и ее можно переиздать только с указанием ссылки и обратной ссылки на Silodrome.com — © 2021
McLaren MP4 / 8, выигравший в 1993 году Монако Айртона Сенны, продан за 4,2 евро Миллион
Что касается Айртона Сенны, 1993 год был одним из самых прибыльных для него в качестве короля автоспорта. Хотя Ален Прост выиграл свой четвертый и последний титул в том году, бразильский автогонщик одержал пять побед. Однако самым ярким событием стало то время в Донингтон-парке, в котором Сенна опустился на пятое место на старте, а затем к концу первого круга поднялся на первое место, обогнав Алена Проста. Под дождем!Однако сегодня нас интересует Гран-при Монако 1993 года. Прост и Шумахер квалифицировались первым и вторым, а Сенна на своем McLaren-Ford занял третье место, отстав от лидера на 0,995 секунды. Однако в гонке бразилец легко справился с соперниками, первым пересек финишную прямую после 78 кругов.
Мало что знал Айртон, но Монако-1993 станет его пятой победой подряд в Монте-Карло и шестой в общем зачете, а также его последней победой на самой знаменитой уличной трассе мира. MP4 / 8 — это машина, которая помогла Сенне вырвать победу у более успешного Williams FW15C. Автомобиль, на котором ездил Сенна с шасси MP4 / 8-6, только что был продан за 4 197 500 евро, включая премию покупателя Берни Экклстоуну, бывшему главному звену Формулы 1.
Невероятно красивый образец автоспорта 1990-х годов, MP4 / 8. перевешивает вес в 505 килограммов и катится на сликах Goodyear.В сочетании с 3,5-литровым двигателем Ford V8 с ноу-хау Cosworth и полуавтоматической трансмиссией McLaren оказался достаточно конкурентоспособным по сравнению с Williams.
Мика Хаккинен начал свое предприятие в McLaren с MP4 / 8, а затем перешел в команду из Уокинга после двух лет многообещающей борьбы в Lotus. Чемпион IndyCar 1991 года Майкл Андретти, сын чемпиона мира Формулы-1 1978 года Марио Андретти, тоже участвовал в гонках на машине в свой единственный сезон в Формуле-1.
На этой ноте, что бы вы сделали с MP4 / 8 Сенны, выигравшей Монако? Если бы вы меня спрашивали, одноместная Macca хорошо бы смотрелась на потолке моей гостиной в качестве прославленной люстры.
8 Вт — Что? — Макларен-Крайслер MP4 / 8
Добро пожаловать в
Кто? Какие? Где? Когда? Почему? во всемирной паутине. Ваши комментарии, критика и предложения: editors # 8w.forix.com (замените # на @).8W — это раздел истории автоспорта на сайте forix.autosport.com, посвященный водителям, автомобилям, трассам, эпохам и технологиям, которые сформировали лицо, звуки и запахи автоспорта.
Автор
Дата
Статьи по теме
Кто?Айртон Сенна Что?McLaren-Chrysler (Ламборджини) MP4 / 8 Где?Эшторил Когда?Октябрь 1993 г. |
Почему?
Первые слухи о связи McLaren и Lamborghini появились в августе 1993 года.Итальянские газеты заявили, что McLaren строит автомобиль для Chrysler. Слух был больше, чем слух, потому что тестовый автомобиль действительно строился. Казалось, что родитель Lamborghini, американский гигант Chrysler, хотел расширить свое участие в Формуле 1.
Lamborghini V12, разработанный Мауро Форгьери, использовался в Формуле-1 с сезона 1989 года. Их первоначальным партнером была команда Жерара Ларрусса в 1989-90 годах. В 1990 году Team Lotus также оснащалась двигателями Lamborghini.В 1991 году они оказывали «заводскую» поддержку команде Modena. Эта команда захватила остатки финансируемого мексиканцами проекта GLAS. Ligier также поставлялись с двигателями V12 заказчика в 1991 году, а в 1992 году Larrousse снова получил Lamborghinis, как и Minardi. Теперь наклейки Chrysler можно было увидеть и на крышках двигателей. В 1993 году был произведен полностью новый, более легкий двигатель, а Ларроус остался в лоне Chrysler-Lamborghini.
Не зная о потенциале и скорости автомобиля Ларрусса, Chrysler обратился в McLaren для испытания.Lamborghini и McLaren уже поддерживали связь через TAG Electronics, которая поставляла системы управления двигателем для Lamborghini в 1992–1993 годах. Новый двигатель 1993 года был самым маленьким и легким двигателем V12 из когда-либо существовавших, и им восхищались несколько других команд. Автомобиль также был переоборудован, чтобы Chrysler мог судить, есть ли у Lambo V12 какой-либо потенциал, чтобы стать победителем в F1. Несколько двигателей Lamborghini V12 были поставлены команде Marlboro McLaren под управлением Рона Денниса, которая изменила спецификацию MP4 / 8 на «B» для испытаний.
Первое испытание состоялось в понедельник 20 сентября 1993 года с Айртоном Сенной за рулем этого полностью белого тестового автомобиля без спонсоров в Сильверстоуне.Француз Франсуа Кастен, вице-президент Chrysler по автомобильной инженерии, поддержал испытания, поскольку Chrysler стремился продвигать свою новую линейку автомобилей Neon для их европейского внедрения. Конечно, McLaren предоставит партнера более высокого уровня, чем небольшая команда Ларрусса. В моде Honda Chrysler также хотел обучать своих инженеров в этой области высоких технологий.
