Как заправлять машину на заправке: советы начинающим водителям
Во время заправки автомобиля начинающие водители попадают в нелепые ситуации: то зальют бензин не той марки, то забудут вынуть шланг из бака, а то и вовсе не могут справиться без помощи заправщиков. Поэтому я советую заранее разобраться, как заправлять машину на заправке.
Для абсолютного большинства автолюбителей эта процедура не вызывает вопросов. Действительно, здесь нет ничего сложного. И, тем не менее, у самостоятельной заправки автомобиля есть некоторые нюансы, о которых стоит упомянуть.
Спустя 10-15 заправок начинающий водитель обязательно освоится и в будущем не станет испытывать дискомфорт. Однако в самом начале ему будет полезно узнать: как часто надо заправляться, какой бензин можно заливать, а какой не стоит, и какую АЗС выбрать?
Как часто надо заправляться?
Начинающие автолюбители, как правило, не имеют представление, как часто надо заправлять авто. На этот вопрос однозначного ответа нет, так как необходимое количество литров топлива зависит от марки и модели машины, её расхода (аппетита), и во многом от стиля вождения.
Лучше всего заправлять автомобиль не тогда, когда индикатор уровня топлива в баке на панели приборов начнет сигнализировать, что оно на исходе, а заранее. В таком случае можно избежать многочисленных проблем. Так как на АЗС заправляют топливом разных типов и марок, водителю рекомендуется заранее уточнить о наличии подходящего бензина.
Теперь, когда заправляться. Обычно водители ориентируются на красный индикатор на панели приборов. Если он загорелся, значит, в баке не более 8 л горючего. Его хватит, чтобы проехать около 70-80 км, а значит, ищите на карте ближайшую заправку.
Опытные водители советуют всегда заправлять полный бак, мотивируя это тем, что топливо с каждым днем дорожает, и таким образом можно сэкономить. А тем, кто не знает, когда заправлять машину на заправке, я советую – заправляйтесь, исходя из показаний на приборной панели.
Какую АЗС выбрать?
Какой АЗС отдать предпочтение? Рекомендуется выбирать ту заправку, у которой наилучшая репутация, по отзывам в интернете. Рейтинги заправочных станций можно найти в приложении «Google Maps», а также на профильных сайтах автомобильной тематики. Тогда с большей долей вероятности вы отыщите «честную» автозаправочную станцию, где вас не обманут, и сможете заправить машину без последствий для неё. Не следует забывать, что обман на заправках – крайне серьёзная проблема. Ведь помимо вашего кошелька из-за некачественного топлива может пострадать ваш автомобиль.
ВАЖНО!
Перед тем, как заправить автомобиль, обязательно предупредите об этом заправщика. Так как на заправке может образоваться очередь из автомобилей, будьте предельно осторожными, чтобы не попасть под колёса соседей.
Порядок заправки автомобиля
Как правильно заправлять машину? Тем, кто сомневается в себе или вовсе не знает, как заправлять машину на заправке, нужно как можно внимательнее изучить текс по пунктам. Порядок заправки автомобиля на АЗС достаточно прост.
- Первое, о чём стоит помнить, о правилах подъезда к заправочной станции. Подъезжать нужно с той стороны, где у автомобиля находится лючок бензобака (чаще всего с правой стороны).
- Также необходимо знать, какое именно топливо требуется для вашего автомобиля. Если вы забыли или не знаете, откройте руководство по эксплуатации и ознакомьтесь с рекомендациями производителя.
- После того, как подъехали к колонке, нужно пойти в кассу и заказать (купить) необходимый объём топлива. Если не знаете, сколько, закажите полный бак. Поступление топлива прекращается автоматически, и вы заплатите только за то, что попало в топливный бак.
- После того, как автомобиль заправлен, не забудьте вынуть из горловины бака пистолет и вернуть его на прежнее место. Довольно часто начинающие автомобилисты об этом забывают и попадают в неприятные истории.
Думаю, этого будет достаточно тем, кто интересуется, как правильно заправлять автомобиль бензином или соляркой на типичной городской АЗС.
Как заправлять машину газом?
На первый взгляд кажется, что это предельно просто. Однако у начинающих водителей с этим часто возникают трудности. Что же нужно делать после того, как выбор заправочной колонки сделан? Рассмотрим порядок действий.
Как действовать на автозаправочных станциях? Инструкция:
- Для начала нужно подъехать к колонке и заглушить мотор.
- Не будет лишним осмотреть узлы ГБО. Возможно, что во время осмотра будут обнаружены какие-либо неисправности.
- Теперь пришло время подсоединить переходник (в случае, если он предусмотрен) и установить пистолет в ВЗУ.
- Следующий шаг – надо включить подачу газа и проконтролировать, чтобы баллон был заполнен. Не рекомендуется шатать и трясти баллон для того, чтобы в него влезло больше газа. Так поступают только неграмотные и жадные люди. Ни к чему хорошему это не приведёт!
- Когда баллон окажется заполненным, автоматика на станции перекроет газ. Водителю можно об этом не беспокоиться. Система подачи всё сделает автоматически.
- Теперь остаётся лишь убрать пистолет в гнездо и снять переходник, если он был установлен заранее.
- Когда процедура будет завершена, останется лишь оплатить счёт за газ. Кстати, некоторые водители об этом забывают.
Уверен, что тем, кто не знает, как заправлять автомобиль газом, этой информации будет достаточно.
Заключение
Заправка автомобиля — не такой уж и сложный процесс, как может показаться на первый взгляд. Главное правило, как и в любой ситуации, — не спешить. Тогда о каких-либо проблемах можно не беспокоиться. И последнее. Не стоит пользоваться услугами случайных заправочных станций и АЗС с сомнительной репутацией, так как это может плохо закончиться.
Как правильно заправлять машину на заправке
Приобрести автомобиль недостаточно. Необходимо знать и понять, что с ним делать: как использовать, как заправлять, от чего оберегать. Какой бы автомобиль вы не купили, его все равно потребуется заправлять. Начинающие водители, которые только что отучились в автошколе зачастую боязно подъезжают на заправку и даже бояться делать все эти манипуляции с «пистолетом».
Когда заправлять?
Ответить на этот вопрос помогут автоинструкторы. Практически всегда указатели расхода топлива находятся на приборной панели и они имеют сигнальную лампочку, которая загорается если уровень топлива приближается к минимально допустимому – обычно это 8 литров.