Первые публичные испытания прошли в Эшториле в октябре 1993 года. Айртон Сенна назвал двигатель надежным и многообещающим.Он также сказал: «Это очень хорошо, но для этого нужно больше мощности, и он не очень сложен. Я уверен, что он может быть очень хорош в следующем сезоне». Подпитывая слухи о гонках двигателя во время сезона гонок Сенна также сказал: «Было бы очень интересно участвовать в гонках на Lamborghini в Японии». Рон Деннис быстро отрицал это и сказал, что у них нет планов участвовать в гонках на финансируемом Chrysler V12. Во время этих тестов McLaren V12 всегда назывался Chrysler V12. Вернувшись домой тест-пилот McLaren Мика Хккинен пробежал на Сильверстоуне 1.На 4 секунды быстрее, чем у автомобиля с двигателем Ford. Ободренный результатом, Chrysler пообещал McLaren в 1994 году совершенно новый двигатель V12.
Между тем, Peugeot также хотела участвовать в Формуле-1 с двигателем V10, созданным на базе двигателя группы C. Ходили слухи, что в середине октября Grard Larrousse был близок к сделке, когда McLaren шокировала всех объявлением о подписании соглашения с Peugeot на 1994 год. PR-директор Chrysler Том Коуалески прокомментировал: «Мы, мягко говоря, разочарованы. очень много работали в последние несколько месяцев, включая очень напряженный период, когда недавно собрали команду для взаимодействия с McLaren и TAG Electronics.Машина ехала очень быстро, и Айртон Сенна сказал о ней несколько обнадеживающих слов. Было твердое согласие действовать вместе в будущем. Решение может что-то сказать о F1. Ни для кого не секрет, что торговая марка должна учитывать свои затраты, и мы хотели представить наш бережливый и эффективный подход к этому ».
Вместо этого Ларроус получил двигатель Lamborghini V12 на 1994 год, а директор по инженерным разработкам Lamborghini Даниэле Одетто сказал, что они получат полную поддержку. Он также сказал, что это не будет на том же уровне, как если бы McLaren подписал контракт.
Этого никогда не было. В ноябре 1993 года, будучи так горько разочарован McLaren, Chrysler продал Lamborghini индонезийской группе инвесторов во главе с Томми, плейбоем, сыном тогдашнего президента Сухарто, и вместе с Chrysler имя Lamborghini исчезло из Формулы 1. Это положило конец гонке. Краткая скобка в истории McLaren.
Результат не порадует ни одного из вовлеченных людей и команд. Несмотря на свежую поддержку французской пивоварни Kronenbourg и их безалкогольного бренда Tourtel, Ларроусу пришлось заключить сделку с клиентом Ford HB, чтобы заменить обещанные единицы Lamborghini.Команда боролась на протяжении всего сезона 1994 года, прибегая к зарплате гонщикам, чтобы сохранить свои усилия на плаву, но Ларрусс все равно решил, что конец сезона закончился.
В McLaren сделки с Peugeot было недостаточно, чтобы порадовать Айртона Сенну. С Хккиненом и Брандлом McLaren пережил один из худших сезонов с тех пор, как Рон Деннис пришел к власти, прежде чем отказаться от Peugeot в пользу Mercedes-Benz. Тем временем Сенна подписал контракт с Фрэнком Уильямсом в надежде возродить обещание, данное им еще в 1983 году.Ему никогда не позволяли.
Видео: Сенна впервые проехал на McLaren MP4 / 8 в Сильверстоуне
Несмотря на то, что McLaren MP4 / 8 не принадлежал к тому же классу, что и самые быстрые и конкурентоспособные автомобили, когда-либо управлявшиеся Айртоном Сенной, его, несомненно, помнят как одну из машин, на которой бразилец показал одни из своих лучших результатов, особенно в гонках против «Потусторонний Уильямс» и Бенеттон Михаэля Шумахера.
На презентации автомобиля в феврале 1993 года в Сильверстоуне (Англия) Сенна сделал свои первые несколько кругов на McLaren.Он сразу понял, что это будет непростой сезон. Honda — поставщик двигателей McLaren с 1988 по 1992 год — покинула британскую команду. Они были вынуждены заменить японский двигатель «клиентской» версией двигателя Ford, который был даже слабее собственной заводской модели Ford, на которой были установлены Benettons Шумахера и Риккардо Патрезе.
Во время презентации McLaren Сенна взял машину №7, которой будет управлять Майкл Андретти в первых 13 гонках, а затем Мика Хаккинен в оставшихся трех.Айртон будет водить машину №8 на протяжении всего сезона.
Посмотрите часть первых кругов Сенны за рулем McLaren MP4 / 8:
В 1993 году Сенна выиграл пять из 16 гонок, две из них на мокрой трассе (Бразилия и Донингтон), две на уличных трассах (Монако и Австралия) и только одна на обычной трассе в сухих условиях (Япония).
Как предотвратить заболевание ОРВИ у ребенка. Какие меры профилактики наиболее действенны. Что делать, если ребенок все-таки заболел ОРВИ. Какие средства помогут быстрее справиться с вирусной . . .
Какие виды бандажей для беременных бывают. Как правильно подобрать и носить бандаж во время беременности. Когда нужно начинать использовать бандаж. Какие есть показания и противопоказания . . .