Важно! Такая лампочка загорается на всех автомобилях по-разному.
Топливо никогда не закончится сразу, поэтому не нужно впадать в панику. Заканчивается оно постепенно, но наибольший расход происходит при резком ускорении, на поворотах или горках – там, где происходит «перегазовка». Если вы считаете, что не сможете доехать до заправки, то рекомендуется съехать на обочину. Если вы остановились на обочине с пустым баком, то остаются следующие несколько вариантов:
- Отправляйтесь на заправку. С собой возьмите канистру, чтобы приобрести немного топлива.
- С помощью буксира доставьте автомобиль на заправку.
- Попросите помощи у проезжающих водителей. Возможно, кто-то пожертвует вам немного топлива, чтобы вы смогли доехать до заправки.
Однако если необходимость доводить себя и свой автомобиль до такого. Указатель уровня топлива определяется в долях. Из-за устройства датчика, топливо уходит быстрее ближе к концу. Когда стрелка перевалит за половину, то вы можете без сомнений заправляться, это должно стать вам привычкой.
Вопрос №2 — где заправляться бензином
Сегодня как на дороге, так в городе очень много различных заправок. Однако далеко не на всех заправках есть качественный бензин или дизельное топливо. А ведь именно из-за некачественного топлива случаются серьезные неисправности двигателя. Инжектор отличается своей чувствительностью к степени очисти бензина.
При выборе заправки нужно брать во внимание следующие факторы: заправлялись ли на ней ваши знакомые, довольны ли они качеством топлива; есть ли у этой заправки дисконтные карты для постоянных клиентов – с благодаря им можно хорошо сэкономить, к тому же очень часто устраивают различные акции, наподобие «выиграй 500 литров топлива» и тому подобное; насколько удобно заезжать на заправку, как далеко находится от дома.
Вопрос №3 — как заправлять автомобиль бензином
Люк бензобака может быть расположен с левой или правой стороны машины в зависимости от марки, занимать колонку нужно в зависимости от расположения бензобака. Когда вам будут заправлять двигатель автомобиля, нужно будет заглушить, это главное требование пожарной безопасности. Если вы приехали на большую заправку, то, скорее всего там есть заправщики. Вам потребуется только сказать заправщику какой бензин нужно залить. Заправщик начнет заправлять ваш авто, а вам потребуется пойти на кассу, сказать номер колонки, сколько литров и оплатить. После оплаты, контроллером будет включена подача топлива, и сразу же выключится, как только заправиться до нужного количества.
Первый раз заправляем автомобиль.
Краткое содержание: первая заправка, как заправить автомобиль, как заправить бензин
Не нужно скептически фыркать. Эта тема не для тех, кто за рулем уже больше двух месяцев. Эта тема для новеньких, впервые самостоятельно выехавших на дорогу. И совсем не обязательно кому-то говорить, что вы это внимательно прочитали.
Всегда казалось, что это так просто — заправить автомобиль. Но вот вы впервые обнаружили, что указатель уровня топлива недалеко от нуля. Или на приборной панели вдруг замигали какие-то цифры, и вы догадались, что это — количество километров, которые согласен проехать ваш автомобиль без дозаправки. И их все меньше… И вдруг начинает как-то нехорошо подсасывать в животе. Не страх, но какое-то неприятное беспокойство. Итак, спокойно. ЧТО надо делать?
Как определить, что уже пора заправлять автомобиль
Если индикатор уровня топлива показывает, что в баке меньше 10 литров. Должен загореться индикатор, а стрелочка уровня топлива опустится в красную зону. Не забудьте долить в бак топливо до максимума, если предстоит ехать далеко и по незнакомой дороге. Лучше заправить автомобиль на знакомой заправке, которой вы доверяете, чем волноваться потом в поисках хорошей заправки в неизвестной местности.
Как выбирать АЗС?
Лучше всего получить совет от опытных водителей. Если спросить особо не у кого, либо мнения советчиков разделились, попробуйте получить мнение большего количества людей – например, на автофорумах.
Никогда не принимайте решения, только исходя из минимальной цены. Велика вероятность залить в свою машину некачественный или разбавленный бензин. Довольно скоро это приведет к проблемам, решение которых вылетит в копеечку.
Каким бензином нужно заправлять автомобиль?
Как правило, информация о марке необходимого вам бензина находится около крышки бензобака. Или точно найдется в инструкции к вашему автомобилю. В крайнем случае, узнайте в автосервисе. Не слушайте разговоры и споры по поводу замены бензина А95 маркой А92. Используйте бензин с таким октановым числом, которое указал производитель вашего автомобиля.
Заезжаем на заправку
Прежде чем ехать на заправку, припаркуйтесь и убедитесь в том, что вы в курсе, с какой стороны у вашего автомобиля бензобак и как открыть его крышку. Обычно где-то в прямой досягаемости с места водителя (чаще — слева под сидением водителя) находится кнопка с узнаваемой картинкой заправочной колонки. Попробуйте это сделать. Выйдите из машины и закройте бензобак.
Кстати, немногие знают, что на приборной панели, рядом с пиктограммой заправочной колонки есть стрелочка, указывающая на то, с какой стороны у вас находится лючок бензобака. Видимо, это сделано специально для самых забывчивых автовладельцев.
Итак, теперь вам нужно заехать на заправку. Перестраивайтесь заранее в крайний ряд. Обычно заезжать нужно с правой стороны (если стоять лицом к заправке), выезжать соответственно слева — круговое одностороннее движение, против часовой стрелки. Или же на въезде должна висеть схема движения по заправочной станции.
Возможно, там будут висеть указатели, разрешающие поворот, если вы его проедете, не суйтесь в тот, что предназначен для выезда со стоянки – там должен висеть знак «кирпич». Можно «встретиться» с автомобилем, выезжающим с заправки.
На заправке
Внимательно смотрите на заправочные колонки, ищите надписи с маркировкой бензина (колонки могут быть и универсальные), вспоминаем, с какой стороны у вас бензобак.
Тихонько подъезжаем этой стороной к колонке. Смотрим в боковое зеркало, чтобы остановиться правильно: люк бензобака должен быть напротив колонки, чтобы удобно было вставлять пистолет. Заглушите мотор и поставьте автомобиль на стояночный тормоз. Выходя, обязательно заберите ключи и сумочку (барсетку) и закройте машину.
Если к вам подошел заправщик, достаточно только сообщить ему, какой вам нужен бензин и сколько литров, а сами отправляйтесь оплачивать. Возвратившись, убедитесь, что крышка бензобака закрыта, а на табло заправочной колонки высветилось заказанное количество литров.
Если заправщиков в поле зрения нет, паниковать не стоит. Не надо бояться скептических взглядов других водителей. Неизвестно еще, как они себя чувствовали в свой первый раз. Спокойно вставляйте пистолет в бензобак, нажимайте на курок до упора и зафиксируйте его защелкой-предохранителем. Затем отправляйтесь оплачивать. Можно оплатить определенное количество литров (если вы уверены, что это количество войдёт в бензобак), можно попросить залить бензин на определенную сумму, или же, почти всегда, можно заказать заправку до полного бака. После оплаты идите к машине и проконтролируйте залив бензина, придерживайте пистолет, при необходимости прижимая предохранитель (у некоторых старых бензоколонок он часто отщелкивается). Вы поймете, что заправка окончена, когда счетчик на табло перестанет работать, и высветится окончательное количество литров и сумма к оплате. Если вы хотите залить полный бак, сообщите об этом кассиру, а оплачивать возвращайтесь после того, как заправите автомобиль. Можно на всякий случай забрать кассовый чек – мало ли что…
Внимание! Пистолет надо держать вертикально (носом вверх), чтобы вас не облило бензином. Вставлять назад его надо «как было», если возникнут сложности, взгляните на соседнюю колонку.
Не забудьте вернуть заправочный пистолет на место и закрутить крышку бензобака – до щелчков. Всё! Выезжаем аккуратно, на радостях не забываем включить указатель поворота и убедиться в своей безопасности.
Счастливого пути!
Советуем так же почитать о заправке автомобиля:
Как заправлять автомобиль на АЗС — Автошкола «ОСНОВА»
Без топлива не обходится ни одна машина. В зависимости от её аппетита АЗС посещается автолюбителями часто или редко. Опытные водители хорошо понимают, как заправить автомобиль качественным горючим за минимальное время, без трудностей и недолива. Новичкам же приходится волноваться от недостатка информации.
Как часто надо заправляться
О необходимости заправить бак машины сигнализирует лампочка уровня топлива на щитке приборов. Но на старых, подержанных автомобилях индикатор редко нормально работает, часто «глючит» и даёт неправильную информацию.
Совет. До полной остановки машины после загорания лампочки можно проехать ещё километров 50. При этом ездить надо медленно, на скорости 60 км/ч.
Желательно вовремя заправляться, чтобы уровень не падал ниже «красной зоны» — современные моторы и топливные системы крайне чувствительны к различным примесям, оседающим на дно бака. Если же неисправен топливный фильтр, мусор прямиком затянется в систему и двигатель. Опытные автомобилисты советуют: берите за правило ехать на АЗС, едва стрелка подберётся к нулевой отметке!
Частота заездов на бензоколонку зависит от объёма бака, типа силовой установки, вариантов эксплуатации, времени года.
- Дизельный мотор экономичнее бензинового — заправляться на нём можно реже.
- Зимой расход горючего увеличивается, приходится длительное время прогревать мотор.
- Аппетит машины возрастает ещё больше, если она передвигается по скользкому покрытию.
Как только частота посещения АЗС увеличивается без видимой причины, рекомендуется заезжать в автосервис. Не исключено, что перерасход топлива возникает по причине механической неисправности.
Какую АЗС выбрать
Большой ошибкой считается заправка на первой попавшейся АЗС. Сегодня количество нерадивых продавцов зашкаливает. В одной Москве несколько раз в год обнаруживали некачественный бензин.
Рекомендуется заранее изучить рейтинг лучших заправок, прочитать отзывы. Если такой возможности нет, желательно ориентироваться на известность производителя. Хотя горючее стоит на брендовых заправках дороже, в его качестве не стоит сомневаться.
Октановое число: 95-й или 92-й — этот вопрос часто беспокоит новичков. Стоимость бензина с низким октановым числом многим автомобилистам импонирует. Кроме того, находятся водители, утверждающие, что в 92-м меньше присадок.
На самом деле, всё происходит так:
- при замене высокооктанового топлива на низкооктановое возрастает его расход;
- использовать надо рекомендуемый бензин, ведь расхождение с нормами производителя лишает владельца гарантии в случае поломки ДВС или другой неисправности.
Порядок заправки автомобиля
Новичкам рекомендуется выбирать правосторонние АЗС. Это заметно облегчит маневр, ведь при левом повороте надо будет пересекать «встречку».
Сложности также возможны в процессе паркинга. Автомобили оснащаются люком с обеих сторон. Надо подъезжать, учитывая расположение горловины бензобака. Важно при этом встать ровно напротив заправочной колонки, чтобы не пришлось тянуть шланг к машине.
Волнуются новички и непосредственно в процессе заправки. Они забывают остановить двигатель и задействовать ручной тормоз. На многих заправочных станциях размещаются информационные наклейки, предупреждающие об этом.
Дальнейшие действия:
- Открыть лючок топливного бака. На многих иномарках это осуществляется из салона, путём воздействия на специальный рычаг, обозначенный характерной эмблемой.
- Выйти из машины, открутить крышку горловины.
- Ввести заправочный пистолет.
- Указать оператору номер бензоколонки, тип горючего и количество литров.
Начинающие автолюбители опасаются, что весь оплаченный бензин не поместится в бак, и излишки хлынут на землю. Спешим успокоить — конструкция заправочного шланга подобное развитие ситуации исключает. Когда уровень топлива достигает ствола пистолета, клапан мгновенно перекрывает горючее. Если же нужно заправить неполный бак, и топлива по случайности пойдёт больше, владельцу придётся переплачивать.
Важные советы напоследок:
- не курите возле бензоколонки, это крайне опасно;
- во время заправки обязательно глушите мотор автомобиля;
- хорошо фиксируйте пистолет в горловине топливного бака, чтобы он случайно не выпал;
- ищите качественную АЗС;
- не допускайте опускания стрелки уровня топлива до минимальной отметки.
Ваши права на заправке: 5 неочевидных вещей, которые можно сделать бесплатно
1. Узнать, какое топливо вам продают и откуда
Для этого вы можете попросить специальный документ — паспорт качества. Он сопровождает каждую партию топлива и должен выдаваться по первому требованию клиента на любой АЗС. На заправках сети «Газпромнефть», с которой мы подготовили эту статью, он висит в уголке потребителя.
Пример паспорта качества топлива →
Дмитрий Верещагин
Руководитель направления контроля качества нефтепродуктов и метрологического обеспечения сети АЗС «Газпромнефть».
Проверяя паспорт качества топлива, обратите внимание на следующие моменты:
- Синяя печать и свежая дата. Если документ подготовлен больше недели назад, стоит задуматься, какой партии продукции он соответствует. Как правило, время реализации одной партии топлива на АЗС не больше трёх дней.
- Указание декларации о соответствии и маркировка ЕАС. Они подтверждают, что продукция прошла все процедуры оценки, установленные Таможенным союзом. Их наличие гарантирует, что топливо качественное и безопасное для потребителя.
- Концентрация веществ. Нужно сравнить нормы и фактические значения. Например, концентрация серы в пункте № 5 не должна быть больше 10 мг/кг, а давление насыщенных паров в пункте № 16 не должно выходить за рамки указанного стандартного диапазона.
2. Заправиться на точное количество литров
Ситуация: индикатор на приборной панели показывает, что 50-литровый бак заполнен на 60%. Вы просите заправщика залить полный бак, справедливо ожидая недостающих 20 л топлива, но получаете счёт на 25.
Нет, вас не обманули. Бак — это сложная конструкция, в которой помимо самого резервуара есть патрубок и заливная горловина. В них тоже можно залить топливо, но при указании номинальной вместимости бака этот объём не учитывается. Поэтому вам могут заправить больше литров, чем вы ожидали.
В доливе топлива до горловины нет ничего страшного, но в жаркую погоду жидкость увеличивается в объёме и может вытечь. Это же, вероятно, случится, если вы припаркуете машину с наклоном. Бензин или дизель могут подтекать не только из горловины, но и из дренажных трубок топливной системы, а это значит, что утечку можно не заметить.
Если не хотите заплатить больше, чем планировали, указывайте точное количество литров. Если до полного бака вам нужно 20 л, столько и просите. Также удобно использовать табло преднабора, которые установлены на многих АЗС. На них можно указать необходимый объём и сумму, на которую вы хотите заправиться.
3. Проверить точность отпуска топлива
Если вы заподозрили АЗС в недоливе, вы можете её проверить. Сотрудники заправки должны провести эту процедуру при вас по первому требованию с помощью поверенного 10-литрового мерника.
Допустимая по федеральным и отраслевым нормам относительная погрешность ТРК составляет 50 мл на 10-литровый мерник в диапазоне рабочих температур ТРК (от −40 до +50 °С) и 25 мл при нормальной температуре (от −15 до +25 °С). Внутренний стандарт компании для АЗС, где вы заправляетесь, может быть даже более жёстким. Например, в сети АЗС «Газпромнефть» максимально допустимая погрешность при рабочей температуре — 40 мл.
Если эксперимент с мерником подтвердил недолив, вы можете обратиться в Росстандарт. Не забудьте задокументировать результаты проверки хотя бы с помощью камеры смартфона.
Дмитрий Верещагин
Перед проверкой ознакомьтесь с документами на мерник — данные в свидетельстве о поверке (тип, заводской номер, информация на пломбе шкалы) должны совпадать с данными на устройстве.
До начала процесса мерник устанавливается в строго вертикальное положение, которое достигается с помощью ампулы уровня. После этого производится тестовый пролив. Рекомендуется выполнять его дважды: в первый раз — для смачивания внутренней поверхности ёмкости, во второй — для эталонного измерения.
Присмотритесь к точной настройке мерника после того, как в него залито топливо: центральная отметка на подвижном визире должна быть установлена напротив нужной риски температурной шкалы. Отметка на шкале должна соответствовать температуре топлива в подземном хранилище. Если мерная шкала выставлена неправильно, то и результаты замеров будут неверными.
4. Подкачать колёса, почистить салон или залить стеклоомывающую жидкость
На многих заправках работают пункты самообслуживания с манометрами и насосами для подкачки колёс до нужного давления. Нет закона, который обязывает предоставлять эту услугу бесплатно, но на крупных сетевых АЗС денег за это не берут. Найти такую заправку нетрудно — достаточно ввести в поиске «2ГИС» или «Яндекс.Карт» запрос «подкачка колёс».
Кроме оборудования для подкачки колёс в таких пунктах могут находиться пылесосы для чистки салона и резервуары с водой или стеклоомывающей жидкостью.
5. Не платить за сломанное оборудование
Если после заправки вы забыли вынуть пистолет из бака, тронулись вместе с ним и случайно уронили или вырвали — не пытайтесь отремонтировать его самостоятельно. Если ущерб серьёзный, стоит вызвать ГИБДД и оформить протокол ДТП. И да, штраф за сломанный пистолет — забота страховой компании, поэтому не ведитесь на предложение сотрудников АЗС разобраться на месте.
Не пытайтесь повесить пострадавшую деталь на колонку, сделав вид, будто ничего не случилось. При повреждении пистолета срабатывает встроенная разрывная муфта, которая зацикливает поток бензина. Так что следующий за вами автомобилист может случайно заправиться вхолостую: счётчик будет крутиться, а из системы пойдёт только воздух.
Как заправить полный бак топлива и почему этого лучше не делать
Существует две категории автовладельцев: те, которые заливают горючее в машину по мере необходимости и возможностей и стремящиеся ездить, будучи всегда уверенными в том, что проблем с внезапно опустевшим баком не возникнет.
Первые не всегда предпочитают обходиться без полной заправки из чисто финансовых соображений, хотя это и основной фактор. Многие водители опасаются заливать полный бак ввиду слухов об опасности этого метода. Мы постараемся прояснить ситуацию, заодно рассказав, как правильно осуществлять заправку полного бака, не зная, сколько в нём ещё осталось.
Техника заправки до полного бака
Автовладельцы обычно знают, сколько бензина или дизтоплива помещается в бак их машины – эта информация содержится в руководстве пользователя. И каково же бывает их удивление, если при заправке практически пустого бака в него помещается больше горючего, чем указано в паспорт
Как правильно и безопасно заправляться газом?
Поскольку газобаллонное оборудование только набирает популярность в нашей стране, многие автолюбители до сих пор не имеют четкого представления, как заправить автомобиль газом. Газ — агрессивный вид топлива, поэтому в процессе заправки нужно строго соблюдать технику безопасности и порядок действий.
Поскольку газобаллонное оборудование только набирает популярность в нашей стране, многие автолюбители до сих пор не имеют четкого представления, как заправить автомобиль газом. Чтобы избежать негативных последствий, нужно быть предельно внимательным в процессе заправки.
Основные меры предосторожности и правила
Перед визитом на АГЗС следует визуально осмотреть автомобиль, чтобы при наличии повреждений топливной системы вовремя их обнаружить. Строго запрещается заправлять баллон газом, если:
- имеются повреждения, трещины или вмятины на топливном резервуаре;
- неисправны клапаны, что может стать причиной возгорания;
- перекошена струбцина, подсоединенная к емкости для горючего;
- закончился срок освидетельствования баллона;
- чувствуется запах газа, что говорит о наличии утечки.
Даже незначительные на первый взгляд повреждения газобаллонного оборудования становятся причиной пожара, взрыва или выхода из строя различных элементов автомобиля.
В целях собственной безопасности и защиты окружающих на АГЗС нельзя:
- Курить и пользоваться различными огневыми источниками (зажигалками, спичками и т. д.).
- Производить дозаправку транспортного средства при запущенном двигателе. Заправка с работающим мотором может привести к неисправностям в работе редуктора, клапанов и других элементов системы.
- Осуществлять в процессе заправки переключение с бензинового на газовый вид топлива и наоборот.
- Пополнять топливный баллон, когда в салоне автомобиля находятся люди.
- Запускать заправку, если пистолет расположен неправильно.
Пополнение горючего на АГЗС осуществляется под руководством оператора станции, поэтому без его команды начинать запрещено. Если автомобиль оборудован механической коробкой передач, при выходе нужно поставить его на ручник. На автомате требуется выставить режим парковки.
Пошаговая инструкция при самостоятельной заправке
Если заправка баллона осуществляется без участия оператора станции, требуется выполнить следующий алгоритм действий:
- Подъехать к нужной колонке и заглушить двигатель. Провести экспресс-осмотр целостности и исправности ГБО.
- К газобаллонному оборудованию на автомобиле присоединяется специальный переходник. Он необходим, если пистолет вставляется в стандартное отверстие для пополнения топлива.
- После запуска заправки начинается поступление сжиженной пропан-бутановой смеси. Газовые испарения занимают в среднем 15-20 процентов от общего объема топливного резервуара. Это пространство необходимо оставлять свободным, поскольку переполненный баллон может взорваться при езде.
- Топливная подача останавливается, когда емкость для горючего заполнена на 80%. Как правило, автоматическая система АГЗС самостоятельно останавливает поступление газа.
- Вынуть пистолет, через который топливо подавалось, и отсоединить переходник, если он использовался в процессе заправки.
При точном следовании пошаговой инструкции пополнение газового топлива не вызовет трудностей и не потребует больших усилий.
Чтобы заправка была максимально безопасной и не вызывала трудностей, нужно:
- соблюдать технику безопасности на заправочной станции;
- регулярно проверять целостность всех элементов топливной системы;
- не допускать использования некачественного горючего;
- оставлять свободное пространство в баллоне;
- устанавливать автомобиль параллельно колонке;
- не пренебрегать услугами оператора АГЗС, если на станции есть квалифицированный сотрудник;
- быть максимально внимательным и собранным.
Нарушение правил заправки возможно не только со стороны водителя, но и сотрудником АГЗС. Причиной может быть банальная невнимательность специалиста, небольшой опыт или халатность. Поэтому рекомендуется внимательно следить за соблюдением правил безопасности и последовательности заправки.
В завершение требуется только оплатить чек за газовое топливо, если расчет производится после заправки. Чтобы не путаться в очередности действий, нужно хотя бы один раз произвести пополнение баллона самостоятельно. Это поможет лучше запомнить, как заправить полный бак.
В целом процедура заполнения баллона газом не вызывает трудностей. Гораздо сложнее выбрать оптимальное по свойствам газобаллонное оборудование. Специалисты компании «Газомания» подскажут, как выбрать ГБО 4 поколения, или самостоятельно определят наилучший вариант для вашего авто.
«Газомания» — сеть специализированных автосервисов в Санкт-Петербурге, оказывающая услуги по установке, демонтажу, выбору и техобслуживанию газобаллонного оборудования. В штате работают только высококвалифицированные мастера с большим опытом. Современное оборудование позволяет быстро и точно выполнять любые действия, связанные с ГБО.
Если вы хотите экономить на топливе, заказывайте переоборудование автомобиля на газовую систему. А помогут вам в этом специалисты компании «Газомания». Менеджеры всегда готовы ответить на все интересующие вопросы и записать к мастеру на подходящее время. Чтобы получить бесплатную консультацию, звоните по телефону +7 (812) 777-0-180.
Правила этикета на АЗС
пользователем Тгриффит
Этикет АЗС следует обсуждать подробнее. Чтобы повысить осведомленность о правильных действиях, которые нужно предпринять при заправке автомобиля топливом, я делаю информационные браслеты.
Нет. На самом деле нет.
Но сегодня я посвящаю это место в блоге надлежащей приличию на заправочной станции.Хотите получить максимум удовольствия от каждой поездки на заправку? Хотите знать, как избежать вспышек гнева? Хотите знать, как обращаться с линиями?
Продолжайте читать, друзья.
Я помню случай на заправке пару лет назад, когда меня чуть не избили, когда я поскользнулся в открытой заправке перед ожидающей машиной. Я утверждаю, что я не сделал ничего плохого, хотя вспыхнувший старик сказал, что мои действия вполне могли привести к моей смерти.
Да, если вы спросите меня, немного драматично.
Насколько я понимаю, если есть открытый насос и никто не выглядит даже отдаленно заинтересованным в его использовании, это честная игра, независимо от очередей в другом месте на станции. Давайте сделаем это правилом.
Это подводит меня к теме расположения газовых заливных горловин на транспортных средствах. Поскольку стандартных мест для газовых наполнителей не существует, иногда наполнитель находится справа, а иногда — слева. Если вы похожи на меня, вы несколько раз подтягивались к насосу только для того, чтобы понять, что ваш наполнитель находится на другой стороне.Это унизительный момент, когда тебе нужно вернуться в машину и подъехать к другому насосу.
Можно ли вместо Reposition of Shame протянуть газовую форсунку полностью от насоса через заднюю часть автомобиля, чтобы добраться до заливной горловины?
Это не только нормально, я поощряю это. Зачем ограничиваться расположением газовой заправки? Отныне давайте перейдем к так называемому «досягаемости насоса».
Наконец, в ваших интересах придерживаться ограничений, установленных автоматическим отключением.Когда насос перестает наполнять вашу машину, ваш бак полон. Пытаться выжать до последней капли и залить горючим каждый квадратный сантиметр — только напрасная трата денег. Не делай этого.
Итак, давайте рассмотрим:
Если есть открытый насос, это ваша помпа.
Если шланг доходит до заливной горловины, не трогайте машину.
Не доливайте бак.
Соблюдайте эти правила и каждый раз наслаждайтесь беззаботной и экономичной поездкой на заправку!
У вас когда-нибудь был неудачный опыт на заправке?
-tgriffith
Найдите подержанные автомобили в вашем районе в CarGurus.
.Приведет ли сотовый телефон к бензоколонке, чтобы она взорвалась?
В этой статье мы будем исходить из предположения, что вы не хотите вызвать взрыв и пожар на заправочной станции, отправив всю конструкцию и всех ее посетителей в облако дыма, лотерея. билеты, жидкость для омывателя лобового стекла и Funyuns. Итак, если вы не хотите спровоцировать взрыв или зажечь заправочную станцию, вы должны держать свой надежный сотовый телефон в кобуре, верно?
Нет.
Объявление
Несмотря на то, что на заправочных станциях были размещены предупреждения о запрете использования сотовых телефонов, а в городских легендах рассказывается о пожарах, вызванных сотовыми телефонами в бензобаках, не было зарегистрировано случаев, когда сотовый телефон разжигал пожар на заправочной станции [источник: Институт нефтяного оборудования]. Фактически, исследователи активно пытались (и потерпели неудачу) использовать сотовые телефоны для зажигания бензиновых насосов [источник: MythBusters].
С чего началась идея, что сотовые телефоны и бензоколонки несовместимы? Одним из виновников может быть небольшой шок, который вы испытываете, когда шаркаете по ковру.Хотя сотовые телефоны не вызывают возгорания на бензоколонках, статическое электричество имело место. Когда вы заправляете свою машину, вы, вероятно, осторожны, чтобы не пролить ни одной капли (бензин стоит дорого!). Тем не менее, пары газа остаются вокруг сопла насоса, даже когда оно вставлено в ваш бензобак. Эти пары могут воспламениться статическим электричеством. Как только они воспламеняются, огонь распространяется везде, где находится бензин — внутри насоса, внутри топливного бака автомобиля — и следующее, что вы знаете, это большой взрыв, и вам придется много объяснять своей страховке. Компания.
Вы не застрахованы от статического электричества только потому, что на большинстве заправочных станций не хватает ворсинок. Если вы хотите запустить топливный насос, вернитесь в машину (потому что вам холодно или лениво и не хотите стоять на улице), а затем вернитесь, чтобы вернуть форсунку к насосу, ваш небольшой визит в вашу машину мог бы зарядить вас достаточно, чтобы зажечь пары бензина. Фактически, некоторые эксперты обнаружили заряд до 60 000 вольт у людей, которые садились в свои машины и выходили из них во время заправки топливом [источник: Хантер].
Таким образом, даже если ваш мобильный телефон не станет причиной пожара на заправочной станции, все же рекомендуется оставить его в машине, пока вы заправляетесь. Добывать газ — это скучно, но вам действительно нужно быть в курсе того, что вас окружает, чтобы вы могли решить любые проблемы с насосом. Заправочные станции также, как правило, заполнены движущимися автомобилями, поэтому вам нужно быть осторожными, если Plymouth Voyager 1998 года выпуска налетит на вас сверху воздушным насосом. Использование мобильного телефона на заправке не приведет к возгоранию, но это не значит, что это хорошая идея.
.Опасно ли использование сотового телефона на бензоколонках?
Предупреждения об опасности использования сотовых телефонов в присутствии паров бензина начали распространяться в Интернете в 1999 г .:
Примеры:
[Собран в Интернете, 1999]
Сотовые телефоны
Если вы не знаете, произошел инцидент, когда водитель получил ожоги, а его машина серьезно пострадала, когда пары бензина привели к взрыву, когда он разговаривал по мобильному телефону, стоя рядом с дежурным, накачивающим бензин.Все электронные устройства на заправочных станциях защищены взрывоопасными устройствами (искробезопасными), в то время как сотовые телефоны нет. ПРОЧИТАЙТЕ СПРАВОЧНИК!
Производители мобильных телефонов Motorola, Ericsson и Nokia в своих руководствах для пользователей печатают предупреждения о том, что нельзя использовать мобильные телефоны на «заправочных станциях, складах топлива и химических заводах». Exxon начала размещать «предупреждающие наклейки» на своих заправочных станциях. Угроза, которую мобильные телефоны представляют для заправочных станций и их пользователей, в первую очередь является результатом их способности производить искры, которые могут быть вызваны мощной батареей внутри телефона.Пожалуйста, передайте это дальше.
[Собран в Интернете, 1999]
*** ПЕРЕДАЙТЕ ЭТО ВСЕЙ СЕМЬЕ И ДРУЗЬЯМ ***
Мобильные телефоны взрывоопасны на заправках. Выключайте мобильный телефон при заправке автомобиля. Это последний совет для пользователей мобильных телефонов и обслуживающего персонала на заправочных станциях от Китайской нефтяной корпорации (CPC), которая недавно проинформировала все свои дочерние компании о необходимости быть начеку для людей, болтающих по мобильным телефонам во время перекачки газа, что, по ее утверждениям, может вызвать взрывы.«Было несколько взрывов в Юго-Восточной Азии и Европе, и мы надеемся, что подобных трагедий можно будет избежать на Тайване», — сказал Дэвид Тунг из главного инженерного подразделения КТК.
Согласно отчету, опубликованному Shell Chemicals, водитель в Индонезии получил ожоги, а его автомобиль был серьезно поврежден в результате взрыва паров бензина после возгорания статического электричества от мобильного телефона, который он использовал.
Судя по всему, водитель разговаривал по мобильному телефону, когда служитель заправки заправлял его машину бензином.Когда водитель наклонился к бензобаку, чтобы проверить, полон ли он, пар взорвался. Согласно бельгийской газете, в Бельгии клиентам запрещено пользоваться мобильными телефонами в пределах 10 метров от заправочных станций, а повсюду вывешены предупреждения, чтобы напомнить людям об опасности.
Угроза, которую мобильные телефоны представляют для заправочных станций и их пользователей по всему миру, в значительной степени обусловлена их способностью искрообразования. Они могут быть вызваны мощной батареей внутри телефона, которая сама по себе является возможной причиной возгорания.Но электромагнитных волн, излучаемых телефоном, более чем достаточно для создания значительного статического электричества, которое нагревает окружающий воздух, и, если воспламеняющийся пар достаточно сконцентрирован, вызывает взрыв. Но другие электронные устройства, установленные на заправках, безопасны. «Все электронные устройства на заправочных станциях защищены взрывными устройствами, а сотовые телефоны — нет», — пояснил Тунг. Производители мобильных телефонов Motorola, Ericsson и Nokia в своих руководствах для пользователей печатают предупреждения о том, что нельзя использовать мобильные телефоны на «бензоколонках, складах топлива и химических заводах».”
Но опасность все еще игнорируется многими пользователями, которые продолжают разговаривать по мобильным телефонам, заправляясь на заправках. «Попросить их выключить телефон — единственное, что мы можем сделать сейчас, но не всем пользователям это нравится: некоторые из них даже злятся на меня», — пожаловался один служащий на заправке. Фактически, чтобы избежать опасности, все передающие устройства, а не только мобильные телефоны, должны быть отключены вблизи заправочных станций и мест, где хранятся легковоспламеняющиеся вещества. Мобильные телефоны также следует выключать рядом с чувствительным электронным оборудованием, в таких местах, как больницы и аэропорты, по соображениям общественной безопасности.
Взято из «Почты Китая» Криса Лэнга.
Хотя обе версии первоначального Интернет-предупреждения ссылались на аварию в Индонезии, в результате которой водитель был сожжен, а его машина серьезно повреждена в результате такого взрыва, в средствах массовой информации не появилось никаких сообщений, подтверждающих инцидент. Более того, о подобных взрывах в других странах ничего не выяснилось. Если искры от сотовых телефонов вызывали пожары на бензоколонках по всему миру, как предполагалось в то время, это явление ускользнуло от внимания средств массовой информации.Такие слухи получили распространение в мае 1999 года, когда в Bangkok Post появилась длинная статья, подтверждающая это предупреждение. Он упомянул «недавний отчет в газете China Post», а затем продолжил повторять предупреждение, данное в приведенном выше более длинном примере, со ссылкой на отчет Shell Chemicals о травмах, полученных человеком в Индонезии и Chinese Petroleum. Инструкции корпорации для заправочных станций, чтобы заставить водителей выключать телефоны во время заправки.
Ладно, так что отрывок о парне в Индонезии, превратившемся в огненный шар, не выдержал критики. Но как насчет упорных слухов о другой предполагаемой жертве, на этот раз австралийском мужчине, якобы пострадавшем от использования своего мобильного телефона во время заправки?
Хотя в 1999 году нефтяные компании сообщили газете South China Morning Post , что они слышали сообщения о взрыве одного австралийца, когда зазвонил его телефон, когда он заправлял свою машину бензином, руководители пожарных служб Австралии настаивают на том, что инцидента никогда не было.Что касается инцидентов в других странах мира, то после того, как в Соединенных Штатах было распространено несколько сообщений, в которых утверждалось, что мобильные телефоны стали причиной пожаров на заправочных станциях, Ассоциация индустрии сотовой связи (CTIA) и Американский институт нефти выступили с заявлениями, отрицающими этот риск. В CTIA заявили: «Нет никаких доказательств того, что беспроводной телефон когда-либо вызывал возгорание или взрыв на станции где-либо в мире. Беспроводные телефоны не вызывают взрыва заправочных станций.Предупреждения, размещаемые на заправочных станциях, просто увековечивают миф ». Американский институт нефти заявил: «Мы не можем найти никаких доказательств того, что кто-то использовал мобильный телефон, что привело к какой-либо аварии, какой бы маленькой она ни была, на заправочной станции в любой точке мира».
В июне 2002 года в Интернете стало распространяться еще одно авторитетное предупреждение по этому поводу:
Компания Shell Oil недавно выпустила предупреждение о трех инцидентах, когда мобильные телефоны воспламенили пары при ответе или звонке во время заправки топливом.Случай 1
Во время заправки телефон положили на крышку багажника автомобиля, он зазвонил, и возникший пожар уничтожил автомобиль и бензонасос.Случай 2
Человек получил серьезные ожоги лица в результате возгорания дыма, когда он отвечал на звонок во время заправки автомобиля.Случай 3
У человека были ожоги бедра и паха, когда загорелся дым, когда зазвонил телефон, который был в его кармане, когда они заправляли свою машину.Что вы должны извлечь из этого?
Это неправильное представление о том, что мобильные телефоны являются искробезопасными и не воспламеняют топливо / дым.Мобильные телефоны, которые загораются при включении или при звонке, выделяют достаточно энергии, чтобы вызвать искру для возгорания. Мобильные телефоны не следует использовать на заправочных станциях, а также при заправке газонокосилок, лодок и т. Д.
Мобильные телефоны нельзя использовать рядом с другими материалами, которые выделяют легковоспламеняющиеся или взрывоопасные пары или пыль (например, растворители, химические вещества, газы, зерновую пыль и т. Д.). Мобильные телефоны следует выключать перед входом в зону, где находятся другие материалы, выделяющие легковоспламеняющиеся или взрывоопасные пары или пыль.
Пожалуйста, поделитесь этим с сотрудниками, у которых нет доступа к электронной почте, членам семьи и друзьям, чтобы помочь всем в безопасности.
Хотя мы долго и внимательно искали, мы так и не нашли документации, подтверждающей ни один из трех инцидентов, описанных в этом предупреждении. Более того, Shell отрицает факт вынесения предупреждения такого рода:
Мы понимаем, что существует электронное письмо, предположительно официальное сообщение Shell, в котором описываются различные инциденты, которые предположительно произошли в результате звонка мобильного телефона на торговой точке.Обращаем ваше внимание, что данное электронное письмо НЕ исходит от Shell Malaysia, и мы не можем подтвердить ни один из упомянутых инцидентов.
На заправочной станции Shell в Калифорнии была записка с предупреждением, но она была выпущена только для того, чтобы предупредить сотрудников о потенциальных опасностях, связанных со статическим электричеством на заправочных станциях; в нем ничего не говорилось о сотовых телефонах, вызывающих пожары. (Цитируемое выше электронное письмо «Три инцидента» было объединено с отдельным предупреждением об опасностях, создаваемых статическим электричеством, эта тема освещена на нашей странице «Статические расценки».)
Ладно, этого еще не произошло. Есть ли еще потенциальный, но еще не реализованный риск использования мобильных телефонов при заправке топливом?
По мнению некоторых экспертов, существует опасность того, что использование мобильного телефона рядом с бензоколонками может вызвать взрыв, но мы не только не обнаружили реальных случаев такого взрыва, но и не знаем никого, кто бы продемонстрировал экспериментально, что это даже возможных (включая людей из программы Mythbusters канала Discovery).Несмотря на это, на бензоколонках в Австралии есть наклейки, предупреждающие автомобилистов выключать телефоны при заправке; Shell в Малайзии наклеила аналогичные наклейки на каждый из своих бензоколонок; аналогично украшены многочисленные насосы в США; Крупнейшие канадские операторы газовых насосов запретили клиентам пользоваться мобильными телефонами на заправке; а в 1999 году город Цицеро, штат Иллинойс, принял первый закон в США, запрещающий использование сотовых телефонов на заправочных станциях. Вся эта деятельность носила характер предупреждений CYA, а не была реакцией на задокументированную опасность.
Производители сотовых телефонов Nokia и Ericsson заявили, что риск того, что что-то случится, когда кто-то использует сотовый телефон на заправочной станции, очень мал, но, поскольку риск существует, его следует учитывать. Nokia также сообщила, что компания давно рекомендует выключать мобильные телефоны во время заправки автомобиля. Однако трудно понять, что именно может вызвать взрыв сотового телефона. Утверждение, что батареи, используемые в сотовом телефоне, могут воспламенить бензин, кажется неправдоподобным, поскольку батареи сотовых телефонов имеют такое же напряжение, как автомобильные батареи (12 В D.C.), но доставляют гораздо меньше тока. Точно так же утверждение, что «звонок сотового телефона использует более 100 вольт для возбуждения», является любопытным артефактом «обычной» телефонной эры: у сотовых телефонов нет звонков; они производят звуковые сигналы, имитирующие звук звонящего телефона.
Новостные репортажи обычно связывают возгорания бензоколонок с использованием сотового телефона всякий раз, когда пожар происходит на станции техобслуживания, где в то время использовался такой телефон, а полиция и пожарные на месте часто просто предполагают, что связь между ними действительна.Однако более поздние расследования в таких случаях всегда показывали, что сообщения в прессе были ошибочными, что что-то еще (обычно разряд статического электричества) вызывало пожары, а присутствие сотовых телефонов было скорее случайным, чем причинным.
Показывает ли это видео взрыв автомобиля на заправочной станции из-за использования мобильного телефона?
В марте 2018 года в Facebook было опубликовано шокирующее видео, на котором взорвался автомобиль на заправочной станции, с утверждением, что взрыв был вызван «сигналами сотовой связи и Wi-Fi», сгенерированными детьми, отправившими текстовые сообщения с заднего сиденья автомобиля:
СРОЧНО !!! ### ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !!!! #### Пока водитель заправлял бензин, его дети использовали телефон, чтобы писать сообщения и болтать, пока не произошла эта ужасная авария … Сигналы сотовой связи и Wi-Fi вызывают этот взрыв … Пожалуйста, не пользуйтесь телефоном при заправке бензина.
Самая ранняя версия видео, которую мы смогли найти, была размещена на эквадорском новостном сайте Al Día в октябре 2017 года, и в ней также обвинялось в происшествии использование водителем мобильного телефона во время заправки топливом: «Пока водитель заправлял топливо, дети сидели сзади использовали сотовый телефон для разговора. Этот бездумный поступок стал причиной аварии. Будем признательны, если вы не пользуетесь телефоном на заправках ».
Фактически, на видео запечатлен взрыв автомобиля на заправочной станции в городе Сан-Гонсалу на юго-востоке Бразилии 8 апреля 2017 года.В то время в автомобиле не было детей, но пассажирка была убита, а водитель-мужчина, который, казалось, разговаривал с пассажиром, был ранен вместе со вторым мужчиной, как сообщила газета O Globo :
Эрика Лима Тиенго Сикейра, 27 лет, находилась внутри автомобиля, когда произошел взрыв. Момент взрыва запечатлен на видео с камеры видеонаблюдения заправочной станции, которое распространяется в социальных сетях. На снимках можно увидеть водителя автомобиля, которого опознали как Франсиско Хосе Гомеш да Коста, возле машины.
Гражданская полиция сообщила, что машина уже проходит экспертизу и выясняет причины аварии.
O Globo также написал в Твиттере второе видео инцидента, снятое под другим углом:
Mulher morre após carro explodir em posto de gasolina em São Gonçalo; видео. https://t.co/62D8gI5Xn9 pic.twitter.com/9Lgf99OOnb
— Casos de Polícia (@CasodePolicia) 9 апреля 2017 г.
Водитель заправлял автомобиль сжатым природным газом, популярной альтернативой бензину и дизельному топливу в Бразилии.По данным некоторых местных новостных агентств, причиной взрыва стало повышение давления внутри баллона с природным газом. Ни в одном из изученных нами новостных сообщений не утверждалось, что использование мобильных телефонов было причиной (или фактором) взрыва.
Миф о том, что сигналы сотового телефона могут вызвать взрывы во время заправки бензоколонки, мы впервые рассмотрели еще в 1999 году. Не было представлено никаких надежных доказательств того, что на одной заправочной станции «вспыхнул» сотовый телефон.
Институт нефтяного оборудования изучил сотни пожаров и взрывов, произошедших во время заправок на заправках в период с 1992 по 2010 год, и не обнаружил ни одного искра от мобильных телефонов.
.Как предотвратить заболевание ОРВИ у ребенка. Какие меры профилактики наиболее действенны. Что делать, если ребенок все-таки заболел ОРВИ. Какие средства помогут быстрее справиться с вирусной . . .
Какие виды бандажей для беременных бывают. Как правильно подобрать и носить бандаж во время беременности. Когда нужно начинать использовать бандаж. Какие есть показания и противопоказания . . .